Идеальный дом
от Louise Campbell
В реальном
доме Луиз Кэмпбелл / Louise Campbell в Копенгагене семь кроватей, пять диванов
– место для сна она выбирает себе по настроению. Как современный дизайнер, она,
конечно же, работает с «машинами и механизмами», но предпочитает первоначально
«думать» и делать все своими руками, с помощью простых инструментов. Еще она
много размышляет о любви – хочет найти ответ на воспрос, почему мы все так
одинаково живем и так по-разному любим? Об этом и о многом другом – ее «Das Haus / Дом», созданный за шесть месяцев для Кельнской
Международной мебельной выставки imm cologne 2014.
Любопытство.
Вот что испытывает
переступающий порог чужого дома. Особенно, если дом строил знаменитый дизайнер.
Особенно, если реализованное строение отражает его собственные визионерские
идеи, взгляд на жизнь. Мне тоже было любопытно, но еще и потому, что было с чем
сравнивать. Das Haus Луиз Кэмпбелл –
третий
в ряду, если не считать совсем уж исчезнувших в прошлом Идеальных домов Захи
Хадид и Наото Фукасава. Первый был создан в 2012 индийско-британским дуэтом Доши
Левиен (Doshi Levien). Второй год спустя – венецианцем Лукой Никетто (Luca Nichetto). Когда в третий раз выбор креативного директора Дика Спирeнбурга (Dick Spierenburg) падает на дизайнера, стиль которого сформирован
по-крайней мере двумя культурами, в этом можно уже видеть умысел: нам каждый
раз предлагают отказаться от локальной модели жилья и отправиться вместе с
дизайнерами в поисках более современной. Космополитичной, глобальной?
Разочарование.
Многие, переступившие порог «0 – 100» - именно
так назвала свой дом Луиз Кэмпбелл, выразив в виде цифр протест против любой
формы конвенционального жилья, - были разочарованы. Внутри лишенное перегородок
пространство напоминало амбар или хлев, в котором место стойл занимали постели,
мебель и предметы быта были расставлены самым произвольным образом, указывая на
функцию, но никак не образуя целостность, именуемую интерьер. Спальня – это
просто очень длинная кровать (16х2 метра) с бесконечным числом одеял и подушек. Столовая
– это очень длинный стол и произвольное количество стульев. То, что намекало на
ванную комнату, было именно отдельно стоящей ванной (исторический экспонат из
музея Villeroy & Boch). То, что можно было распознать как кухню, являлось,
скорее, многофункциональной мастерской. На стене этой части «хлева» были
развешены 573 предмета: столярные и садовые инструменты, посуда, формы для
выпечки, совки для измерения сыпучих продуктов всех размеров, пряжа, веревки,
спицы, иглы и крючки. На перекладинах крыши над головой находилась лодка. У
входа рядом с резиновыми сапогами стояли два видавших виды весла.
Постижение.
Гость может
понять хозяина двояким образом: принять существующий уклад жизни, пожив
несколько дней в чужом ритме, либо выслушать объяснения. За пять дней вжиться в
дом можно, но трудно. А на выставке никто и не даст. Поэтому выход у желающего
понять жизненную философию дизайнера один – слушать и внимать. Луиз Кэмпбелл
очень охотно дает объяснения. Слушая ее, не перестаешь удивляться, откуда
столько энергии и эмоций, откуда такая скорость речи и быстрота жестикуляции у
дочери датчанина и англичанки. Это, кстати, первое, что сообщает о себе
дизайнер – свое происхождение, корни. И это та основа, на которой строится весь
ее проект. Два начала: скандинавский минимализм и английская любовь к
декоративности, рационализм и сентиментальность, мужское и женское. По мнению
Кэмпбелл, эти две стороны, противоположности есть в каждом человеке.
При
проектировании Das Haus это противопоставление
было выражено буквально: два абсолютно одинаковых дома / каркаса – один белый,
другой серый – наложены с небольшим сдвигом один на другой. Модель строения стояла
тут же на столе, можно было изучать наложение различных областей «влияния», как
циклоны и антициклоны на метеокарте. Благодаря макету становилось ясно: кухня,
творчество, мастерство, ремесло – это из мужского дома. Ванна, кресла, одежда,
зеркала – женское. Весь бесконечный постельный ландшафт, где стены украшены
цветочными обоями, ткани подобраны так, что ласкают/обнимают тело, - женское.
Голые белые стены, дарт, боксерская груша – мужское. И посередине – стол, свет.
Застолье, праздник, встреча. Это – общее, место встречи, взаимопонимание.
Любовь.
«Я бы хотела,
чтобы гости чувствовали себя комфортно, чтобы они сразу могли найти место для
сна. Вот тут – праздновать, а вот там – спать. Чтобы перегородок было как можно
меньше, а пространства – как можно больше». Чтобы главным было тело, а не
«кибердух». Не случайно дом Луиз Кэмпбелл – Lowtech. Из приборов – только необходимое и то очень
неохотно.
Луиз Кэмпбелл / Louise Campbell родилась в 1970
году в Копенгагене. В 15 лет ее семья переехала в Англию, где Кэмпбелл закончила
Мебельный колледж в Лондоне. Свое профессиональное образование она продолжила в
Датской высшей художественной школе в 1992 году. После окончания этой школы в
1996 году Луиз Кэмпбелл основала в Копенгагене собственное ателье. Первый успех
пришел к ней благодаря проектам светильников.
К заказчиками Кэмпбелл относятся такие компании как Louis Poulsen, Zanotta, Hay, Royal Copenhagen, Muuto. Работая на заказ, дизайнер все же не хочет полностью погружаться в
«большой бизнес», а желает оставить себе некоторую свободу действия. Так в
последнее время она работает над некоммерческим проектом, скорее художественным
или исследовательским, - «Theloveproject». Его главная
цель - исследовать, какой стиль жизни выбирает человек, чтобы встретить /
сохранить свою большую любовь.
Текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий