|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Как жаль, что 10-е августа неумолимо приближается, что скоро
закроется выставка «Искусство и алхимия. Тайна превращения» (Museum Kunstpalast, Дюссельдорф), и все произведения, артефакты, книги,
гравюры, документы и вещи опять вернутся на свои места. Распадется универсум.
Как сказала одна посетительница, задумчивая элегантная дама: «Жаль-жаль,
современность не дает нам возможности увидеть общую картину мира, каждая
область существует отдельно, все разграничено».
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Стоит заметить, это событие исключительно для «задумчивых».
Чтобы понять, что изображено в книге, нужно внимательно прочитать подпись. Не
верь глазам своим, ты только думаешь, что это библейское избиение младенцев, а
оказывается – это формула химической реакции в символическом изображении. Змея
в колбе – это не змея, а дух брожения, жаба – символ фиксированной формы
материи, изображение свадьбы – смесь двух веществ. Картины – ребусы для
посвященных.
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Предметы – сосуды рубинового стекла, аптечные склянки с
пульверизиированными мумиями, чайники из костяного фарфора – тоже требуют подробных
объяснений. Лягушки и саламандры – не чучела,
а точные копии, только выполненные из драгоценных камней и металлов – так художники
17 века работали над улучшением природы. Кабинет – кунсткамера в миниатюре,
собрание артефактов, природных чудес, уникальных вещиц, искусства – вообще может
остаться загадкой для тех, кто никогда в большой Кунсткамере не был.
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Указатели направляют задумчивых зрителей: сначала
историческая часть, наука, философия и искусство Средний веков и Нового времени.
Затем – авангард и современное искусство. После усиленной подготовки средневековыми
фолиантами , изображениеми на картинах и свитках каждый, попадающий в зал
современности, анализирует и разгадывает современное искусство, как решает простую
задачку для начальной школы. Макс Эрнст с его коллажами, Ив Кляйн с его
пигментом и золотыми слитками, прекраснейший Аниш Капур, шаман Бойс, Ребекка
Хорн и Ансельм Кифер – тайна превращения может и осталась неразгаданной, но все
стало ясно. Очевидно, из какого колодца черпали.
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
|
1923, Öl auf Leinwand, 80,3 x 63,8 cm, Tate, London, Foto: © Tate, London 2013, VG Bild-Kunst, Bonn 2014
|
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Очевидным стал еще и последний кураторский и
художественный тренд – средствами искусства проиллюстрировать идею мира, как
универсума, привлечь к этому науку, чуть дополнить все философией. Из старого
вспоминается «Малая всемирная выставка» художницы Сюзанны Бауманн, из нового – «Энциклопедический
дворец» куратора Массимилиано Джони, из современной литературы – «The Selected Works of T.S» американца Рэйфа Ларсена. У каждого свои примеры, и при
желании – их можно найти очень много. Желание объять необъятное просто разлитов
в воздухе.
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
|
"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская |
Но: степень
универсальности, энциклопедичности совсем другая в каждом отдельном
художественном или литературном проекте. Интенсивность, информативность
дюссельдорфской экспозиции много выше. Не удивительно, ведь над выставкой «Искусство
и алхимия. Тайна превращения» в художественном музее работали не только
кураторы, не только искусствоведы. Также историки и ученые: Балтиморский
университет, Chemical Heritage Foundation (Филадельфия), Институт Макса
Планка, Базельский исторический музей фармацевтики. Кураторы Дедо фон
Кессенброк-Кросиг, Бит Визмер и Анита Хахманн, при содействии Свена Дюпре.
|
Johan Moreelse, Der Alchemist, 1630, Öl auf Leinwand, 90,5 x 107,5 cm, Robilant + Voena, London und Mailand
|
|
David Teniers d.J., Alchemist in seiner Werkstatt, um 1650, Öl auf
Leinwand, 71,1 x 87,6 cm, Chemical Heritage Foundation, Philadelphia,
Dauerleihgabe Roy Eddleman ©Courtesy of Roy Eddleman, Chemical Heritage
Foundation, Philadelphia / Foto: Gregory Tobias |
Комментариев нет:
Отправить комментарий