20 окт. 2016 г.

Робот неверующий среди одичавших вещей


Untitled (Darlus) (1995) by Michel Nedjar courtesy Christian Berst gallery, Paris


Каменный век, пермская культура, ледниковый период. Геология, кристаллы, тектонические сдвиги. Шаманизм, тотемизм, фетишизм. Перечисление можно продолжать и продолжать. Но какое отношение этот список имеет к дизайну? Самое прямое - считает трендсеттер Лидевью Эделькорт и год за годом предъявляет нам доказательства своей правоты, выступая куратором многочисленных выставок, на которых можно увидеть все это первобытное, природное, тотемное, сырое, необработанное, дикое. Последняя выставка "Дикие вещи / Wild Things", открывшаяся в Музее льна „ Texture“ в бельгийском Кортрейке в первый день Biennale Interieur 2016, - еще одна в ряду, стремящемся к бесконечности.  

Panam Panama (2016) by Le Beart. Фото: Елена Невердовская

Lidewij Edelkoort - photo by Thirza Schaap - on location at Singita Private Game Reserve, South Africa

Чувствуется легкое раздражение в интонации? Недовольство? Да. Ведь сколько можно!
Выставка "Фетишизм" в голландском Арнеме во время биеннале моды MOBA в 2012 году, "Говорящий текстиль" в Музее текстиля в голландском Тилбурге в 2013, обе выставки затем стали передвижными и демонстрировались потом и на других площадках, как и ее же "Номадизм" и "Романтизм". Из этой же серии «Первичная материя / Prima Materia»  - "персональная" выставка дуэта "Formafantasma", название говорит уже само за себя. Повторение, конечно, оно "мать", и Ли Эделькорт - гуру, но пора бы удивить нас другим, огорошить, спровоцировать, порадовать абсолютно новым  невиданным, неслыханным. Оно есть, но, возможно, не относится к предпочтениям кураторов. 

Primal Pottery Project (Legs) (2016) by Ole Jensen. Фото: Елена Невердовская

Hair Matter(s) (2015) by Alix Bizet

Помимо Ли Эделькорт в подготовке "Диких вещей" в Кортрейке принял участие еще один куратор – арт-директор и бизнес-партнер Studio Edelkoort Филип Фиммано (Philip Fimmano). На выставке было много знакомых вещей, ранее представленных на различных конкурсах и студенческих выставках. Но "узнавалось" и другое: в сумеречном зале музея "витали духи". Во-первых, "дух" Начо Карбонелла, при взгляде на экспозицию вспоминались сразу стада его диких, биоморфных стульев, кресел и этажерок (или лестниц?). Бестелесные идеи Карбонелла мерещились "позади" волосатых „Dancers“ француженки Aurelie Hoegy или опаленного «четвероногого» то ли стула то ли шкафчика «Brule» работающей в Англии Huissoud Marlene. Работы с войлоком Alix Bizet, абстрактный тканый ковер «Three Thonets» Soojing Kang вызывали в памяти абстрактные войлочные картины Клауди Йонгстра, недоплетенные сосуды, опыты с кожей - объекты "Formafantasma".  Одним словом, биоморфное, если не сказать бесформленное, незаконченное, если не сказать - кривое-косое, любительское-непрофессиональное, детский лепет, а не дизайн. 
Brule, Studio Marlene Huissoud. Фото: Елена Невердовская

Но кураторы таких неуважительных эпитетов отобранным экспонатам, понятно, не дают. Они находят высокие и умные слова и объясняют интерес творческих людей к первобытным техникам и дикой материи дезориентацией современного человека, потерей бога, веры, корней. А также поиском фетишей, тотемов, защиты и изначальной веры в матушку-природу, в силу земли, томлением по вдохновению неба. Хотя - нет, про небо в последней выставке как-раз не было ни слова. Про небо встречалось в других проектах, в "Романтизме" и "Фетишизме", в последнем - в таком космическом, инопланетном аспекте: космические корабли, города на других планетах, Метрополис. 
 
Dancers (2015-16) by Aurelie Hoegy

Crystallization 79 (2016) by Lukas Wegwerth. Фото: Елена Невердовская

Но разнообразие – от земного до небесного и галактического - было давно, еще в 2012 году, когда обзор был шире, а палитра образов-эпитетов - богаче. Чем ближе к современности, тем более сумрачным становился взгляд популярного трендсеттера на действительность, тем глубже она спускалась по лестнице культурных слоев, дойдя до Каменного века (тема одной из куратируемых ею дизайнерских выставок в Израиле) и до самой полной дикости в "Wild Things".  А дальше – что? Одна надежда остается на то, что маятник качнется в другую сторону, трендсеттер обратится к другому полюсу и будет искать утешения в технологии и душе.

Музей Texture
Кортрейк, Бельгия
До 4 декабря

The Thread Wrapping Machine Stool 140116 (2016) by Anton Alvarez. Фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий