Как только речь заходит о заветной мечте, все начинают волноваться, возбуждаться, говорить больше и громче, сильнее размахивать руками, стараясь передать свое восхищение окружающим. Великие архитекторы не исключение. Жарким летним
днем под куполом павильона Бакминстера Фуллера на кампусе Vitra Ренцо Пиано говорил, не умолкая, о своей мечте - о маленьком доме. Дом по имени Diogene стоял неподалеку на холме, прототип – предпоследний шаг
на пути превращения мечты в реальность.
Ренцо Пиано
был простужен, он хрипел, терял голос, то и дело вынимал носовой платок, но
продолжал неутомимо и страстно убеждать всех в необходимости одиночества, в
очаровании одиночества, в очищающей силе одиночества. Одна чашка, одна ложка,
один стул, одна кровать. Мечта площадью два на два метра. Дом, где можно найти покой, уединение, где можно медитировать и наслаждаться тишиной.
Руководитель
и владелец мебельной фабрики Vitra Рольф Фельбаум не размахивал руками и почти даже не двигался, и о мечте не говорил. Он просто сыпал афоризмами, сдержанно улыбаясь. Он говорил: «очевидно, Diogene – это рекорд Ренцо Пиано по количеству затраченной
мыслительной энергии на квадратный сантиметр площади строения». Или: «Diogene – это
совершенная красота, которая может функционировать еще и как дом». И еще: «Diogene – это объект, который слишком мал, чтобы быть архитектурой, и слишком
велик, чтобы быть дизайном». И внимательному слушателю становилось ясно - как бы прагматично все не звучало, речь и тут идет о мечте.
Ренцо Пиано
не уточнил, когда именно зародилась эта мечта. Он сказал: я всегда хотел
построить крошечный дом, не павильон, не киоск, не машину, не палатку –
настоящий дом, маленькое здание. Ренцо Пиано проектировал гигантские здания – и
мечтал о доме. Он придумывал дизайн яхт, лодок и катеров, создавал дизайн для
автомобилей и минимизировал необходимое, превращая комнату в монастырскую келью
(Монастырь св. Клариссы), – и думал о доме. Десять лет назад он не смог больше противостоять идее –
по собственному почину архитектор начал проектировать варианты минималистского
жилья. Так появились протитипы из фанеры, из бетона, из дерева. Описание
последнего из протитипов, а именно деревенняго, было опубликовано в 2009 году в
итальянском журнале Abitare: дом площадью 2,4 х 2,4 метра, высота конька крыши – 3, 2 метра, вес
конструкции 1, 2 тонны. PS значилось: дальнейшая разработка возможно только при наличии заказчика.
Рольф
Фельбаум регулярно читал Abitare, не пропустил он и эту публикацию, ведь в каком-то
смысле, это было обращение к нему, к производителю не просто мебели, а
создателю жизненного стиля. «Дом для одного: одна чашка, одна ложка, один стул,
одна кровать»... Заманчиво? Нужно быть футуристом. Или мечтателем.
Ренцо Пиано
и Рольф Фельбаум встретились в 2010 году, обсудили проект и приняли решение
совместно довести его до конца, создать продукт, реализовать мечту. Три года
шла борьба за каждый квадратный сантиметр / миллиметр площади, за каждый
кубический сантиметр объема. Продукт должен был удовлетворяить всем требованиям
современного уровня комфорта: электричество, вода, отопление, кондиционер, душ
и туалет. При этом дом должен был быть абсолютно автономным, независимым от
каких бы то ни было коммуникационных сетей: вода – с неба, электричество – от
солнца, тепло – из пространства или из земли. Как сказал Маттиас Шулер, один из
команды по созданию Diogene´а, инженер, отвечающий за всю технику: «Diogene для окружающей среды - не больше чем след ноги
человека», - минимум взять, минимум нарушить, минимум оставить.
Поэтому каждый
должен решать для себя, на что потратить ограниченные ресурсы: на свет для
чтения, на тепло для приготовления еды; хватит ли воды, чтобы принять душ, или
только на то, чтобы умыться. Все резервуары, все батареи, вся техника запрятаны
в стены, под крышу, в фундамент – дом выглядит как дом, или как «красота,
функционирующая как дом», как простота, как мечта об одиночестве.
«Нет-нет», -
в который раз повторял Ренцо Пиано в тот солнечный день, - Diogene не машина, не гаджет. Diogene – строение, маленькое здание, дом». Архитектор вполуха
слушал, как технический специалист из его команды рассказывал о датчиках и
спрятанных внутри приборах. И никак не комментировал высказываение Маттиаса
Шулера «Diogene – это iHouse». С мечтой не так-то просто расстаться. И его, возможно,
не сильно волновали реальные климатические условия – ведь Diogene пока еще не продукт, а только приближение к готовому
произведению. Прототип. Проверка на реальность.
Гаджет или
дом, не суть, - возможно, так рассуждал Рольф Фельбаум, не архитектор, не поэт.
Рольф Фельбаум - прагматик. Он уверен, что Diogene, - эта мечта об автономном доме посреди нетронутой
природы, - может стать реальностью. Точнее, должен стать реальностью. Чтобы это
осуществилось, необходима лишь малость: в год находить сто покупателей, сто человек, жаждующих
одиночества, имеющих деньги и возможность установить где-нибудь в Европе между
Швецией и Италией такой дом, проводить там время от времени пару дней – в
тишине, покое, размышлении.
Возможно, с
первыми ста он знаком даже лично. И знает, о чем мечтают они.
О чем именно
мечтает сам Рольф Фельбаум, чем для него является Diogene, остается только гадать. История? Преемственность идей?
Диалог с Ле Корбюзье и Пруве во времени? «Я не думаю, что в этом доме
что-нибудь изменится через 20 лет, разве что будет улучшена теплоизоляция
благодаря новым, не открытым еще материалам", звучит оптимистично, прагматично, уверенно, как угодно, но не мечтательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий