1 мар. 2017 г.

Турист во Флоренции: от Уффици до граффити - один шаг


Firenze, Florence, Florenz, Флоренция - как трудно быть художником, когда над городом витают великие тени. Вазари и Рафаэль, Микеланджело и Челлини. Не витают, нет - довлеют, стоят за спиной, почти хватают за руку. Про «тяжело художникам» не я придумала - прочитала в одном путеводителе, правда, сказано было про Рим. А вспомнилось во время прогулки по залитой солнцем столице Тосканы при виде творений местных граффитистов. Даже они, да, эти уличные художники, сама свобода и раскрепощенность страдают под грузом отягощенных искусством веков. Вынуждены делать экивоки, поминать всуе и нет, и наоборот – избегать даже намека на высокий стиль и художественность.





На стенах можно было увидеть цитаты и ассоциации. Обнаружить побег в сторону "наскальных рисунков", клоунаду, использование банального трафарета. Война с кумирами на желтой штукатурке исторических зданий: один пытается утопить шедевры из галереи Уффици, другой, очевидно, критик, тут же оставляет свою немногословную безжалостную рецензию: Boring!
Третий портит белую стену черепом-печатью, круглым как тенисный мяч. Мяч подхватывает следующий игрок, он превращает его в Йорика, росчерком маркера, рисуя силуэт задумавшегося Гамлета, больше напоминающего Шрека. Boring? И маска, парафраз на посмертный слепок с лица Данте из Палаццо Веккьо, - смертельный китч с ярко накрашенными губами. И подводный Пикассо. И Наполеон (?).



Флоренция! - напомните мне вы, - как можно обращать внимание на всю эту уличную ерунду во время прогулки по одному из прекраснейших городов? Прекраснейший город прекрасен на открытках: синее небо, терракотовые крыши, купол знаменитого собора возвышается над ними - идиллия. И да, она открылась - и мне как туристу с балкона дворца, вид был запечатлен моею фотокамерой и хранится дома на жестком диске. Во веки веков. Как и многие другие, большей частью ничего не говорящие фотографии флорентийских "реперных" точек, маркеров "здесь был я", а также еще менее значимые виды просто улиц, просто площадей, просто зданий, просто дверей, витрин и крыш.



Почему? Да потому что Флоренция оказалась закрытой внутри себя вещью, повернувшейся ко мне задом - своими грязными обшарпанными стенами. Тосканские радости скрывались за этими стенами: тосканская кухня, тосканские вина, оливки, сыры и масла можно было увидеть в здании крытого рынка (купить - да, неспешному местному жителю или задержавшемуся гостю, но не туристу в начале прогулки, а в конце рынок оказался закрыт), шедевры живописи - в залах Уффици и прочих многочисленных Палаццо, и что уж говорить про церкви? Стены - граница двух миров. По сю сторону - пыль, мусор, копоть; все чужое, случайное, 




непрошенное; все туристы, зрители, зеваки. По ту сторону - флорентийцы и их гости, прекрасные вещи, улыбки, свет, чистота. Итальянский дизайн и итальянская роскошь - все только за порогом. 



У нас, оставшихся снаружи, есть, по большому счету, только два варианта: смириться с ролью туриста, увидеть только то, что город готов нам показать, – выстояв безумные очереди в галереи и церкви, состояшие из таких же, как мы; утолять телесный голод мороженым на ходу, жажду - тепловатой водой из городских колонок. Либо: выучить итальянский, ездить постоянно в Тоскану / Флоренцию, подружиться за пару веков с одним из автохтонов, может быть, граффитистом, увидеть город изнутри, полюбить. 





Текст и фото: Елена Невердовская

Еще про Флоренцию:
Елена Невердовская "Интервенция утописта: захват ратуши, взятие форта". О выставке Яна Фабра.


Комментариев нет:

Отправить комментарий