High Technology meets Handicraft - так, прибегнув к англицизму, можно коротко
описать ситуацию, сложившуюся на настоящий момент в обширной, но вполне
обозримой сфере «дизайн, декоративно-прикладное искусство, мода». Применение
новейших технологий не является чем-то особенно удивительным: если есть в
наличие, то почему бы и не использовать. Неожиданным может показаться другое –
возрождение интереса к ремеслу, ручной работе, отдельной уникальной вещи. Но и
это только на первый взгляд. В мире, слишком уж переполненном всевозможными
дисплеями и виртуальными реалиями, мы постепенно начинаем ощущать тоску по
вещественности.
 |
Финское стекло: Маркку Сало, "Toy" |
 |
Николе Тосс, керамические объекты: "Табуретные формы" |
 |
Паскаль Одэ. Деревянные объекты |
Снова появляется
интерес к предмету: чашке, столу, подушке на диване. Как бы доказывая
собственную реальность, мы начинаем окружать себя индивидуальными вещами. Мы хотим выделиться в толпе. Мы подчеркиваем
личную историю, овеществляем память с помощью необычных уникальных аксессуаров.
Нам необходимо цепляться за поверхности. Материально переживать цвет,
шероховатость предметов, их объемность. Мы становимся художниками и дизайнерами
– инсталлируем собственные интерьеры, сочиняем каждый день подходящий натюрморт
– во время утреннего чая или кофе, обеда, на своем компьютерном столе, на
полке, на тумбочке у кровати. Мы
улучшаем себе настроение с помощью определенной гаммы цветов, мы подчеркиваем
особенность дня – тонким костяным фарфором, к примеру, во время завтрака в
выходной день. Мы надеваем старую шляпу, повязываем галстук и – почти хватаемся
за трость...
 |
Паскаль Одэ. Деревянные объекты |
С одной стороны
вещи эти — аутентичные свидетели времени с патиной и следами использования,
поношенные и потертые. Это вполне могут быть предметы массового производства,
но время и чужая история сделали их уникальныеми. И если нам не повезло –
бабушкин сундук, дедушкин подвал/чердак оказались по какой-то причине не
доступными или не существовавшими вовсе,
мы восполняем тоску по «старине» посещением развалов, барахолок и блошиных
рынков.
С другой стороны
— это абсолютно новые высокохудожественные декоративные предметы, говорящие
нечто важное нам самим и сообщающие о нас - миру. Форма и цвет, новый образный
язык, соотнесение с сегодня, посыл в будущее. Эти вещи стоят много денег, то
это оправдывает себя. Сначала мы позволяем себе только мелочь – кольцо, зонт,
футляр. Затем – одежду. Уникальная одежда – как подтверждение нашей
индивидуальности и между тем – маркировка нашей принадлежности к определенному
коммьюнити (слои и классы остаются уже за кадром). И, наконец, дорогое и
основательное – аксессуары для интерьера, мебель для дома, предметы коллекции.
Личный мир вещей. Наша собственная история. Наша реальность.
 |
Ален Майланд. Деревянные скульптуры |
Но как найти
необходимый предмет? При том обвале продукции, переполнености рынка, можно
годами искать нечто желанное, и, не обнаружить, смириться и пойти на
компромисс. К счастью, нашлись те, кто, уловив дух времени, постарались создать
платформы для обмена. По аналогии с ярмарками современного искусства (самой
старой Кельнской уже больше ссорока
лет), стали везде образовываться ярмарки декоративно-прикладного искусства,
дизайна, ремесла, прибегая опять к англицизму, – ярмарки современных crafts. В Голландии и Англии, Швейцарии и
Германии. В Германии таковых даже несколько, первая из них – Eunique в Карлсруэ – была организована 4
года назад. Причиной ее возникновения стала другая ярмарка – франкфуртская ярмарка
аксессуаров и подарков Tendence, а точнее ее постепенное наводнение продуктами массового производства и
вытеснение с нее творческих людей. Ремесленники, художники и дизайнеры
объединились. Так возник Eunique.
Рождение новой
платформы Eunique было
успешным, это подтвердила майская выставка этого года – большее часло участников,
разнообразнее предложение. На выставке можно было познакомиться с удивительными
технологиями. Когда для объяснения не хватало слов, дизайнеры вынимали свои
ай-фоны и показывали процесс работы на видео. Например – вытачивание на
фрезеровочном станке тонких древесных объектов. Или древесные скульптуры,
вырезанные с помощью лазера.
 |
Анн ван Хоэй. "Геометрический этюд 2". Бельгия |
 |
Иоаннес Нагель. Архетипы, Германия |
Огромный раздел
выставки Eunique 2012 был посвящен керамике – шоу «Jast Ceramics». Причина такого внимания: новый европейский тренд – коллекционирование керамических
объектов, причем не на уровне скромных любителей-непрофессионалов, а – с размахом
и амбициями. Керамикой заинтересовались дизайнерские галереи и музеи, музеи
декоративно-прикладного искусства, именитые арт-коллекционеры. Произведения,
выставленные в Карлсруэ, вполне удовлетворяли таким высоким запросам.
 |
Финское искусство. Латва-Сомппи Риикка |
 |
Финское искусство. Похийола Улла |
 |
Маллю Берберс, украшения. Голландия |
 |
Корина Ритвельд. Вышитые кольца. Голландия |
Мы, скромные
любители, тоже не были обижены предложениями: вышитые крестиком кольца,
украшения из старых загранпаспортов, английское кружево и кыргызский войлок, -
все то, что способно изменить нашу повседневность, подчеркнуть индивидуальность,
радовать нас, а потом и наследников, можно было найти на этой ярмарке.
 |
Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан |
 |
Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан |
 |
Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан |
Комментариев нет:
Отправить комментарий