Duravit. Центр для посетителей, дизайн Филиппа Старка. Хорнберг, Германия |
Самый большой в мире унитаз находится в крошечном
немецком городе Хорнберге. Как он туда попал? Очень просто — был создан по
проекту Филиппа Старка, смертельно заскучавшего на пути к заказчику Duravit. По словам французского дизайнера, мрачные
шварцвальдские леса способны душу вынуть, поэтому, думая о проекте
дизайн-центра для фирмы, производящей керамику для санузлов, он представил себе
мальчика в автомобиле, который внезапно среди темных елей видит белого гиганта
и радостно орет отцу: «Смотри, папа! Унитаз!» Китч? Да, пожалуй, но с
развлекательным потенциалом, соответствующим местному колориту — буквально на
той же дороге расположены и самые большие в мире «часы с кукушкой»,
шварцвальдский сувенир. Но сейчас не о часах, а о туалетах.
Duravit, экспозиция новой техники и примеров дизайна интерьера. Хорнберг, Германия |
Историческое производство Duravit расположено в Хорнберге, городе, зажатом горами со всех сторон. Это первая
проблема для современного производства — логистическая. Вторая еще серьезнее —
фабрика, возраст которой много больше ста
лет, размещена в здании на пяти этажах. Плохое транспортное сообщение и
отсутствие возможности установить конвейер означали только одно: нужно закрыть
производство на малой родине и сконцентрироваться на предприятиях за пределами,
например, в Китае. Этот вариант не подошел, решение было найдено — керамику для
ванн и туалетов должны делать дизайнеры, настало время для рождения
«элитарного» унитаза. Это все случилось в 1980-х, нельзя сказать, что дизайнеры
тогда сразу стали в очередь, желая работать с таким заказчиком. Наоборот,
желающих не оказалось, Duravit обивал пороги ателье, пытаясь найти хотя бы одного. И
кто-то всегда бывает первым — им стало бюро Sieger Design. Вслед за ним с шварцвальдской фирмой стали сотрудничать
Филипп Старк, Сергей Чобан и другие.
Музейный туалет. Музей в бывшем монастыре Ставелот, Бельгия |
Но это уже все случилось в другое время, когда из
служебного помещения, темной каморки без всякого дизайна туалет превратился в
один из интерьеров, который проектируют архитекторы-дизайнеры, украшают
декораторы. В том же дизайн-центре Duravit можно увидеть супер-новый, управляемый пультом унитаз с душем и ночной
подстветкой, установленный в четырех стенах, покрытых трендовой керамикой.
Каморку для стирки и ночной горшок под кроватью ни в городе, ни, тем более в
центре не найти. Подобное если не уничтожается экскаваторами, то храниться в
настоящее время в музеях.
"Законсервированный" дом 1950-х годов. Немецкая провинция |
"Законсервированный" дом 1950-х годов. Немецкая провинция |
Туалетная революция произошла не только на территории
частного жилья. В общественных местах — исключая пока административные или
больничные здания, школы и институты, - тоже произошли сдвиги. Дизайнеры,
работая над внешним видом туалетов, начали играть со смыслами —
символами-иконками, например. Или материалами. Или историей. В крестьянском
постоялом дворе на двери туалета будут красоваться петух и наседка, где-нибудь
в Брюсселе — неутомимый писающий мальчик и его менее известная «подружка» -
писающая девочка. Концертный зал в здании бывшего цеха похвастается туалетами в
подчеркнуто индустриальной «оптике», музей в здании тысячелетнего монастыря —
исторической кладкой. Кроме того, сама
устанавливаемая техника! Бывает ведь и так — любое посещение туалета
превращается в общение с интерактивной инсталляцией, как на выставках
современного искусства. Что нужно сделать, чтобы сработал смыв? Подержать руку
у мигающей лампочки или потянуть за керамический шарик на цепочке; нажать на
педаль ногой или просто встать и выйти — все сработает автоматически во время
захлопывания двери?
Юп ван Лисхут, скульптура на выставке в рамках Руртриеннале |
Художники тоже поучаствовали в развитии темы. И речь не о
Дюшане, точнее, не только о нем. Юп ван Лисхаут, голландский дизайнер, очень
любит эту тему улавливания отходов, компостирования и утилизации. Но он не
берет готовый индустриальный предмет и не перемещает его из пространства
функционального в пространство художественное, выставочное. Нет. Он создает
произведение искусства, которое может и должно использоваться по назначения:
результаты человеческой жизнедеятельности должны журчать и перемещаться по
трубам, собираясь в башнях и превращаясь — вот во что? Страшно подумать и
пользоваться тоже страшно (некоторым было смешно, но пользоваться приходилось
всем посетителям выставки, другой вариант справления нужды предусмотрен не
был).
От искусства можно перейти к науке и вспомнить об
унитазах, котролирующих состав мочи, и отправляющих данные прямиком на
компьютер врача, но не будем покидать зону формального, сферу дизайна.
Юп ван Лисхут, туалет и художественная инсталляция. Руртриеннале |
Если так все будет развиваться и дальше, то скоро
появятся наряду с путеводителями «100 лучших отелей», «50 лучших ресторанов»,
«10 садов, которые надо посетить» и книги про самые лучшие, самые оригинальные,
самые-самые туалеты. И найдутся те, кто начнет коллекционировать снимки
туалетов, где побывал, посидел, использовал. И речь не о селфи в WC-look, что тоже неплохо — знак времени, а об интерьерах.
Снимал же Этторе Соттсасс номера отелей, в которых останавливался, логично
ведь?
Вход в женский туалет. В качестве маркировки - наседка |
Текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий