Роттердам – City
of Architecture 2007
![]() |
Корабельный и транспортный колледж (Neutelings Riedijk, 2001-2005) |
Малые голландцы
жили в небольшой стране, где каналы плескались под полом маленьких домов, утки
поднимались прямо из речки в сад, вместо телеги за окном проплывали лодки,
сладно пахло шоколадом и элем.
Сейчас, говорят,
голландцы – самая высокая нация на земле. Но они по-прежнему уютно устраиваются
вечерами в кресле в комнате высотой 2 метра и всего только 40 см над уровнем
моря, кивают соседям из незашторенного ярко освещенного окна и машут рукой
проходящему мимо катеру. Но не все. Есть в Голландии и большие города. Скажем
так, два –Амстердам и Роттердам. И в том и в другом живут примерно по 50%
голландцев, возможно именно тех самых, что повлияли на статистику роста. И
большая часть этих самых «высоких представителей» нации – в знаменитом порту,
Манхетенне на Маасе, Роттердаме. Но это так, только подозрение – из-за
количества небоскребов, широты улиц и наличия свободного пространства, так
остро необходимого любому русскому, даже не самому высокому, в тесной Европе.
![]() |
Эразмбруке (Van Berkel & Bos, 1990-1996) |
С первого взгляда
на Роттердам, нам стало ясно – жить стоит только здесь. В «сердце Роттердама» с
видом на Маас и Эразмбруке (Van Berkel & Bos, 1990-1996), под высоким морским небом и
обязательно на верхнем этаже. Ветер, воздух, вода. Где-то внизу будут звенеть
трамваи, напоминая нам своим анахроничным треньканьем о провинциальных городках
прошлого века.
Где-то внизу будут бегать спортсмены, покупатели совершать свои
обходы по бутикам, негры петь свои песни. В нашей комнате будет высокий потолок
и большие окна, алоказия в углу и никакой герани на балконах. А время и погоду
мы будем читать на стене вон того небоскреба, слева от моста. И театральную афишу
на следующую неделю так же… Или нет, не там, – лучше мы будем жить в
темно-коричневом доме, где балконы напоминают стеклянные кубы. Мы поставим в
этой «теплице» черную мебель, простую и тонкую. И будем пить, все равно что, и
смотреть на тихую воду заводи, а не реки, и на наше отражение в той воде и на
отражение деревянной кормы старинного корабля и на отражение малахитовой крыши
соседнего нового дома. Сначала Маас
будет тоже видно, потом там построят из воды новый небоскреб и мы будем
заглядывать в его незашторенные окна. Но мы не будем жить в домах-Кубиках. И в
Карандаше рядом с ними, мы тоже жить не будем. Это – только для высоких голландцев,
которые любят уют крошечных каморок, винтовые лестницы и дыхание соседей за
окном.
![]() |
Cube Houses и Pencil, спроектированы и реализованы Питом Блюмом в 1978-84 |
Хотя, собственно,
последнее удивительно. Ведь Cube Houses и смешной Pencil были спроектированы и реализованы Питом Блюмом в 1978-84 годах с целью
сделать Роттердам более красочным и более привлекательным для обитания, а не
только местом для функционирования в виде рабочей силы. Вот что значит –
особенности национальной архитектуры.
С того момента,
вероятно, все слишком изменилось. 50% голладнцев сильно выросли. И Роттердам
уже не нуждается более в увеличении «степени привлекательности» - в этом легко
убедиться благодаря архитектурным путеводителям, аудиогидам, гугл-картам с
сайтов, посвященных City of Architecture 2007. Закрадывается даже подозрение, что нет не
земле другого такого города, в котором можно насчитать столько же архитектурных
радостей из прошлого века и даже, смешно сказать, семи лет нынешнего, сколько в
порту на Маасе. Сорок строений официально маркированы и внесены в список для
обязательного освидетельствования, отметок на карте больше 180-ти.
Естественно, мы
не были столь педантичны и не стали обходить все 180 или все 40. Влюбленному с
первого взгляда нет никакой нужды считать ресницы или изучать изгиб губ, чтобы
понять, что же так нравится в объекте желания. Любишь все и сразу. И дурацких
расписанных слонят по берегам каналов и прозрачных жирафов на офисном здании и
катерки из портового музея.
![]() |
Монтевидео (F.M.J. Houben (Mecanoo Architecten) 1999-2005) |
Но все же мы были
избирательны. Включили в прогулочный
маршрут самое высокое жилое здание Голландии – 152-метровую башню Монтевидео (F.M.J. Houben (Mecanoo Architecten) 1999-2005),
спроектированную как отдельный «вертикальный город»: 192 квартиры, офисы,
магазины, клубы и кафе. Издалека взглянули на головной офис компании «Unilever Bestfoods Netherlands» (JHK Architecten, 2000-2005), - нависающее над старой фабрикой здание-мост длиной 130,
весотой 26 метров, беспримерный образец prefabrication – целая стальная конструкция была изначально
собрана в стороне и только затем установлена на свое постоянное место. Дизайн
офисного моста Unilever
перекливается с памятником 1928 года подъемной конструкцией De Hef. И в самом конце прогулки добрались до Корабельного и транспортного колледжа
(Neutelings Riedijk, 2001-2005), уже совсем за пределами
«сердца Роттердама». «Перископ» клетчатого здания развернут в акваторию, чтобы
студенты «ни на минуту не выпускали из поля зрения, где и кем им придется
работать», его основание прочно покоится на «суше, чтобы будущие транспортники всегда
чувствовали опору». Но вот совсем рядом как бы в противовес монументальной
дидактике колледжа молодые архитекторы и дизайнеры расположили кафе в
контейнерах на песке, где можно забыть о профессии и надолго потерять почву под
ногами.
![]() |
De Unie (J.J.P. Oud 1924-1925) |
Мы терять почву
решили было в другом месте – знаменитом кафе De Unie (J.J.P. Oud 1924-1925), которое выделялось из ряда
спокойных бюргерских строений 19 века своим ярким, непримеримо абстрактым
«стильным» окрасом. Стильным имено из-за своей принадлежности к адептам De Stijl – художественного и архитектурного движения и одноименного журнала,
существовавшего в Голландии в 20-х годах прошлого века. Учитель Кандинский,
участник Мондриан и революционность взглядов – все это не дало разрушенному во
время Второй мировой войны кафе кануть в Лету. Его отремонтировали, подкрасили
и провозгласили и в 21 веке вполне De Stijl.
Мы решили было
там поесть и «забыться», но не тут то было. Стильная жизнь в «сердце
Роттердама» начинается много позже, после заката солнца, в темноте – чтобы
можно было зажечь свет, не задергивать шторы и смотреть в на ночных прохожих,
махать ночным катерам.
Текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий