Fashionclash 2016. Projekt Sally Maastricht. Маастрихт |
Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт |
Тотальная
провинция? Небольшой окраинный город. Ни одного общеизвестного имени среди
участников - имеются ввиду те имена, которые приходят сразу на ум, когда речь
заходит о мировой моде. И очень большие амбиции фестиваля - "создать
интернациональную платформу для поколения новых дизайнеров и художников,
работающих в fashion-сфере или смежных областей". (Из манифеста Fashionclash). Новым назвать фестиваль нельзя. Его первая редакция
состоялась ещё в 2009, год за годом платформа развивалась, становилась более известной
среди молодых и «дерзких» талантов из мира дизайна одежды. За весь период на
площадках Маастрихта более чем 900 молодых авторов из 50 стран мира представили свои объекты,
постановки, перформансы.
Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт |
Для некоторых фестиваль оказался ключевым – с Маастрихта началась карьера.
Инициаторами, организаторами и руководителями фестиваля являются несколько
выпускников Маастрихтской Академии Искусств и Дизайна, двое - Бранко Попович
(дизайнер, с 2009 года блоггер - пишет о моде, фотографии и искусстве в своем блоге BRANKOPOPOVICBLOG и Нави Кайпер (модельер- дизайнер) учились на факультете дизайна одежды, Лоренс Хамахер получил образование по специальности промышленный дизайн. Они поставили
перед собой задачу: вернуть понятию "fashion" его многозначность, обыграть на фестивале все его
смысловые значения, которые далеки от привычного в русском варианта
"мода". Fashion:
- Обычай
- Норма
поведения
- Образ
действия.
Мода - как искусство,
мода, как театр, мода - как исследование, мода - как провокация.
В 2014 году
было введено новшество: отныне фестиваль стал тематическим. Первое обращение
было к гендеру, второе - к возрасту, Fashionclash 2016 тематизировал "Hermitage / Наследие".
В программе
четырехдневного фестиваля показы, выставки, интерактивные перформансы,
ярмарка-продажа произведений дизайнеров. Конкурсы молодых дизайнеров и экспозиция
проектов выпускников Маастрихтской Академии.
Fashionclash 2016. Projekt Sally Maastricht. Маастрихт |
Итак, лето
2016 - наследие как традиция, норма, провокация. Все в одном объединил перформанс Projekt Sally Maastricht - это был 17 век и век 21, может быть, даже 22;
манерность и брутальность, любовь и война. Этот балет на подиуме, движения двух
солистов, их костюмы (автор Мике Кокелькорн) оказался полной неожиданностью, и
одновременно введение в моду, как в театр.
Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт |
Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт |
Нельзя
сказать, что дальше представление шло по нарастающей – были и совершенно
обычные выходы моделей, более или менее удачные, но тон был задан, за всем
чувствовался нерв. Кульминацией стал показ коллекции молодого итальянского
дизайнера Алессандро Тринконе: то ли
спектакль, то ли сон, нереальные формы, странные материалы, незаконченность
образов – и тем не менее за всем угадывался Дальний Восток, Япония. Не
случайно. Коллекция называется «Annodami», а появилась она благодаря пребыванию Тринконе в
Японии, он проучился несколько лет в «Osaka Bunka Fashion College».
Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт |
Романтичная, чувственная, сентиментальная одежда
представляет собой на самом деле доспехи для души, попавшей в чуждый ей, даже
враждебный мир. Защитить себя, противопоставить себя реальности она может
только с помощью саморефлексии, концентрации на собственном мироощущении.
Fashionclash 2016. «Annodami», коллекция Алессандро Тринконе. Маастрихт |
О
защите, впрочем, был и проект Эмилие Тирион, название говорит за себя – «Big Boy Lost in the Big City», только способ иной: привязанность, объятия, близость. Такая
асексуальная, инфантильная, младенческая.
Fashionclash 2016. «Big Boy Lost in the Big City», коллекция Эмилиэ Тирион. Маастрихт |
Fashionclash 2016. «Big Boy Lost in the Big City», коллекция Эмилиэ Тирион. Маастрихт |
Модные показы или, лучше сказать, fashion-театр, - это то, ради чего стоит приезжать на фестиваль. Выставки любопытны, но они
ничем особенным не выделяются среди себе подобных – отдельные работы
талантливых дизайнеров, художников и фотографов.
Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт |
Подобное можно увидеть и на
фестивалях в других городах. Находка организаторов – это своеборазное дефиле. Перформанс,
театр, все это искусство демонстрируемое на фестивале Fashionclash – это исследование средствами fashion психологии человека, особенностей его поведения и роли
самоинсценировки в деле подрыва стереотипов. Это создание нарратива, который
прорывает поверхностность обыденного понимания «моды», и, есть надежда, может повлиять
на качество совместного существования отдельных людей, на социум. Сделать людей
здоровее, увереннее в себе, счастливее.
Текст и фото: Елена Невердовская
Fashionclash 2016. Выставка "Hermitage / Наследие". Маастрихт |
Комментариев нет:
Отправить комментарий