В настоящий
момент есть такие особо раскаленные слова: бомбы, Европа, история, культура.
Собранные в одном предложении они являют собой гремучую смесь. Террористы
взорвали Пальмиру. США бомбят сирийские города. Исторический Алеппо больше не
существует. Европа? Ахает, конечно, и говорит об утратах культуры. А вот о
повторении истории не говорит, хотя могла бы. Ведь что происходит? Приезжает
турист в Германию и хочет найти в немецких городах культуру и историю, а
первое, с чем он сталкивается - наследие последней войны. Туристу говорят:
Кельн был разбомблен англичанами и американцами практически на 100%, только
собор остался. Или: историческая часть Мюнхена пострадала во время бомбежек,
90% разрушений. И еще: в следствие бомбардировок Гамбурга, носивших кодовое
название "Гоморра", были разрушены более 270 тысяч квартир, 24 больницы, 277
школ, 58 церквей, и так далее. Редкий случай, когда экскурсия по немецкому
городу начинается со слов: "во время войны город, практически, не
пострадал". Один из таких городов - Эсслинген-на-Неккаре.
Церковь представляет собой находку для
путешественника, поклонника средневекового искусства, резьбы по дереву и камню,
витражей. Картины из цветного стекла датируются годами постройки здания, во
время войны витражи были вынуты из окон и хранились несколько лет под землей.
Ценители фахверка тоже могут быть довольны - на одном из переулков
средневековой части города они обнаружат несколько домов этой конструкции,
которые считаются самыми старыми в Германии. Датируются они 1262-1267 годами -
об этом приезжему расскажет табличка на стене. Или прохожий.
О богатстве
Эсслингена, расположенного на пересечении нескольких торговых путей,
свидетельствуют две ратуши, особенно старая, построенная в эпоху барокко после
пожара во время одной из войн конца 17-го века. Ее фасад украшают
астрономические часы - самые большие функционирующие кованные часы Германии.
Один циферблат показывает время, второй - расположение Солнца и Луны, солнечная
стрелка делает полный оборот за 365,25 дней, лунная - за 27,32. В
противоположную сторону медленно вращается третья стрелка этого циферблата -
дракон. Он совершает полный оборот за 18,61 лет, указывая фазы Луны и
предсказывая при этом солнечные и лунные затмения. Каждые 15 минут две
аллегорические фигуры - Справедливости и Умеренности - приходят в движение. А
венчает этот шедевр механики - орел, взмахивающий крыльями каждый час.
Так что -
вот уже три причины променять метрополию на провинцию и посетить Эсслинген. Но
есть еще один любопытный повод. Особенно для российского туриста, с его любовью
к прекрасной Франции, громким именам и имперской, столичной славе. Это история
первого немецкого игристого вина "Kessler".
Ключевые слова этой истории отнюдь не раскаленные,
как те, с которых я начала, а, напротив, ласкающие русский слух: "Вдова
Клико", Шампань, Наполеон, князь Волконский, контрабанда,
интрига, Санкт-Петербург. Простой немец Георг Кристиан Кесслер волею судьбы
попал на службу к вдове Клико, сначала он был бухгалтером на предприятии, потом
изучил весь технологический процесс производства шампанского, стал заниматься
маркетингом и реализацией. В то время Наполеон запретил экспорт шампанского,
вдова несла убытки. А следом - еще и поражение в войне, оккупация Реймса
русскими войсками. Хотя князь Волконский и боролся с мародерством, но полностью
держать в узде "народ-победитель" ему не удавалось, вдова Клико опять
несла убытки. Очевидно, так ценны были для нее усилия Кесслера и Боне, которые нашли
новых покупателей и наладили поставки шампанского в Петербург (порой это была
контрабанда шампанского в бочках через Кенигсберг), что она сделала Кесслера
совладельцем компании и несколькими годами позже пообещала передать ему компанию
полностью (в этом месте рассказчики подмигивают, намекая на какие-то личные
отношения, на то, что марки "вдовы Клико" могло бы и не быть).
Но: не
сложилось, у Кесслера появился молодой конкурент, "интриган", как его
бы назвали в романе, немец покинул Реймс, вернулся на родину в Вюртемберг. В
Эсслингене он решил создать собственное производство игристого вина. Кесслер
постарался сделать все очень быстро, понимая, что конкуренция будет жесткой:
нашел поставщиков сырья, платил огромные суммы виноградарям за
"правильный" виноград, вложил тьму денег в "маркетинг",
поднял старые связи, да, именно - в Петербурге, - и добился успеха.
Так вот,
ощутить атмосферу первой половины 19-го века, попробовать на вкус не слова,
нет, а ту самую, заключенную в зеленом стекле историю можно и в наши дни в
историческом подвале "Kessler" во время дегустации. А если запланировать юбилей
или, еще романтичнее, свадьбу, то можно попасть и на верхние этажи здания,
обставленные аутентичной антикварной мебелью или оформленные в стиле
классицизма.
Так что, дорогой
российский турист, желающий увидеть тысячелетнюю историю немецких городов,
отвлекись от метрополий, а отправляйся за европейским прошлым в провинцию. Есть
правда небольшая проблема: города молчат, это не музеи. Требуется путеводитель
или экскурсовод. Поэтому полезная информация:
Информация для туристов
Экскурсия «История города» проводится и на русском языке
заказывать стоит швабские блюда «маульташен» или «шпэцле
с сыром»
Текст и фото: Елена Невердовская
Лена, спасибо за новый подробный взгляд на любимый Эсслинген!)
ОтветитьУдалитьС удовольствием)
Удалить