14 сент. 2012 г.

По разные стороны Арденн



По разные стороны Арденн

В 2012 году мне довелось посетить два маргинальных строения: часовню Брата Клауса в немецком Айфеле и миниатюрную «церковь-скульптуру», ландарт на холме среди бельгийских садов. Если бы я не знала, что бетонный параллелепипед — освященный церковью крошечный храм Николауса фон Флюэ, построенный Петером Цумтором, то могла бы подумать о каком-нибудь техническом сооружении. Во втором случае — если бы не знали, где точно находится «Reading between the lines», то никогда бы не нашли. Это только на фотографии строение бельгийских архитекторов выглядит как монументальная церковь, в реальности – это скульптура достаточно мала.



Капелла брата Клауса

Шесть дней в неделю по утрам несмотря на погоду пожилой господин шагает по дороге между полей, поднимается на холм. Он отпирает треугольную дверь, проверяет горят ли свечи, меняет воду в вазе с цветами. Читает молитву, медитирует. Это владелец земли, хозяин часовни Брата Клауса Герман-Йозеф Шайдтвайлер. Затем он спускается обратно в деревню, где его ждут мирские дела. В 16 часов Шайдтвайлер опять возвращается на холм и запирает часовню на ночь. 


Он и его жена — католики, долгое время активно участвующие сначала в Католическом молодежном движении, затем в Католическом народном движении, покровителем которых считается святой Николаус фон Флюэ, брат Клаус, швейцарский святой.  Когда Шайдтвайлер узнали, что швейцарский архитектро Петер Цумтор будет строить в Кельне музей епископата Колумбу, то поняли, что именно он может построить часовню их покровителя, о которой они давно мечтали. Это была чисто провинциальная наивность: приехать в Кельн и вот так с улицы подойти к знаменитому архитектору Цумтору и высказать свое предложение. Но возможно именно этой наивности теперь все обязаны существованием часовни: Петер Цумтор согласился. Во время своих поездок в Кельн на строительство Колумбы, он заезжал в деревню … в Айфеле. Осматривал местность, обсуждал, проектировал.




Но прежде чем описывать историю создания часовни и ее архитектуру, необходимо рассказать о самом святом. Кроме того, стоит заметить, что в этом проекте было важным все: личность и образный язык архитектора, личность характер Шайдтвайлера, местность — Айфель, горы вулканического происхождения, которые по какой-то причине называют немецкой сибирью, где живут молчаливые и основательные айфельцы, и, конечно же, Николаус фон Флюэ.

В 15 веке в швейцарской деревне жил Николаус фон Флюэ, он был женат, имел пять сыновый и пять дочерей, участвовал в управлении деревни и в деревенском суде, но с самого раннего времени (как святой утверждал — еще в утробе матери) его посещали видения. В 50 лет, когда его старшему сыну исполнилось 20 лет и он мог содержать семью, Николаус обратился к жене и детям с просьбой позволить ему уйти из мира и стать отшельником. Семья согласилась с этим. Николаус ушел из дома и поселился в ущелье, где стал медитировать и молиться. Он питался только святой евхаристией и пил воду из ручья. Церковь посылала даже комиссии, который в течение месяца ежедневно наблюдали, а не обманщик ли этот необразованный новоявленный эремит. Николаус обманщиком не был. И скоро его стали посещать паломники, в том числе политики, желающие получить важный совет. После смерти паломничество усилилось. В 17 веке Брата Клауса причислили к лику святых, правда, в 19-от отменили, но в 1947 провозгласили святым заново.
Святой Николаус фон Флюэ является и сейчас покровителем Швейцарии. 


К работе приступили осенью 2006 года. Было решено все делать из местных материалов, усилиями семьи, общины и волонтерами из соседних деревень. Принять участие в постройке часовни каждый почитал за честь. Часовня строилась традиционным, принятым в Айфеле способом - из утрамбованного бетона. Сначала был построен «вигвам» из сосновых бревен, в основании — пятиугольник, вверху - капля. Бетон из красно-желтого песка, речной гальки и белого цемента утрамбовавался послойно ногами все желающие (примерно, как давят молодое вино). 24 раза по 50 см,  что в результате составило 12 метров. Затем внутри строения развели огонь, который поддерживали в течение 3 недель. В заключение остатки сгоревшей древесины отделили от стен и вынули. На стенах остались копоть и следы угля. Пол залили свинцом. Первоначально отверстия в бетонных слоях предполагалось оставить, но помещение слишком продувалось и поэтому дырки закрыли специально выдутыми стеклянными шарами.


Мне привелось увидеть часовню зимним ветренным днем, шел мокрый снег, иногда дождь. Вода отчасти попадала в часовню через открытое отверстие вверху, но можно было остатиться сухим. Для этого необходимо было встать под наклонную стену, где как водопад струилась вода и собиралась на свинцовом полу. В луже отражалось зимнее небо. Было тихо. Все звуки заглушались стенами, влажным воздухом, дождем. Мы были оторваны от мира, спрятаны в маленьком странном строении, где не хотелось говорить, откуда не хотелось уходить, хотелось только переживать эту паузу. Находиться в ней вечно.  Самообман, конечно, время то не остановилось — в  16 часов открылась дверь и нас поприветствовал худощавый пожилой господин небольшого роста. Шайдтвайлер пришел закрыть часовню на ночь.


«Reading between the lines»

Замечательно, когда в небольшом городке провинции Лимбург небольшой европейской страны Бельгии есть музей современного искусства. И в этом музее искусство не просто выставляется, но и активно продвигается в профанный мир. В крошечные деревни, на холмы, где крестьяне выращивают черешню, сливу и груши («просьба не мешать сельско-хозяйственным рабочим», - стоит на сайте проекта Z-out). Почему замечательно? Да потому, что встретить искусство в «природе» (пусть и преображенной человеком), в реальной жизни – это ни с чем не сравнимое удовольствие. И фотографии «Reading between the lines» только подтверждают это. 
Натолкнулась я на статью о дуэте бельгийских архитекторов Gijs Van Vaerenbergh совершенно случайно, в одном из маргинальных архитектурных журналов, издание было посвящено сакральной архитектуре. И сразу поняла, это нужно увидеть. Локализовав на google-map, сразу поняла – на общественном транспорте в такую глушь не доехать. Только на машине. Осталось выбрать только подходящий день. 

Найти «Reading between the lines» было очень сложно, на сайте стояли только координаты, но наша навигация была неспособна определять место по таким показателям. Поэтому мы примерно определили  название улицы на google-map, задали навигационной системе задачу и понадеялись, что скульптуру будет видно издалека, что мы сориентируемся по дороге. Все было не так. К счастью, мы остановились заправить машину. И благодаря доброй даме, работающей на заправке в соседней деревне, и сельскохозяйственным рабочим, которым нам пришлось помешать, «Reading between the lines» удалось найти. Пешком про проселочным дорожкам – только для сельскохозяйственной техники. Размер разочаровал. Хотелось монументального. Погода тоже разачаровала – желательнее был бы рассвет или закат, или хотя бы солнце после ливня. Все было банально, но все же – некий сакральный смысл у произведения искусства, скульптуры, только изображающей церковь был. Очевидно и для местных жителей – об этом нам намекала хозяйка бензозаправки. Да и на ржавом полу внутри церкви лежал букет полевых цветов.

«Reading between the lines» построили два молодые архитекторы Pieterjan Gijs и Arnout Van Vaerenbergh. Название указывает на самое характерное свойство проекта – его прозрачность. То, что издалека читается как силуэт традиционной для этой местности церкви, изнутри оказывается сеткой, линиями, через которые читается пейзаж. Для своего строения архитекторы использовали листы стали и стальные колонны. 10-метровая «церковь» состоит из 100 уровней-слоев, ее вес – 30 тонн.  



Необходимая историческая справка

В 1962 — 1965 году состоялся Второй Ватиканский Собор, на котом был принят ряд важных церковных документов, реформирующих католическую церковь. Одним из новшеств стало разрешение служения на национальных языках, а также изменение самой «топологии» литургии — прихожанам было разрешено собираться вместе со священником вокруг алтаря, становитьс таким образом свидетелем празднования таинства евхаристии. Это повлияло на архитектуру церкви — исчезла необходимость размещать алтарь строго на востоке. Кроме того в этой же конституции о новых порядках литургии говорилось и о современном искусстве в церкви, в частности о том, что церковь открыта все стилям, главное чтобы они с честью служили священным храмам и священному богослужению.
Это было важно, потому что этим самым была предоставлена возможность изменять,  внутреннее пространство храма в соответствии с требованиями современного челоека, формальным языком архитектора, характером новых материалов и примененим новых технологий. архитектура католических церквей в Европе стала более гибкой — архитекторы смогли с большей свободой находить новые решения, не боясь впасть в «ересь».

2 комментария:

  1. Хороший текст, Лена! Мы ни разу не были в капеллу в дождь,хоть и бывали там в разное время года,надо бы это исправить.видели только большую лужу ее полу.
    А в эту прозрачную церковь только собирались.я прочитала о ней не то в прошлом не то,скорее ,в позапрошлом году,тоже в одном "маргинальном" журнале,и он еще долго у меня пылился, но так и не собрались,..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эту бельгийскую "капеллу" очень трудно найти было.

      Удалить