18 окт. 2016 г.

Мода как революционная сила



Fashionclash 2016. Projekt Sally Maastricht. Маастрихт
Милан, Париж, Лондон - почти очевидно, что это начало списка провозглашенных столиц моды всемогущей империи Fashion. По мнению трендсеттера Ли Эделькорт, империя находится на грани развала, потому что ситуация стала иной, и скоро тон будут задавать другие персонажи, и существующие законы изменятся. Ничего удивительного, это известно, что всякой империи приходит конец. Fashion умер, да здравствует fashion, да здравствует  возвращение моды от кутюр. Именно шаг в сторону "деколонизации" старой империи, где "правили" и все еще у власти немногочисленные лейблы, и можно было увидеть летом на фестивале Fashionclash в голландском Маастрихте 

Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт


Тотальная провинция? Небольшой окраинный город. Ни одного общеизвестного имени среди участников - имеются ввиду те имена, которые приходят сразу на ум, когда речь заходит о мировой моде. И очень большие амбиции фестиваля - "создать интернациональную платформу для поколения новых дизайнеров и художников, работающих в fashion-сфере или смежных областей".  (Из манифеста Fashionclash). Новым назвать фестиваль нельзя. Его первая редакция состоялась ещё в 2009, год за годом платформа развивалась, становилась более известной среди молодых и «дерзких» талантов из мира дизайна одежды. За весь период на площадках Маастрихта более чем 900 молодых авторов из 50 стран мира представили свои объекты, постановки, перформансы

Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт



Для некоторых фестиваль оказался ключевым – с Маастрихта началась карьера. Инициаторами, организаторами и руководителями фестиваля являются несколько выпускников Маастрихтской Академии Искусств и Дизайна, двое - Бранко Попович (дизайнер, с 2009 года блоггер - пишет о моде, фотографии и искусстве в своем блоге BRANKOPOPOVICBLOG и Нави Кайпер (модельер- дизайнер) учились на факультете дизайна одежды, Лоренс Хамахер получил образование по специальности промышленный дизайн. Они поставили перед собой задачу: вернуть понятию "fashion" его многозначность, обыграть на фестивале все его смысловые значения, которые далеки от привычного в русском варианта "мода".  Fashion: 
- Обычай 
- Норма поведения 
- Образ действия. 



Мода - как искусство, мода, как театр, мода - как исследование, мода - как провокация. 
В 2014 году было введено новшество: отныне фестиваль стал тематическим. Первое обращение было к гендеру, второе - к возрасту, Fashionclash 2016 тематизировал "Hermitage / Наследие". 
В программе четырехдневного фестиваля показы, выставки, интерактивные перформансы, ярмарка-продажа произведений дизайнеров. Конкурсы молодых дизайнеров и экспозиция проектов выпускников Маастрихтской Академии. 

Fashionclash 2016. Projekt Sally Maastricht. Маастрихт
Итак, лето 2016 - наследие как традиция, норма, провокация. Все в одном объединил перформанс Projekt Sally Maastricht - это был 17 век и век 21, может быть, даже 22; манерность и брутальность, любовь и война. Этот балет на подиуме, движения двух солистов, их костюмы (автор Мике Кокелькорн) оказался полной неожиданностью, и одновременно введение в моду, как в театр. 

Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт

Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт

Нельзя сказать, что дальше представление шло по нарастающей – были и совершенно обычные выходы моделей, более или менее удачные, но тон был задан, за всем чувствовался нерв. Кульминацией стал показ коллекции молодого итальянского дизайнера Алессандро Тринконе:  то ли спектакль, то ли сон, нереальные формы, странные материалы, незаконченность образов – и тем не менее за всем угадывался Дальний Восток, Япония. Не случайно. Коллекция называется «Annodami», а появилась она благодаря пребыванию Тринконе в Японии, он проучился несколько лет в «Osaka Bunka Fashion College». 
Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт

Романтичная, чувственная, сентиментальная одежда представляет собой на самом деле доспехи для души, попавшей в чуждый ей, даже враждебный мир. Защитить себя, противопоставить себя реальности она может только с помощью саморефлексии, концентрации на собственном мироощущении. 

Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт
 
Fashionclash 2016. «Big Boy Lost in the Big City», коллекция Эмилиэ Тирион. Маастрихт

О защите, впрочем, был и проект Эмилие Тирион, название говорит за себя – «Big Boy Lost in the Big City», только способ иной: привязанность, объятия, близость. Такая асексуальная, инфантильная, младенческая. 

Fashionclash 2016. «Big Boy Lost in the Big City», коллекция Эмилиэ Тирион. Маастрихт

Fashionclash 2016. «Big Boy Lost in the Big City», коллекция Эмилиэ Тирион. Маастрихт
Модные показы или, лучше сказать, fashion-театр, - это то, ради чего стоит приезжать  на фестиваль. Выставки любопытны, но они ничем особенным не выделяются среди себе подобных – отдельные работы талантливых дизайнеров, художников и фотографов.

Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт

 Подобное можно увидеть и на фестивалях в других городах. Находка организаторов – это своеборазное дефиле. Перформанс, театр, все это искусство демонстрируемое на фестивале Fashionclash – это исследование средствами fashion психологии человека, особенностей его поведения и роли самоинсценировки в деле подрыва стереотипов. Это создание нарратива, который прорывает поверхностность обыденного понимания «моды», и, есть надежда, может повлиять на качество совместного существования отдельных людей, на социум. Сделать людей здоровее, увереннее в себе, счастливее.

Текст и фото: Елена Невердовская 

Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт

Комментариев нет:

Отправить комментарий