19 окт. 2016 г.

Интервенция утописта: захват ратуши, взятие форта

Ян Фабр. В поисках утопии / Searching Utopia. Флоренция

Современный художник в традиционном музее - кто он?
Партизан? Интервент? Террорист? Скорее - собеседник. Так же, как стритартист в публичном пространстве, с той разницей, что - с разрешения или даже по воле и по приглашению администрации, - он пытается наладить связь между объектами хранения или городским ландшафтом и собственными творениями. Художник включается в разговор, вмешивается в чужие споры, подхватывает фразы на лету. Его метод - метафоры, аллюзии, ассоциации, контаминация смыслов. А если художник еще и режиссер, хореограф, танцор, как бельгиец Ян Фабр (Jan Fabre), то к этому прибавляется и сугубо театральное: мизансцены, декорации, реквизит, атрибут, гримм и прочие эффекты. 
Ян Фабр. Испанский меч, 2016. Флоренция

Ян Фабр. Испанский меч, 2016. Флоренция

Ян Фабр неоднократно выставлялся как в музеях, так и в общественном пространстве, как со статусом недоступности, святости, неприкосновенности, так и без. Он знает, что простая графика, какой бы прекрасной она ни была, или объекты из фрагментов нашей повседневности, какими бы остроумными они не являлись, проиграют агрессивному внешнему миру или богатому заархивированному прошлому.
Их удел, их доля простых художественных произведений - галерея, стерильные залы, предназначенные для выставления contemporary art. Поэтому Ян Фабр при разворачивании своей деятельности на чужой территории делает ставку на крупные ясные формы, яркие цвета, контрастные по отношению к окружению материалы, провокационные жесты, плакативный язык.

Ян Фабр. В поисках утопии / Searching Utopia. Флоренция

Ян Фабр. Человек, измеряющий облака /  The man measuring clouds, 2016. Флоренция

В октябре завершилась его выставка на нескольких исторических площадках во Флоренции. Во-первых, площадь Синьории (Piazza della Signoria) украсили две специально созданные для представления в Италии скульптуры - ослепительные "В поисках утопии / Searching Utopia" и "Человек, измеряющий облака /  The man measuring clouds" (позолоченная бронза, 2016). Они "оттянули" на себя часть внимания обильной туристической публики, предпочитавшей в это лето фотографироваться на фоне всадника на морской черепахе, а не рядом с подлинниками Джамболоньи или Челлини, и уж тем более не около копий Микеланджело или Донателло. 

Ян Фабр. В поисках утопии / Searching Utopia. Флоренция

Во-вторых, произведения художника разных лет можно было увидеть в аппартаментах Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), рядом с такими экспонатами, как маска Данте, под сводами, покрытыми роскошными росписями Вазари и его учеников. Несгибаемый рыцарь, стоящий на шаре в облаке нейлоновых волос („ Shall he forever stand with feet set close together“, 1997 ), вел беседу с "Юдифью" Донателло, причем тема "разговоров" угадывается однозначно -  о смерти, о власти, о насилии. "Глобус" Фабра (диаметр 2,5 метра, 1997), на котором нет карт, а вся поверхность земли покрыта панцырями жуков, выглядит как копия "потемнешего" от времени  глобуса 16 века, выставленного в зале Della Mappe Geografiche

 
Ян Фабр.Shall he forever stand with feet set close together“, 1997. Флоренция

Ян Фабр. Shall he forever stand with feet set close together“, 1997. Флоренция

И последняя часть выставки под общим названием "Духовный стражник" или "Спиритуальный вахтер" („Spiritual Guard“) - кому как нравится, которая открылась на месяц позже основной, но завершилась одновременно, была расположена в Форте Бельведере («Forte die Belvedere» ), укреплении, построенном в конце 17-го века для защиты клана Медичи и их подданых от внешнего или внутреннего врага и эпидемий. Под открытым небом на холме несколько месяцев вахту держали позолоченные инкарнации автора: Ян Фабр с рогами, ослиными ушами, Ян Фабр, дирижирующий облаками, Ян Фабр, прячущийся от дождя. И жуки-скарабеи, с деревцами, выросшими прямо из панцирей.
Ян Фабр. Череп с белкой, 2012. Флоренция

Ян Фабр. Глобус, 1997. Флоренция

Животные и смерть. В роли их убийцы выступает сверкающий рыцарь, стражник духовности - блистательный художник, все в одном. Это он да, закованный в сверкающие доспехи, попирает шар земной. Памятник венцу творения, царю природы - в самой главной столице Возрождения, Флоренции, там, где, собственно, и была провозглашена аксиома Ренессанса, гуманизм. И как негуманно все это - бесконечные трупы жуков, использованные для изготовления драгоценных поверхностей предметов искусства, как не рационально и бессмысленно. Защитники животных протестуют! Как предосудительно, как оскорбительно сопоставление мертвой белки («Черепт с белкой», 2012) и маски поэта, опаленного пламенем Чистилища. Защитники животных и почитатели Данте в гневе!
И тем не менее воин красоты и рыцарь отчаяния, художник с ослиными ушами или оленьей головой, Ян Фабр выступает не на стороне конвенциональных гуманистов, он - провокатор. Художник не стремится наделить животных теми "человеческими" правами, что могли бы их возвысить на пьедестал и поставить рядом с венцом творения. Дати им жизнь вечную и признание духа и души. Нет, он слегка развенчивает гуманистический миф, опуская человека с верхней ступеньки на более нижнюю, чтобы тот разделил свое место с другими существами, жуками, белками, ослами. Человек - не колосс, а лилипут, оседлавший черепаху, отправившийся на поиски идеального миропорядка. Он смехотворен рядом с великолепным Давидом, Человек не управляет миром, он не Нептун и не Зевс, его удел - измерять, подражать, хоронить, архивировать. Он - игрушка всех стихий,  превращающаяся в конце своей жизни в прах, пищу жуков и червей, из трупов которых впоследствии вырастет дерево и все повторится сначала.
Ян Фабр.Глобус, 1997. Флоренция

с 22 октября в Петербурге, в Государственном Эрмитаже открыта выставка Яна Фабра
"Рыцарь отчаяния - воин красоты". 

Глобус 16 века, Палаццо Веккьо

Комментариев нет:

Отправить комментарий