19 янв. 2017 г.

Сценарий Design Academy Eindhoven: из виртуального в реальное

Dutch Design Week 2016

Kumi Oda. Круговорот шелка. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Учёные почти уверены, что динозавры погибли вследствии столкновения астероида с землёй. В результате образовался гигантский кратер, массы пород были выброшены в атмосферу, сгорели там, взорвались, просыпались обратно ядовитым горящим "дождём", всю землю довольно долго сотрясали землетрясения,  рушились горы, сползали оползни, цунами заливали побережья. 

Magnus Ingvar Agustsson. Обращение к оракулу. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Поврежденная катастрофой планета на долгое время оказалась во власти климатических катаклизмов: где было влажно, настала засуха, в пустынях же начались непрекращающиеся дожди. Полное отсутствие пропитания. Кто мог бы приспособиться? Преобразиться? Выжить? Тогда, сотни миллионов лет назад, выжили и, более того, получили лучший шанс на развитие млекопитающие.
Эксперты полагают, что сценарий может повториться - астероидов в космосе полно. И тогда на месте динозавров окажемся мы (плюс все разнообразие живого мира, естественно). Может, мы погибнем не все - учёные на данный момент в состоянии предсказать катастрофу месяцев за восемь до её наступления, но на настоящем этапе развития человечества предотвратить её пока не в силах никто. Предупрежденное население земли сможет спасти некоторых в подземных бункерах, как в ноевых ковчегах, а подавляющему большинству придется лишь смириться с неминуемой смертью. Мегаполисы рухнут, вся техника будет уничтожена, электричества не будет. Когда через месяцы/годы выжившие покинут подземелье, они будут вынуждены начать все сначала - добывать огонь, искать пропитание, по крохам собирать разрозненные знания былой цивилизации. Побеждать других врагов, изобретать новое.

Jing He. Пирамида для тюльпанов. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Jing He. Пирамида для тюльпанов. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
 Так что, вот такой вариант. Будущее - оно может быть вообще без каких-либо технических дотижений, без успеха, а вовсе – как один большой провал, всеобщая погибель и забвение. Но есть надежда, что кто-то будет все же иметь шанс со своим сценарием, и этот кто-то – вовсе не обязательно образованный житель мегаполиса, скорее даже не он, а именно вьетнамский крестьянин или эскимоский рыбак. И вот еще кто - дизайнер.

Hannah  van  Luttervelt.  Игра  с оружием. Самая большая
         игрушка   зовется  "Little  Boy",  как  бомба  сброшенная  на
         Хиросиму. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Последний пример отнюдь не покажется неожиданным, если иметь ввиду стратегическую установку  Томаса Виддерсховена, креативного директора Академии дизайна Эйндховена, полагающего главным качеством дизайнера не интеллект, не творческую энергию, не набор информации и навыков, а сострадание (не просто как сочувствие или понимание, но как принятие и активную помощь) и старающегося воспитать и обучить нового специалиста не проектировать предметы, а находить альтернативы в самых неожиданных ситуациях, отвечать требованиям момента, заниматься не созданием привычных систем, а взращиванием иных связей.

 
Wendy Andreu. Дождевик. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Рассматривая работы выпускников Академии Дизайна, можно почувствовать все, что угодно, кроме восхищения: ужас, отвращение, неприятие, брезгливость, жалость к себе и другим, непонимание, отрицание, ненависть. И ведь астероид еще не летит к земле, а привычный мир уже разрушен. Детская площадка из бетона, как часть возможного бункера на территории войны? Реальность, да. Материальный близнец твоего виртуального эго, из пластика, с контурными первичными-вторичными половыми признаками, идиотской улыбкой на идиотском лице? Что ж, смотри как на свое отражение в зеркале, анонимный ты наш.  И да, обнимай наполненный воздухом шар, положивший тебе руки на плечи, раз живого любовника нет в настоящем и он не предвидится в обозримом будущем. (Астероида еще нет и ледниковый период тоже не наступил, но мы заперты в своем одиночестве).

Thomas Nathan. Комки глины. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Seung Bin Yang-Традиционная корейская лаковая техника. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Студентов учили помнить о теле – своем и животных. И вот студенты-дизайнеры делают такие работы: один создает проект нового класса для авиа-перевозок, медицинского. Некто, смертельно больной, нуждается в пересадке органа для своего дальнейшего существования, он получает билет в соответсвующий класс, он сам везет свой орган на операцию – вполне сознательно, часть трупа в чемоданчике-холодильнике в дрожащей руке. Другой студент превращает в эстетический объект нечто внутреннее, а именно, часть пищеварительного тракта коровы, кишечник как предмет, дающий свет. Он проектирует лампу для ресторана правильного питания, пункта приема медленной разумной пищи. Чтоб каждый ел свой бифштекст сознательно, среди теней и световых пятен, отбрасываемых внутренностями убитого животного. Мы  - не они, но все звенья одной пищевой цепочки.

Anne Fischer. Возрождение из пепла. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Anne Fischer. Возрождение из пепла. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Студентов учили, что больше не существует привычных ресурсов, есть только тлен и прах, и жалкие кусты на горах шлака. Ну так что? Ученики не чураются новых материалов. Один из выпускников премирован за проект по созданию полимеров из отходов после сжигания угля. Другая использует растения, выросшие на загрязненных участках почвы, как краску для глазури, как добавку в глину для посуды или декоративной облицовки. Еще один проект – опять-таки, керамика из загрязненных тяжелыми металлами почв. И еще – глазурь из молока и его продуктов и отходов молочного производства. Или «лесная шерсть» - волокна из сосновой хвои.

Екатерина Семенова. Забота о молоке. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Tamara Orjola. Лесная шерсть. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
И химии тоже нет, той самой, индустриальной. Никаких таблеток и мазей. Студенты согласились с таким положением дел и предложили использовать вместо крема растертый в порошок фарфор. А вместо понижающих давление и борющихся с плохим холестерином медикаментов применили свеклу, морковь и имбирный сок. Очевидно, так оказалось возможно возвращение средневековой алхимии и первобытного знахарства в современное общество. 

Naomi  Jansen.  Ультимативная система питания для
         больных. Еда как таблетка. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Naomi  Jansen.  Ультимативная система питания для
         больных. Еда как таблетка. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
И даже, где-то отдаленно, неошаманства – создание световых домашних алтарей из вещей, милых нашему сердцу, и хорошей комнатной погоды благодаря увлажненным поверхностям пористых фарфоровых дисков. Вместо диагноста или колдуна – металлическая мандала на шарнирах, реагирующая на токи нашего сознания, эмоциональные всплески и провалы. Реально и материально, можете поверить, на выставке был прототип.

Stefan  Bukkems.  Объект  Senza.  Механическая  мандала,
         реагирующая на настроение испытуемого. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Но не стоит делать из всего выше сказанного вывод, что будущих дизайнеров сознательно готовили к возможной катастрофе. Это было бы в корне неверно. Речь не идет о столкновении с астероидом или о другой внезапной беде. Нет. Главный посыл - о насущной необходимости кардинально изменить наше отношение к происходящему. Не только ввести понятие «экоцид» (по аналогии с геноцидом) – и потребовать наказания за преступление против окружающей среды, этот вариант предложила одна из выпускниц Академии дизайна. Но и – сделать каждый жизненный шаг сознательным, вывести человечество из виртуальной реальности, в которую оно себя само завело. Вернуть в вещественный мир, научить обратно соприкасанию с реальностью. Что демонстрируют и другие студенческие проекты. 

Anne Texier. Made in YouTube. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская
Например: виртуальная игра по выходу из виртуальной игры для интернет-зависимых. И не факт, что эту «дверь» в реальное так просто найти, может, кому-то придется проиграть всю жизнь в этих поисках. И еще:  каталогизация youtube-роликов разных авторов на тему DIY, чтобы воссоздать полный процесс какого-либо производства. От стрижки овец до вязки свитера, от создания кожи из шкуры до шитья туфель. Из цифрового обратно в материальный мир, архивизация полезной информации самым тривиальным, почти забытым в наше время, способом.

Anne Texier. Made in YouTube. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская


Совсем забытым? К счастью, нет. Возможно, предупреждение о таком будущем подоспело как раз вовремя, когда мы еще не совсем отдалились от вьетнамского крестьянина или рыбака-эскимоса, когда еще не поздно все поправить. Займемся! Компьютер, планшетник и смартфон – это, конечно, хорошо, но мы будем предусмотрительны. Архивируем все наши знания на бумаге и прочих вещественных носителях и упакуем их в тревожный чемоданчик по примеру средневековых странников и приберем на потом. Астероидов в нашем космосе полно. Да и опасность, она не только в них. 

Harry van Gameren. Возрождение странничества. Dutch Design Week 2016. Фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий