2 мар. 2016 г.

Искусства магия и власть


Текст и фото: Елена Невердовская
 
Babak Kazemi. Exit of Shirin and Farhad
Под ногами лежит ковер, его периметр и центр украшают орнаменты, свободное пространство между узорами напоминает центральную площадь города, затейливо разбитый сад. Движение, замеченное краем глаза, рождает вопрос: не насекомые ли это? В следующий момент возникает ответ. Нет, это мы. Или иные люди. Вид сверху. Или не люди вовсе, потому что ковер - не ковер, на самом деле - это портал, вход в мир иной. Вход в рай - "Jardins Nomades / Сады кочевников" француза Сэмюэля Руссо. Это ощущение подкрепляется аннотацией художника: орнамент ковра символизирует волшебный сад, магическое место, защищающее расположенную в центре божественную сферу абсолюта, он был выдуман еще во времена турков-сельджуков, 11-12 век. 

"Jardins Nomades / Сады кочевников" Сэмюэль Руссо

"Сады кочевников" - не единственный ковер на выставке "Магия и Власть / Magie und Macht": взлетающая ввысь ковровая дорожка "Läufer" живущей в Берлине турецкой художницы Невин Аладаг встречает посетителя в первом зале музея Marta Herford,

"Läufer" Невин Аладаг
в следующем над головой парит пронзенный десятками стрел ковер-самолет"Flying Carpet" китайского автора Cai Guo-Qiang, буквально под ногами лежит ковер-дрон "Rising Carpet" (Moussa Sarr, 2013), готовый подняться в воздух, если найдется смелый, рискнувший взять в руки пульт управления; в зале с "Садами кочевников" о стену в осколки разбит еще один "сказочный дивайс" болгарина Правдолюба Иванова - Fairy Tale Device Crashed, 2013; рядом летит человек вместо ковра-самолета - то ли дрон, то ли ракета. 


"Rising Carpet" Moussa Sarr,

Fairy Tale Device Crashed, Правдолюб Иванов
Подзаголовок выставки "О коврах-самолетах и дронах" сужает поле трактования концепта, облегчает толкование скрытых идей. Ковер выступает исключительно как символ ориентального Востока, как идентификация территории,  на которой в данный момент ведется война, - географическая, этническая и этическая зоны. Дрон, напротив, - это орудие агрессии, оккупации, прибор для наблюдения и подавления, зрачок Большого Брата. Западного Брата - технократа-бездушного робота, нового властелина Старого Света. Земля, разрушенная бомбами, либо изуродованная военными базами представляет собой тоже ковер - увиденный c большой высоты глазом персонифицированного одушевленного дрона (Jananne Al-Ani, "Aerial II", video, 2011, или Alain Josseau, "time Surface 7: A la vitesse des images, 2014). 

Drone Survival Guide, Ruben Pater

Alain Josseau, "time Surface 7: A la vitesse des images"
Дрон – глаз, дрон – зверь. В видео "56 маленьких вертолетов" Романа Зигнера, 2008, запертые в одной комнате летающие роботы еще больше напоминают живых существ, насекомых, которые дерутся за еду, спариваются, размножаются. Военные дроны итальянской художественной группы IOCOSE в свободное время от кровавой работы самостоятельно делают селфи - в зеркале ванной, гостиной дома, общественном туалете.  

IOCOSE. Drones Selfies

IOCOSE. Drones Selfies

Казалось бы, подобная выставка на актуальную, как бы, "заданную" тему неминуемо должна оказаться плакативной, напоминающей передовицу газеты, таким нажатием кнопок "насилие", "агрессия", "смерть", "Ближний Восток", отбором ключевых слов для увеличения числа " кликов"-посетителей. 

Nadia Kaabi-Linke. "No one Harms Me Unpunished"

Panamaenko. Portabel Air Transport

Могла бы, если бы не кураторы  Marta Herford. Им каждый раз удается перевести диалог с поверхности в глубину, в многослойность смыслов, удивить, сбить прицел с очевидного. В результате выставка оказывается не иллюстрацией действительности, не комментарием происходящего, а таким "порталом" в неизвестное пространство, выход в которое может помочь найти - вот только что? Ответ на вопрос, что делать и кто виноват? Собственное понимание ситуации? Знание о завтрашнем дне? Веру в будущее или, напротив, осознание неотвратимости заката и апокалипсиса? Надежду? 

Slavs and Tatars: PrayWay, 2012

Björn Schülke. Planet Space Rover

Вот очевидно, в этом и заключается говоря несколько высокопарно, гениальность экспозиции. "Магия и власть" - это как предсказание оракула, суть которого можно понять тогда, когда событие станет прошлым, либо понять неправильно, либо предугадать и сделать правильный шаг. 
Понимание, шаг в нужном направлении – это будет завтра. А пока: только широко открытые глаза. Магия и власть искусства в действии.

"Flying Carpet" китайского автора Cai Guo-Qiang

Farhad Moshiri. Ковер-самолет

 Выставка

Музей Marta Herford
Херфорд, Северная Рейнвестфаллия, Германия
до 5.06.2016

Комментариев нет:

Отправить комментарий