![]() |
DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
В середине октября в небольшом Эйдховене
традиционно состоялась Неделя Голландского Дизайна / Dutch Design Week. До 2009 года смело можно было заявить, что центральным событием фестиваля является
выставка выпускников Академии Дизайна. В этом году традиция несколько
покачнулась – трудно оставаться «центром», увлекать на «свою орбиту», когда
вокруг возникло столько «новых и сверхновых звезд». Под знаком «Dutch Design Week 2009» объединились более 60 площадок: от
Технического универститета до студии кулинарного дизайна и суповой кухни. Но
все же, обойти стороной залы Академии никак невозможно.
Потому, что
именно здесь чувствуется ветер перемен.
Выпускники этого
года начали свое обучение в 2003 или 2004 году, когда казалось, что экономическому
росту предела нет, когда «голландский дизайн» только начал свое восхождение к
успеху, восхищая и шокируя всех на шоу в Милане, Лондоне, Базеле или Нью-Йорке.
И вот – кризис 2008, казалось бы тотальная неуверенность. В старую колею бывшем
студентам, а ныне профессиональным дизайнерам ход закрыт, надо прокладывать
новый путь. Беззаботный оптимизм предыдущего десятилетия выдуло холодным
ветром. Но не будь они выпускниками Академии Дизайна Эйдховен: «Мир изменился,
изменились требования к дизайну и дизайнерам, стало быть и амбиции школы должны
стать другими. Что осталось постоянным – это качество образования, уровень
студентов» (Анне Мике Эггенкамп, исполнительный директор Академии Дизайна).
![]() |
«Паразиты/ Hosting Parasites» Катарины Людвиг. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
Школа «Академия
Дизайна Эйдховен» знаменита не только тем, что поставляла и поставляет звезд на
мировую дизайнерскую сцену. Она замечательна еще и тем, что определяет
тенденции и напряжения будущего, ее преподаватели, эксперты и студенты исследуют
темы и проблемы, которые в настоящем можно предчувствовать, угадать или
экстраполировать из существующих отношений. И вот это качество было сделано
ключевым при составлении плана развития. Стратегия школы изменилась. Был
разработан «Компас направлений» - программа, формирующая во время первых лет
обучения базу знаний, умений, навыков. Направлений всего четыре: ателье, форум,
рынок и лаборатория. Плюс усиленное изучение ремесел, старинных рукоделий,
методов и практик работы с веществом, материалом, предметом. Вторым этапом
стали восемь факультетов, возглавляемых отдельными преподавателями. Студентам
был предоставлен выбор: Образ жизни, Коммуникация,
Здоровье, Досуг, Мобильность, Идентичность, Деятельность, Общественное
пространство. В рамках выбранного отделения каждый обучающийся определял
для себя какую-либо реальную дизайнерскую задачу, решал ее средствами,
полученными на ранних стадиях обучения, направляемый и поддерживаемый
преподавателем. Поощрялось не только оригинальное решение, но и необычный
способ, метод, процесс.
![]() |
DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
Результаты этих
студенческих исследований можно было увидеть и оценить на выставке выпускников
Академии в середине октября. Хотя «оценить» сильно сказано – многое способно
было удивить. Для оценки требуется гораздо большее время – не для каждого
сознания реальны и артикулированы проблемы и задачи завтрашнего дня. Например,
загадкой до сих пор кажется проект «минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе (Досуг) – несколько
ниток, связанных узелками затейливым образом, макраме, где пробелов и пауз
больше, чем материала. Или изготовленные из стекла, резины и ткани «Паразиты/ Hosting Parasites» Катарины Людвиг.
![]() |
«минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
![]() |
«минималистское платье/Minimal Dress» Дигны Коссе. DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
То ли лечебные банки на новый лад (если еще живы те, кто
знают что такое банки от кашля), то ли необычные бусы, оставляющие на теле
синяки. Какое-то отношение здоровье к дизайнерским «паразитам» все-таки имеет –
проект представлен в рамках отделения Well-Being. Не сказать, что такие непонятные проекты –
исключение. Но и не правило. Можно было увидеть предметы ясные и определенные в
предназначении. Например стулья. Или водосток с лейкой, или модель автомобиля.
Или просто «картонный офис».
![]() |
DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
В любом случае – поучительно
и обнадеживающе. Мир не остановился, и что будет завтра так же непонятно, но
привлекательно, как это виделось вчера. А значит: след в след не получится.
Самое время протаптывать новую тропу.
![]() |
DDW 2009. Академия дизайна Эйндховен. Фото: Елена Невердовская |
Комментариев нет:
Отправить комментарий