6 авг. 2014 г.

Алхимия и искусство. Универсальный театр



"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Как жаль, что 10-е августа неумолимо приближается, что скоро закроется выставка «Искусство и алхимия. Тайна превращения» (Museum Kunstpalast, Дюссельдорф), и все произведения, артефакты, книги, гравюры, документы и вещи опять вернутся на свои места. Распадется универсум. Как сказала одна посетительница, задумчивая элегантная дама: «Жаль-жаль, современность не дает нам возможности увидеть общую картину мира, каждая область существует отдельно, все разграничено».

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Стоит заметить, это событие исключительно для «задумчивых». Чтобы понять, что изображено в книге, нужно внимательно прочитать подпись. Не верь глазам своим, ты только думаешь, что это библейское избиение младенцев, а оказывается – это формула химической реакции в символическом изображении. Змея в колбе – это не змея, а дух брожения, жаба – символ фиксированной формы материи, изображение свадьбы – смесь двух веществ. Картины – ребусы для посвященных. 



"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Предметы – сосуды рубинового стекла, аптечные склянки с пульверизиированными мумиями, чайники из костяного фарфора – тоже требуют подробных объяснений.  Лягушки и саламандры – не чучела, а точные копии, только выполненные из драгоценных камней и металлов – так художники 17 века работали над улучшением природы. Кабинет – кунсткамера в миниатюре, собрание артефактов, природных чудес, уникальных вещиц, искусства – вообще может остаться загадкой для тех, кто никогда в большой Кунсткамере не был.

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Указатели направляют задумчивых зрителей: сначала историческая часть, наука, философия и искусство Средний веков и Нового времени. Затем – авангард и современное искусство. После усиленной подготовки средневековыми фолиантами , изображениеми на картинах и свитках каждый, попадающий в зал современности, анализирует и разгадывает современное искусство, как решает простую задачку для начальной школы. Макс Эрнст с его коллажами, Ив Кляйн с его пигментом и золотыми слитками, прекраснейший Аниш Капур, шаман Бойс, Ребекка Хорн и Ансельм Кифер – тайна превращения может и осталась неразгаданной, но все стало ясно. Очевидно, из какого колодца черпали.

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

1923, Öl auf Leinwand, 80,3 x 63,8 cm, Tate, London, Foto: © Tate, London 2013, VG Bild-Kunst, Bonn 2014

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Очевидным стал еще и последний кураторский и художественный тренд – средствами искусства проиллюстрировать идею мира, как универсума, привлечь к этому науку, чуть дополнить все философией. Из старого вспоминается «Малая всемирная выставка» художницы Сюзанны Бауманн, из нового – «Энциклопедический дворец» куратора Массимилиано Джони, из современной литературы – «The Selected Works of T.S» американца Рэйфа Ларсена. У каждого свои примеры, и при желании – их можно найти очень много. Желание объять необъятное просто разлитов в воздухе.

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

"Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Но: степень универсальности, энциклопедичности совсем другая в каждом отдельном художественном или литературном проекте. Интенсивность, информативность дюссельдорфской экспозиции много выше. Не удивительно, ведь над выставкой «Искусство и алхимия. Тайна превращения» в художественном музее работали не только кураторы, не только искусствоведы. Также историки и ученые: Балтиморский университет, Chemical Heritage Foundation (Филадельфия), Институт Макса Планка, Базельский исторический музей фармацевтики. Кураторы Дедо фон Кессенброк-Кросиг, Бит Визмер и Анита Хахманн, при содействии Свена Дюпре. 

Johan Moreelse, Der Alchemist, 1630, Öl auf Leinwand, 90,5 x 107,5 cm, Robilant + Voena, London und Mailand

David Teniers d.J., Alchemist in seiner Werkstatt, um 1650, Öl auf Leinwand, 71,1 x 87,6 cm, Chemical Heritage Foundation, Philadelphia, Dauerleihgabe Roy Eddleman ©Courtesy of Roy Eddleman, Chemical Heritage Foundation, Philadelphia / Foto: Gregory Tobias

Комментариев нет:

Отправить комментарий