Untitled (Darlus) (1995) by Michel Nedjar courtesy Christian Berst gallery, Paris |
Каменный век, пермская культура, ледниковый период.
Геология, кристаллы, тектонические сдвиги. Шаманизм, тотемизм, фетишизм.
Перечисление можно продолжать и продолжать. Но какое отношение этот список
имеет к дизайну? Самое прямое - считает трендсеттер Лидевью Эделькорт и год за годом
предъявляет нам доказательства своей правоты, выступая куратором многочисленных
выставок, на которых можно увидеть все это первобытное, природное, тотемное,
сырое, необработанное, дикое. Последняя выставка "Дикие вещи / Wild Things", открывшаяся в Музее льна „ Texture“ в бельгийском Кортрейке в первый день Biennale Interieur 2016, - еще одна в ряду, стремящемся к бесконечности.
Panam Panama (2016) by Le Beart. Фото: Елена Невердовская |
Lidewij Edelkoort - photo by Thirza Schaap - on location at Singita Private Game Reserve, South Africa |
Чувствуется легкое раздражение в интонации? Недовольство? Да. Ведь сколько
можно!
Выставка "Фетишизм" в голландском Арнеме во время биеннале моды MOBA в 2012 году, "Говорящий текстиль" в Музее
текстиля в голландском Тилбурге в 2013, обе выставки затем стали передвижными и
демонстрировались потом и на других площадках, как и ее же "Номадизм"
и "Романтизм". Из этой же серии «Первичная материя / Prima Materia» - "персональная"
выставка дуэта "Formafantasma", название говорит уже само за себя. Повторение,
конечно, оно "мать", и Ли Эделькорт - гуру, но пора бы удивить нас другим, огорошить,
спровоцировать, порадовать абсолютно новым невиданным, неслыханным. Оно
есть, но, возможно, не относится к предпочтениям кураторов. Primal Pottery Project (Legs) (2016) by Ole Jensen. Фото: Елена Невердовская |
Hair Matter(s) (2015) by Alix Bizet |
Помимо Ли Эделькорт в подготовке
"Диких вещей" в Кортрейке принял участие еще
один куратор – арт-директор и бизнес-партнер Studio Edelkoort Филип Фиммано (Philip Fimmano). На выставке было много знакомых вещей, ранее представленных
на различных конкурсах и студенческих выставках. Но "узнавалось" и
другое: в сумеречном зале музея "витали духи". Во-первых,
"дух" Начо Карбонелла, при взгляде на экспозицию вспоминались сразу стада его
диких, биоморфных стульев, кресел и
этажерок (или лестниц?). Бестелесные идеи Карбонелла мерещились "позади" волосатых „Dancers“ француженки Aurelie Hoegy или опаленного «четвероногого» то ли стула
то ли шкафчика «Brule» работающей в Англии Huissoud Marlene. Работы с войлоком Alix Bizet, абстрактный тканый ковер «Three Thonets» Soojing Kang вызывали в памяти абстрактные войлочные картины Клауди
Йонгстра, недоплетенные сосуды, опыты с кожей - объекты "Formafantasma". Одним словом, биоморфное, если не сказать бесформленное, незаконченное,
если не сказать - кривое-косое, любительское-непрофессиональное, детский лепет,
а не дизайн.
Brule, Studio Marlene Huissoud. Фото: Елена Невердовская |
Но кураторы
таких неуважительных эпитетов отобранным экспонатам, понятно, не дают. Они
находят высокие и умные слова и объясняют интерес творческих людей к
первобытным техникам и дикой материи дезориентацией современного человека,
потерей бога, веры, корней. А также поиском фетишей, тотемов, защиты и
изначальной веры в матушку-природу, в силу земли, томлением по вдохновению
неба. Хотя - нет, про небо в последней выставке как-раз не было ни слова. Про
небо встречалось в других проектах, в "Романтизме" и
"Фетишизме", в последнем - в таком космическом, инопланетном аспекте:
космические корабли, города на других планетах, Метрополис.
Crystallization 79 (2016) by Lukas Wegwerth. Фото: Елена Невердовская |
Но разнообразие –
от земного до небесного и галактического - было давно, еще в 2012 году, когда
обзор был шире, а палитра образов-эпитетов - богаче. Чем ближе к современности,
тем более сумрачным становился взгляд популярного трендсеттера на
действительность, тем глубже она спускалась по лестнице культурных слоев, дойдя
до Каменного века (тема одной из куратируемых ею дизайнерских выставок в Израиле) и до самой полной
дикости в "Wild Things". А дальше – что? Одна надежда остается на то, что
маятник качнется в другую сторону, трендсеттер обратится к другому полюсу и
будет искать утешения в технологии и душе.
Музей Texture
Кортрейк,
Бельгия
До 4 декабря
The Thread Wrapping Machine Stool 140116 (2016) by Anton Alvarez. Фото: Елена Невердовская |
Комментариев нет:
Отправить комментарий