5 окт. 2012 г.

Любовь к вещи: High Technology meets Handicraft



High Technology meets Handicraft - так, прибегнув к англицизму, можно коротко описать ситуацию, сложившуюся на настоящий момент в обширной, но вполне обозримой сфере «дизайн, декоративно-прикладное искусство, мода». Применение новейших технологий не является чем-то особенно удивительным: если есть в наличие, то почему бы и не использовать. Неожиданным может показаться другое – возрождение интереса к ремеслу, ручной работе, отдельной уникальной вещи. Но и это только на первый взгляд. В мире, слишком уж переполненном всевозможными дисплеями и виртуальными реалиями, мы постепенно начинаем ощущать тоску по вещественности.

Финское стекло: Маркку Сало, "Toy"
Николе Тосс, керамические объекты: "Табуретные формы"




Паскаль Одэ. Деревянные объекты

Снова появляется интерес к предмету: чашке, столу, подушке на диване. Как бы доказывая собственную реальность, мы начинаем окружать себя индивидуальными вещами.  Мы хотим выделиться в толпе. Мы подчеркиваем личную историю, овеществляем память с помощью необычных уникальных аксессуаров. Нам необходимо цепляться за поверхности. Материально переживать цвет, шероховатость предметов, их объемность. Мы становимся художниками и дизайнерами – инсталлируем собственные интерьеры, сочиняем каждый день подходящий натюрморт – во время утреннего чая или кофе, обеда, на своем компьютерном столе, на полке, на тумбочке у кровати.  Мы улучшаем себе настроение с помощью определенной гаммы цветов, мы подчеркиваем особенность дня – тонким костяным фарфором, к примеру, во время завтрака в выходной день. Мы надеваем старую шляпу, повязываем галстук и – почти хватаемся за трость...
Паскаль Одэ. Деревянные объекты
С одной стороны вещи эти — аутентичные свидетели времени с патиной и следами использования, поношенные и потертые. Это вполне могут быть предметы массового производства, но время и чужая история сделали их уникальныеми. И если нам не повезло – бабушкин сундук, дедушкин подвал/чердак оказались по какой-то причине не доступными или не существовавшими  вовсе, мы восполняем тоску по «старине» посещением развалов, барахолок и блошиных рынков.
С другой стороны — это абсолютно новые высокохудожественные декоративные предметы, говорящие нечто важное нам самим и сообщающие о нас - миру. Форма и цвет, новый образный язык, соотнесение с сегодня, посыл в будущее. Эти вещи стоят много денег, то это оправдывает себя. Сначала мы позволяем себе только мелочь – кольцо, зонт, футляр. Затем – одежду. Уникальная одежда – как подтверждение нашей индивидуальности и между тем – маркировка нашей принадлежности к определенному коммьюнити (слои и классы остаются уже за кадром). И, наконец, дорогое и основательное – аксессуары для интерьера, мебель для дома, предметы коллекции. Личный мир вещей. Наша собственная история. Наша реальность.

Ален Майланд. Деревянные скульптуры











Но как найти необходимый предмет? При том обвале продукции, переполнености рынка, можно годами искать нечто желанное, и, не обнаружить, смириться и пойти на компромисс. К счастью, нашлись те, кто, уловив дух времени, постарались создать платформы для обмена. По аналогии с ярмарками современного искусства (самой старой Кельнской  уже больше ссорока лет), стали везде образовываться ярмарки декоративно-прикладного искусства, дизайна, ремесла, прибегая опять к англицизму, – ярмарки современных crafts. В Голландии и Англии, Швейцарии и Германии. В Германии таковых даже несколько, первая из них – Eunique в Карлсруэ – была организована 4 года назад. Причиной ее возникновения стала другая ярмарка – франкфуртская ярмарка аксессуаров и подарков Tendence, а точнее ее постепенное наводнение продуктами массового производства и вытеснение с нее творческих людей. Ремесленники, художники и дизайнеры объединились. Так возник Eunique.
Рождение новой платформы Eunique было успешным, это подтвердила майская выставка этого года – большее часло участников, разнообразнее предложение. На выставке можно было познакомиться с удивительными технологиями. Когда для объяснения не хватало слов, дизайнеры вынимали свои ай-фоны и показывали процесс работы на видео. Например – вытачивание на фрезеровочном станке тонких древесных объектов. Или древесные скульптуры, вырезанные с помощью лазера. 

Анн ван Хоэй. "Геометрический этюд 2". Бельгия

Иоаннес Нагель. Архетипы, Германия















Огромный раздел выставки  Eunique 2012 был посвящен керамике – шоу «Jast Ceramics». Причина такого внимания: новый европейский тренд – коллекционирование керамических объектов, причем не на уровне скромных любителей-непрофессионалов, а – с размахом и амбициями. Керамикой заинтересовались дизайнерские галереи и музеи, музеи декоративно-прикладного искусства, именитые арт-коллекционеры. Произведения, выставленные в Карлсруэ, вполне удовлетворяли таким высоким запросам.
Финское искусство. Латва-Сомппи Риикка
Финское искусство. Похийола Улла






Маллю Берберс, украшения. Голландия


Корина Ритвельд. Вышитые кольца. Голландия






















Мы, скромные любители, тоже не были обижены предложениями: вышитые крестиком кольца, украшения из старых загранпаспортов, английское кружево и кыргызский войлок, - все то, что способно изменить нашу повседневность, подчеркнуть индивидуальность, радовать нас, а потом и наследников, можно было найти на этой ярмарке. 






Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан

Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан



Артгруппа "Тумар", войлок. Кыргызстан


Комментариев нет:

Отправить комментарий