9 нояб. 2007 г.

Масштаб, Маас и Монтевидео



Роттердам – City of Architecture 2007

Корабельный и транспортный колледж (Neutelings Riedijk, 2001-2005)

Малые голландцы жили в небольшой стране, где каналы плескались под полом маленьких домов, утки поднимались прямо из речки в сад, вместо телеги за окном проплывали лодки, сладно пахло шоколадом и элем.


Сейчас, говорят, голландцы – самая высокая нация на земле. Но они по-прежнему уютно устраиваются вечерами в кресле в комнате высотой 2 метра и всего только 40 см над уровнем моря, кивают соседям из незашторенного ярко освещенного окна и машут рукой проходящему мимо катеру. Но не все. Есть в Голландии и большие города. Скажем так, два –Амстердам и Роттердам. И в том и в другом живут примерно по 50% голландцев, возможно именно тех самых, что повлияли на статистику роста. И большая часть этих самых «высоких представителей» нации – в знаменитом порту, Манхетенне на Маасе, Роттердаме. Но это так, только подозрение – из-за количества небоскребов, широты улиц и наличия свободного пространства, так остро необходимого любому русскому, даже не самому высокому, в тесной Европе.  
Эразмбруке (Van Berkel & Bos, 1990-1996)

С первого взгляда на Роттердам, нам стало ясно – жить стоит только здесь. В «сердце Роттердама» с видом на Маас и Эразмбруке (Van Berkel & Bos, 1990-1996), под высоким морским небом и обязательно на верхнем этаже. Ветер, воздух, вода. Где-то внизу будут звенеть трамваи, напоминая нам своим анахроничным треньканьем о провинциальных городках прошлого века. 

 
Эразмбруке (Van Berkel & Bos, 1990-1996)
Где-то внизу будут бегать спортсмены, покупатели совершать свои обходы по бутикам, негры петь свои песни. В нашей комнате будет высокий потолок и большие окна, алоказия в углу и никакой герани на балконах. А время и погоду мы будем читать на стене вон того небоскреба, слева от моста. И театральную афишу на следующую неделю так же… Или нет, не там, – лучше мы будем жить в темно-коричневом доме, где балконы напоминают стеклянные кубы. Мы поставим в этой «теплице» черную мебель, простую и тонкую. И будем пить, все равно что, и смотреть на тихую воду заводи, а не реки, и на наше отражение в той воде и на отражение деревянной кормы старинного корабля и на отражение малахитовой крыши соседнего нового дома.  Сначала Маас будет тоже видно, потом там построят из воды новый небоскреб и мы будем заглядывать в его незашторенные окна. Но мы не будем жить в домах-Кубиках. И в Карандаше рядом с ними, мы тоже жить не будем. Это – только для высоких голландцев, которые любят уют крошечных каморок, винтовые лестницы и дыхание соседей за окном. 

Cube Houses и  Pencil, спроектированы и реализованы Питом Блюмом в 1978-84

Хотя, собственно, последнее удивительно. Ведь Cube Houses и смешной Pencil были спроектированы и реализованы Питом Блюмом в 1978-84 годах с целью сделать Роттердам более красочным и более привлекательным для обитания, а не только местом для функционирования в виде рабочей силы. Вот что значит – особенности национальной архитектуры.
С того момента, вероятно, все слишком изменилось. 50% голладнцев сильно выросли. И Роттердам уже не нуждается более в увеличении «степени привлекательности» - в этом легко убедиться благодаря архитектурным путеводителям, аудиогидам, гугл-картам с сайтов, посвященных  City of Architecture 2007. Закрадывается даже подозрение, что нет не земле другого такого города, в котором можно насчитать столько же архитектурных радостей из прошлого века и даже, смешно сказать, семи лет нынешнего, сколько в порту на Маасе. Сорок строений официально маркированы и внесены в список для обязательного освидетельствования, отметок на карте больше 180-ти.
Естественно, мы не были столь педантичны и не стали обходить все 180 или все 40. Влюбленному с первого взгляда нет никакой нужды считать ресницы или изучать изгиб губ, чтобы понять, что же так нравится в объекте желания. Любишь все и сразу. И дурацких расписанных слонят по берегам каналов и прозрачных жирафов на офисном здании и катерки из портового музея. 
Монтевидео (F.M.J. Houben (Mecanoo Architecten) 1999-2005)

Но все же мы были избирательны. Включили  в прогулочный маршрут самое высокое жилое здание Голландии – 152-метровую башню Монтевидео (F.M.J. Houben (Mecanoo Architecten) 1999-2005), спроектированную как отдельный «вертикальный город»: 192 квартиры, офисы, магазины, клубы и кафе. Издалека взглянули на головной офис компании «Unilever Bestfoods Netherlands» (JHK Architecten, 2000-2005), - нависающее над старой фабрикой здание-мост длиной 130, весотой 26 метров, беспримерный образец prefabrication – целая стальная конструкция была изначально собрана в стороне и только затем установлена на свое постоянное место. Дизайн офисного моста Unilever перекливается с памятником 1928 года подъемной конструкцией De Hef. И в самом конце прогулки добрались до Корабельного и транспортного колледжа (Neutelings Riedijk, 2001-2005), уже совсем за пределами «сердца Роттердама». «Перископ» клетчатого здания развернут в акваторию, чтобы студенты «ни на минуту не выпускали из поля зрения, где и кем им придется работать», его основание прочно покоится на «суше, чтобы будущие транспортники всегда чувствовали опору». Но вот совсем рядом как бы в противовес монументальной дидактике колледжа молодые архитекторы и дизайнеры расположили кафе в контейнерах на песке, где можно забыть о профессии и надолго потерять почву под ногами.
De Unie (J.J.P. Oud 1924-1925)

Мы терять почву решили было в другом месте – знаменитом кафе De Unie (J.J.P. Oud 1924-1925), которое выделялось из ряда спокойных бюргерских строений 19 века своим ярким, непримеримо абстрактым «стильным» окрасом. Стильным имено из-за своей принадлежности к адептам De Stijl – художественного и архитектурного движения и одноименного журнала, существовавшего в Голландии в 20-х годах прошлого века. Учитель Кандинский, участник Мондриан и революционность взглядов – все это не дало разрушенному во время Второй мировой войны кафе кануть в Лету. Его отремонтировали, подкрасили и провозгласили и в 21 веке вполне  De Stijl.
Мы решили было там поесть и «забыться», но не тут то было. Стильная жизнь в «сердце Роттердама» начинается много позже, после заката солнца, в темноте – чтобы можно было зажечь свет, не задергивать шторы и смотреть в на ночных прохожих, махать ночным катерам.  

Текст и фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий