Виттенберг |
Утверждать,
что совсем бесполезно искать "старую добрую Германию" в больших
немецких городах, не совсем верно. Искать можно, но обнаруженное способно разочаровать.
В больших городах приезжий найдёт, чаще всего, Германию современную. За прекрасной стариной стоит
отправляться в провинцию, там, где сохранилось многое. Порой даже подлинные
кулисы событий, изменивших мировую историю, например, Реформации. Что мы знаем
об этом, кроме того факта, что пришёл Мартин Лютер, прибил свои тезисы на дверь
церкви - и началось? Немного!
История зарождения протестантизма, однако,
увлекательнее модных современных бестселлеров, и, к счастью, в отличие от них ее
можно реально «прожить», своими глазами увидеть исторические здания, познакомиться
«поближе» с действующими лицами драмы, ну, или с их «призраками», духом мест.
Памятник Мартину Лютеру |
Виттенберг |
В случае
Реформации, на знакомство не требуется много времени и сил. Ведь та церковь, к двери которой были прибиты тезисы, и
дом Мартина Лютера и университет, где он преподавал, - все это находится в одном
месте, провинциальном тихом городе Лютерштадт Виттенберг на востоке Германии, мало того, эти здания
расположены ещё и на одной не слишком длинной улице. А между ними другие не
менее примечательные места - мастерская Лукаса Кранаха Старшего, гения немецкого Возрождения, его дом, его
типография, его аптека. Какая связь: художник и Реформации?
Мастерская Лукаса Кранаха |
Очевидная: Кранах
Старший и Лютер были друзьями и идейными соратниками в деле продвижения Реформации
в народные массы, как образованные (книги), так и безграмотные (гравюры,
алтари). То есть типографский станок Лукаса Кранаха Старшего, а затем и его сына Лукаса Кранаха Младшего, не останавливаясь, работал, выпуская тезисы и
проповеди, и пропагандистские листовки, направленные против Папы римского и Ко,
рекламу нового движения. Мастера, подмастерья, ученики их художественной
мануфактуры – а именно так стоит воспринимать деятельность Кранахов, - не
покладая кисточек, создавали шедевр за шедевром. Уцелело многое: наследие просуществовавшей
почти 100 лет мануфактуры «Лукас Кранах», которую основал отец, успешно
продолжил его дело сын и завершил внук, составляет около 5000 произведений (для
сравнения, из работ Альбрехта Дюрера до нас дошли 90 произведений живописи, 100
гравюр, около 300 деревянных скульптур).
Bildunterschrift hinzufügen |
Прошлый год,
кстати, был назван годом Лукаса Кранаха Младшего – ведь 4 октября, 500 лет
назад, в доме на главной улице старого города Виттенберга родился художник,
талантливый портретист, всю свою жизнь бывший тенью отца. И после смерти –
тоже. До недавнего времени все были уверены, что не осталось ни одного
автопортрета, до недавнего времени, никто сильно не беспокоился, чьей кисти та
или иная картина, - ведь вместо подписи на них ставился торговый знак
мануфактуры – крылатый змей. Выставок Лукаса Кранаха Старшего было немало, одна
из последних прошла в России, в московском Музее изобразительных искусств имениПушкина. В следующем году откроется еще одна выставка в Дюссельдорфском музее Museum Kunstpalast – и опять-таки, будут показаны
произведения Старшего.
Юбилей ненадолго
все изменил. В одном из флюгеров бывшего монастыря в Виттенберге прошла первая
персональная выставка Кранаха Младшего.
Часть произведений была показана в
городской церкви, где Мартин Лютер читал свои проповеди под картинами,
созданными художниками, где под одной из колонн похоронен сам Кранах
Младший. В соседнем более крупном городе
Дессау на в местном художественном музее можно было увидеть алтари, гравюры и
книги, созданные мануфактурой в период, когда ее возглавлял сын. В двух
издательствах вышли посвященные ему художественные альбомы. Написана и впервые
издана его биография. И мир узнал, как же выглядел художник: исследователи
сошлись во мнении, что Лукас Кранах Младший изобразил себя в виде виночерпия на
алтаре, где за столом Тайной вечери были собраны все отцы Реформации.
Только в
юбилейный год можно было увидеть в одном месте то, что обычно представлено разрезненно
в музеях Европы, Азии, Америки или хранится в запасниках, или скрыто в частных
коллекциях. Но и те, кто попадет на родину Кранаха Младшего в неюбилейное время
не останутся в накладе: алтари и росписи городской церкви не покинут своих мест.
Потолок в семейном доме Кранахов в Виттенберге |
Мастерская Кранахов |
Семеный дом Кранахов |
В бывшей мастерской Лукаса Кранаха
все также будет работать художественная школа, в доме Лукаса Кранаха можно будет
послушать концерт, посидеть в кафе, посетить художественный магазин.
В доме Кранахов сейчас расположена галерея, культурный центр, кафе и магазин |
Остановиться можно
в старом отеле «Schwarze Baer / Черный медведь», в трактире которого когда-то в долг выпивал Мартин
Лютер, а расплачивался за бедного монаха богатый Кранах-отец. Или в доме одного
из первых студентов Виттенбергского университета, современника Лютера, Кранаха
Старшего, богатого горожанина Бойера. В этом же доме можно и пообедать – на
первом этаже расположена историческая пивоварня «Brauhaus Wittenberg». История останется на месте. Как и
призраки прошлого.
Историческая пивная Виттенберг |
Историческая пивная Виттенберг |
Полезная
информация:
Проезд от Берлина:
40 минут на скором поезде, стоимость проезда в один конец около 20 евро.
Посещение двух
художественных выставок, в Аугустеум и в городской церкви, а также
исторического дома Кранаха: 12 евро.
Обед в пивоварне «Brauhaus Wittenberg»: от 25 евро, включая напитки. Очень
большие порции, женщинам придется тяжко. Вегетарианцам, кстати, тоже –
небольшой выбор постных блюд, спасти всегда может запеченный в фольге
картофель.
Текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий