14 авг. 2014 г.

Искусство для внутреннего употребления



Девушка долго смотрела на наполненные жидкостью бутыли, выставленные в одной из витрин кунсткамеры на выставке «Искусство и алхимия». «И что бы это значило?» - вопрос ее, никому не адресованный конкретно, просто повис бы в воздухе. Кроме меня в комнате, полной курьезов, не было больше никого. Я знала ответ, поэтому стала рассказывать историю и у нас завязалась беседа.


Шнапсы, Korpys/Löffler при участии Дитера Шмаля / Dieter Schmal . "Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская
  
В тех бутылях было  законсервировано  искусство. В виде жидкости, а именно шнапса, еще точнеев виде высокопроцентного алкогольного напитка, называемого в Германии «Geist / гайст», что в переводе на русский означает "дух". Изготовлено это искусство было художественным дуэтом Korpys/Löffler при участии Дитера Шмаля / Dieter Schmal, пара шнапсов были созданы в 2012 году, самые последние в 2014.


На полке стоял 50%-ый дух «Dieter Roth» (надпись на бутылочной этикетке), дистиллированный из автопортрета художника Дитера Рота (скульптура из шоколада и корма для птиц, 1994 год), рядом бренди «When Attitudes Become Form» - 47 %-ый дистиллят из каталога к исторической выставке куратора Харальда Земана, состоявшейся в Кунстхалле Берна в 1969 году. Дальше можно было увидеть  дух то ли Марселя Дюшана, то ли  Ричарда Гамильтона – шнапс был сделан из фотографии Гамильтона, изображающей Дюшана (Geist, 47%), следом дух «Yves Klein» - в 2014 году в жидкую форму был переведен пигмент, используемый Ивом Кляйном. И, наконец, сам дух «Geist». 


Шнапсы, Korpys/Löffler при участии Дитера Шмаля / Dieter Schmal . "Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

На последней бутылке в ряду должно было бы значиться «Joseph Beuys», так как содержала она в жидкой форме остатки его произведения, уничтоженного случайно в 1986 году, собственно, куски жира (на этикетке, правда, значится «сливочное масло»), некогда бывшего искусством. Но случилось непредвиденное: скандал с вдовой художника. 
Нет, никто не нарушил ее прав на наследство, разрушенная работа принадлежала одному из учеников Бойса, который был согласен с акцией и полагал, что превращение жира в шнапс вполне отвечает духу профессора-«шамана». Ее клокочущее возмущение святотатством умные адвокаты облекли в удобоваримую форму – оскорблена была честь художника фактом размещения его имени на бутылке. Форма подачи была вопринята адекватно, и все разрешилось еще до суда: с этикетки была удалена фамилия художника. Бойс стал «Гайстом». Йозефу Бойсу не повезло.

Можно выпить слова Земана, можно проглотить цвет Ив Кляйна, но вот нельзя сделать глоток «Йозефа Бойса», подержать во рту и воспринять вкус его искусства, нельзя проглотить Бойса и сделать его частью своего тела.


Экспонаты из комнаты курьезов. Четки из слоновой кости, 19 в. "Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская

В первую минуту девушка заметила: «но ведь искусство было уничтожено, оно перестало им быть, потому что потеряло форму и сущность». Первую догнала вторая мысль: «Искусство вновь обрело и форму и сущность, оно было преобразовано и превращено из произведения одного в произведение другого».

Чистая алхимия или курьез? Искусство или извращение любителей крепких спиртных напитков?  


Экспонаты из комнаты курьезов. Нэцке, Япония 17 . 20 вв. "Алхимия и искусство", Музей Кунстпалас, Дюссельдорф. Фото: Елена Невердовская


Комментариев нет:

Отправить комментарий