28 июн. 2016 г.

Модный look в туалетном мире



Duravit. Центр для посетителей, дизайн Филиппа Старка. Хорнберг, Германия


Самый большой в мире унитаз находится в крошечном немецком городе Хорнберге. Как он туда попал? Очень просто — был создан по проекту Филиппа Старка, смертельно заскучавшего на пути к заказчику Duravit. По словам французского дизайнера, мрачные шварцвальдские леса способны душу вынуть, поэтому, думая о проекте дизайн-центра для фирмы, производящей керамику для санузлов, он представил себе мальчика в автомобиле, который внезапно среди темных елей видит белого гиганта и радостно орет отцу: «Смотри, папа! Унитаз!» Китч? Да, пожалуй, но с развлекательным потенциалом, соответствующим местному колориту — буквально на той же дороге расположены и самые большие в мире «часы с кукушкой», шварцвальдский сувенир. Но сейчас не о часах, а о туалетах.

Duravit, экспозиция новой техники и примеров дизайна интерьера. Хорнберг, Германия

Историческое производство Duravit расположено в Хорнберге, городе, зажатом горами со всех сторон. Это первая проблема для современного производства — логистическая. Вторая еще серьезнее — фабрика, возраст которой много больше ста  лет, размещена в здании на пяти этажах. Плохое транспортное сообщение и отсутствие возможности установить конвейер означали только одно: нужно закрыть производство на малой родине и сконцентрироваться на предприятиях за пределами, например, в Китае. Этот вариант не подошел, решение было найдено — керамику для ванн и туалетов должны делать дизайнеры, настало время для рождения «элитарного» унитаза. Это все случилось в 1980-х, нельзя сказать, что дизайнеры тогда сразу стали в очередь, желая работать с таким заказчиком. Наоборот, желающих не оказалось, Duravit обивал пороги ателье, пытаясь найти хотя бы одного. И кто-то всегда бывает первым — им стало бюро Sieger Design. Вслед за ним с шварцвальдской фирмой стали сотрудничать Филипп Старк, Сергей Чобан и другие.


Музейный туалет. Музей в бывшем монастыре Ставелот, Бельгия

Но это уже все случилось в другое время, когда из служебного помещения, темной каморки без всякого дизайна туалет превратился в один из интерьеров, который проектируют архитекторы-дизайнеры, украшают декораторы. В том же дизайн-центре Duravit можно увидеть супер-новый, управляемый пультом унитаз с душем и ночной подстветкой, установленный в четырех стенах, покрытых трендовой керамикой. Каморку для стирки и ночной горшок под кроватью ни в городе, ни, тем более в центре не найти. Подобное если не уничтожается экскаваторами, то храниться в настоящее время в музеях.

"Законсервированный" дом 1950-х годов. Немецкая провинция

"Законсервированный" дом 1950-х годов. Немецкая провинция

Туалетная революция произошла не только на территории частного жилья. В общественных местах — исключая пока административные или больничные здания, школы и институты, - тоже произошли сдвиги. Дизайнеры, работая над внешним видом туалетов, начали играть со смыслами — символами-иконками, например. Или материалами. Или историей. В крестьянском постоялом дворе на двери туалета будут красоваться петух и наседка, где-нибудь в Брюсселе — неутомимый писающий мальчик и его менее известная «подружка» - писающая девочка. Концертный зал в здании бывшего цеха похвастается туалетами в подчеркнуто индустриальной «оптике», музей в здании тысячелетнего монастыря — исторической кладкой.  Кроме того, сама устанавливаемая техника! Бывает ведь и так — любое посещение туалета превращается в общение с интерактивной инсталляцией, как на выставках современного искусства. Что нужно сделать, чтобы сработал смыв? Подержать руку у мигающей лампочки или потянуть за керамический шарик на цепочке; нажать на педаль ногой или просто встать и выйти — все сработает автоматически во время захлопывания двери?

Юп ван Лисхут, скульптура на выставке в рамках Руртриеннале

Художники тоже поучаствовали в развитии темы. И речь не о Дюшане, точнее, не только о нем. Юп ван Лисхаут, голландский дизайнер, очень любит эту тему улавливания отходов, компостирования и утилизации. Но он не берет готовый индустриальный предмет и не перемещает его из пространства функционального в пространство художественное, выставочное. Нет. Он создает произведение искусства, которое может и должно использоваться по назначения: результаты человеческой жизнедеятельности должны журчать и перемещаться по трубам, собираясь в башнях и превращаясь — вот во что? Страшно подумать и пользоваться тоже страшно (некоторым было смешно, но пользоваться приходилось всем посетителям выставки, другой вариант справления нужды предусмотрен не был).
От искусства можно перейти к науке и вспомнить об унитазах, котролирующих состав мочи, и отправляющих данные прямиком на компьютер врача, но не будем покидать зону формального, сферу дизайна.
 
Юп ван Лисхут, туалет и художественная инсталляция. Руртриеннале

Юп ван Лисхут, туалет и художественная инсталляция.  Руртриеннале

Если так все будет развиваться и дальше, то скоро появятся наряду с путеводителями «100 лучших отелей», «50 лучших ресторанов», «10 садов, которые надо посетить» и книги про самые лучшие, самые оригинальные, самые-самые туалеты. И найдутся те, кто начнет коллекционировать снимки туалетов, где побывал, посидел, использовал. И речь не о селфи в WC-look, что тоже неплохо — знак времени, а об интерьерах. Снимал же Этторе Соттсасс номера отелей, в которых останавливался, логично ведь?

Вход в женский туалет. В качестве маркировки - наседка



Текст и фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий