22 февр. 2017 г.

Отто Дикс: злой взгляд на безъязыкую

Лежащая на Леопарде, 1927. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto DixDer böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

Образы Отто Дикса, сохранившиеся в памяти после просмотра альбомов художника или увиденный в собраниях музеев картин, -  достаточная мотивация, чтобы посетить его персональную выставку. При этом, можно ничего не знать о судьбе, биографии художника. Но вот постфактум - ничего не знать уже не получается: личность обретает "цвет и объем", встраивается в историю и топографию, вокруг начинают проявляться другие персонажи, возникают ассоциации, сравнения.

Автопортрет с мольбертом, 1926. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

Портрет жены Марты Дикс, 1926. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

В Дюссельдорфе в залах Художественного собрания земли Северный Рейнвестфалия / K20 открылась выставка Отто Дикса "Злой взгляд" / Otto Dix "Der böse Blick". Ожидаемое было: его знаменитые безжалостные портреты, сцены уличной жизни, проститутки и матросы. Но неожиданного оказалось больше. Во-первых, роль города и местной художественной жизни: в 1921 году Отто Дикс послал первые графические листы рейнландской галеристке, а, когда она их продала, приехал из Дрездена сам и остался в Дюссельдорфе на несколько лет. Именно здесь развился стиль - "новая вещественность", обострился "взгляд", пришел успех. 

Otto Dix, Bildnis der Kunsthändlerin Johanna Ey, 1924, Öl auf Leinwand, 140 x 90 cm, erworben durch die Gesellschaft der Freunde der Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen e.V., © VG Bild-Kunst, Bonn, 2016
Foto:
© Kunstsammlung NRW
Во-вторых, благодаря этой дюссельдорфской выставке состоялось первое знакомство с "Большой Ай / Матушкой Ай / Mutter Ey" - галеристкой и меценатом, разведенной матерью 12-ти детей (9 умерли во младенчестве), которая открыла сначала булочную в студенческом квартале рядом с Академией Художеств, где меняла свои "произведения" на живопись и графику, затем - собственную галерею, в которой оказывала поддержку авангардным художникам (из известных для русского уха имен - кроме Отто Дикса еще и Макс Эрнст). Рейнландский вариант Щукина/Морозова, но не с такими финансовыми возможностями, правда. 
Трансплатнация, 1924. Четвертая папка. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

Мертвый, 1924. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)


В третьих, цикл гравюр "Война / Krieg". Отто Дикс в 1915 году ушел добровольцем на фронт, воевал на Западном фронте, постоянно делал наброски, рисовал, писал в блиндажах и окопах - до окончания войны, вернулся в Дрезден в 1919. Сохранилось около 400 работ художника того периода, они и стали основой для серии, выставленной в K20 - на стенах зала, превращенного в затемненный блиндаж. На выходе из него была помещена черно-белая копия живописного полотна «Окоп / Der Schützengraben», 1923, считающаяся пропавшим безвести в тридцатые годы прошлого века (по мнению нацистов – олицетворение военного саботажа).

Портрет артиста Генриха Георга, 1932. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

После выставки объектом размышлений станет судьба пацифиста и авангардиста во времена Третьего Рейха, в нацистской Германии. Отто Дикс - один из первых преподавателей художественного вуза, которые были уволены сразу, как только нацисты пришли к власти.  Один из первых художников, произведения которого были изъяты из музеев и частично уничтожены. Напрашивается сравнение еще с одним пацифистом - Эрихом Мария Ремарком, чьи романы были запрещены, изданные книги сжигались. Но автор "На Западном фронте без перемен" мог эмигрировать. Художник - нет. Он остался в стране со своими картинами, чтобы их не сожгли, отправился во внутреннюю эмиграцию: в частном доме на берегу Боденского озера все годы, когда у власти были нацисты, Отто Дикс писал пейзажи. "Я и пейзажи? - это ли не эмиграция?"

Панель III. 1922. Акварель. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

Он не объяснял свои картины, гравюры, акварели и рисунки - имеющий глаза да видит. Но все же в одном позднем интервью Дикс попробовал объяснить, что его мотивировало, подталкивало на эксперимент в те далекие 20-е:
«Вся эта эстетская обнаженка, создаваемая на усладу публики, была нам отвратительна. Мы хотели напрямую обратиться к человеку с улицы, простому человеку, выбрав в качестве языка коммуникации достоверную, точную живопись. Мы не задавались вопросом, а понравилось бы наше искусство маленькому человеку с улицы. Мы с него этого и не требовали. Вообще большинство таких людей предпочитает смотреть на хороводы эльфов, к примеру. Живопись, подобную моей, они никогда бы не повесили на стенку. Но нужно, чтобы был тот, кто дал бы эту горькую пилюлю: «смотрите, вот это вы и есть, и это ваша жизнь. И вы настолько интересны, настолько ценны сами по себе, настолько живописны, что можете стать содержанием картины».

Это высказывание, как перевод, как пересказ известной цитаты про «мающуюся безъязыкую», поэта-современника Отто Дикса.

Старая кокотка. 1922. Акварель, тушь. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)

Дама с собачкой. 1922. Бумага, акварель, пастель, коллаж. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)


Текст и фото: Елена Невердовская

Выставка Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – "Der böse Blick" продлится в выставочных залах K20, Дюссельдорф, Германия, до 14.05.2017

Комментариев нет:

Отправить комментарий