Грегор Айхингер / Gregor Eichinger, архитектор, дизайнер. Вена, Австрия
Интервью для
журнала «Под Ключ»
Закончил Высшую техническую школу в Вене,
специальность архитектура. С 1985 по 2005 год работал вместе с Кристианом
Кнехтлом, бюро «Eichinger oder Knechtl:
магазины Хельмута Ланга в Токио, Осака, Кобе, иудейский музей в Вене, и др. В
2005 году основал собственное бюро, среди реализованных проектов – ателье
Эрвина Вурма, пред-проект отеля Шангри Ла, многочисленные кафе, частные виллы и
квартиры. Преподавал в Цюрихе до 2012 года курс «bof!»
- «потребительские поверхности». В 2012 году вел в качестве приглашенного
профессора курс в Архитектурной школе Петера Беренса в Дюссельдорфе. В 2011
году вышла его книга «Touch me!», посвященная таинствам поверхностей
(доступна на английском и немецком языках). Обратиться к нему меня подвигла
фраза, процитированная на сайте немецкого вуза: «Короткая интрижка возможна с
клубничным тортом, с выстроенным пространством человек вступает в любовную
связь». Потом я разглядывала его архитектурные и интерьерные проекты на
странице в интернете и недоумевала: каким образом может сочетаться поэтический,
метафорический стиль выражения – и такие холодные, очень мужские,
четко-выстроенные строения и пространства.
Да-да, Вы правы.
Я понимаю о чем Вы. Интерьер не должен быть холодным, напротив – эмоциональным,
ярким. Но дело в том, что я работаю с заказчиками, стараюсь соответствовать их
пожеланиям. То, что Вы видели на сайте, мои старые работы. Новых проектов там
нет. Мы как раз готовим новую версию интернет-страницы. Да, это было: модерн,
европейский супермодерн .... Сейчас все изменилось. Человек стремится к
другому, к миру орнаментальному, тактильному, эмоциональному. Я твердо уверен,
что в этом заключается тренд будущего.
Орнаментально-эмоциональный
мир. Представьте: вот огромная стена, покрытая кожей. Определенный цвет,
определенная фактура – и однозначный транслируемый смысл. Совсем другое дело,
если появляется орнамент, не просто двухмерный, а трехмерный. Современные
технологии это могут. Все играет иначе.
Я не знаю, как
там в России...
Да, в России любят эмоции в интерьере и очень даже
любят орнаменты. Но, скорее, это несколько другое. Классика, ампир – гипсовые
лепные рельефы... историзм
Ага, возвращение
в прошлое. Нахождение там опоры – это у тех, кто испытывает страх перед
будущим. Прошлое необходимо нам, как пример, как возможность возвращения. Ведь
гипс – это богатый материал, я как раз работаю с гипсовыми орнаментами в своем
новом проекте (ресторан в Вене). Там очень сложная будет структура – матовые и
глянцевые гисповые повернохности, игра света, тени, фактур.
Чему Вы учите студентов?
Я говорю
студентам, что нужно знать историю, знать прошлое. Что интерьеры нужно читать
как книги. Вот приходите Вы в отель, оформленный таким и таким образом, так задайтесь
вопросом, что там делалось, почему это было хорошо, какие были требования.
Студенты этого еще не понимают, они всецело сидят в современности, им подавай
чистые плоскости. Десятиметровая стеклянная стена – и все кричат вау! И мне
ясно – это я делать не буду! Это касается и историзма в России. Историзм – это
хорошо, это очень плодотворно, но как основа, как почва, от которой надо
отталкиваться. Это же было золотое время – граница 19 и 20 веков, и те, кто
тогда строил – они были авангардом, они открывали, выдумывали. Так вот не надо
копировать. Надо развивать – тем более, что сейчас такие технологии, которые
многое позволяют, что было невозможным еще вчера. Например – трехмерный
текстиль. Или все эти лазеры, фрезеры... Дигитальный мир тоже изменил все. Я
полагаю, верю: историзм – это тоже часть будущего тренда. Во многих странах,
многие нации обратятся к своей истории. И не обязательно так далеко, за 100.
200 лет. Вот у русских же был авангард, самый знаменитый в мире...
Да, например Мельников.
Его единственно
построенный дом видели многие архитекторы и он вдохновил не одного из них.
Остальное все осталось на бумаге. Здесь тоже есть такие бумажные проекты – не
всегда архитектор, творец может найти нужного заказчика и воплотить свою мечту,
свою разработку в реальности.
Скажите, а Вам удалось реализовать один в один
свой орнаментально-эмоциональный концепт?
Можно
сказать, я как раз над ним сейчас и
работаю – это ресторан в Вене. Мне удалось на многое склонить заказчика. Там,
например, стены туалетов будут сделаны из различных материалов. В мужском будет
пенька. И надписей не будет – тактильное подменит вербальное.
Вот мне хотелось
бы сделать такой интерьер, который наполовину комната, наполовину юрта. Где текстиль
используется не как декор, а как строительный материал. Дело архитектора не
украшать, а строить. Стены из текстиля –
это сейчас тоже возможно.
Чтобы использовать новые материалы и новые
возможности, нужно знать об их существовании. Есть специальные ярмарки для
архитекторов, насколько я знаю. А вот могут ли российские архитекторы получить
подобную информацию в интернете?
Да, конечно же
есть. Я не могу сейчас назвать, все эти адреса храняться у моей сотрудницы,
отвечающей за инновационные материалы, а
она будет только через месяц. Но есть платные и есть бесплатные сайты.
Американские, голландские к примеру. Но мне кажется, в России сейчас строят на
самом высоком уровне, самые суперсовреннные вещи... То есть у них есть доступ
ко всему.
Да, это касается слоя, но есть и средний класс, у
них нет таких денег, а желание жить в комфортабельном и эстетичном мире есть
Вы правы,
интерьер не должен стоить дорого. Тем более сейчас. Мы живем в другом мире, это
раньше дом был такой телефонной будкой и местом, в которое доставляли почту.
Сейчас почта приходит сама, телефонные звонки ловятся в пути – все изменилось.
Мир стал мобильным и надо подстраивать квартиру под оставшиеся потребности: мы
не перестали спать, есть, заниматься любовью. Вот от простых функций надо и
идти. Нужно больше света, плохие интерьеры делают человеа больным, скопированные
примеры прошлого влияют на мышление. Человек не может быть современным в
декорации 100-летней давности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий