![]() |
Лежащая на Леопарде, 1927. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017)
|
Образы Отто Дикса, сохранившиеся в
памяти после просмотра альбомов художника или увиденный в собраниях музеев
картин, - достаточная мотивация, чтобы
посетить его персональную выставку. При этом, можно ничего не знать о судьбе,
биографии художника. Но вот постфактум - ничего не знать уже не получается:
личность обретает "цвет и объем", встраивается в историю и
топографию, вокруг начинают проявляться другие персонажи, возникают ассоциации,
сравнения.
![]() |
Автопортрет с мольбертом, 1926. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
![]() |
Портрет жены Марты Дикс, 1926. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
В Дюссельдорфе в залах Художественного собрания земли Северный Рейнвестфалия / K20
открылась выставка Отто Дикса "Злой взгляд" / Otto Dix "Der böse Blick". Ожидаемое
было: его знаменитые безжалостные портреты, сцены уличной жизни, проститутки и
матросы. Но неожиданного оказалось больше. Во-первых, роль города и местной
художественной жизни: в 1921 году Отто Дикс послал
первые графические листы рейнландской галеристке, а, когда она их продала, приехал из Дрездена
сам и остался в Дюссельдорфе на несколько лет. Именно здесь развился стиль -
"новая вещественность", обострился "взгляд", пришел успех.
Во-вторых, благодаря этой дюссельдорфской
выставке состоялось первое знакомство с "Большой Ай / Матушкой Ай / Mutter Ey" - галеристкой и меценатом, разведенной матерью 12-ти детей (9 умерли
во младенчестве), которая открыла сначала булочную в студенческом квартале
рядом с Академией Художеств, где меняла свои "произведения" на
живопись и графику, затем - собственную галерею, в которой оказывала поддержку
авангардным художникам (из известных для русского уха имен - кроме Отто Дикса еще и Макс Эрнст). Рейнландский вариант
Щукина/Морозова, но не с такими финансовыми возможностями, правда.
![]() |
Трансплатнация, 1924. Четвертая папка. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
![]() |
Мертвый, 1924. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
В третьих,
цикл гравюр "Война / Krieg". Отто Дикс в 1915 году
ушел добровольцем на фронт, воевал на Западном фронте, постоянно делал
наброски, рисовал, писал в блиндажах и окопах - до окончания войны, вернулся в
Дрезден в 1919. Сохранилось около 400 работ художника того периода, они и стали
основой для серии, выставленной в K20 - на стенах зала, превращенного в
затемненный блиндаж. На выходе из него была помещена черно-белая копия живописного
полотна «Окоп / Der Schützengraben», 1923, считающаяся пропавшим безвести в тридцатые
годы прошлого века (по мнению нацистов – олицетворение военного саботажа).
![]() |
Портрет артиста Генриха Георга, 1932. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
После выставки объектом размышлений станет судьба пацифиста и авангардиста во
времена Третьего Рейха, в нацистской Германии. Отто Дикс - один из
первых преподавателей художественного вуза, которые были уволены сразу, как только
нацисты пришли к власти. Один из первых
художников, произведения которого были изъяты из музеев и частично уничтожены. Напрашивается сравнение еще с одним пацифистом - Эрихом
Мария Ремарком, чьи романы были запрещены, изданные книги сжигались. Но автор
"На Западном фронте без перемен" мог эмигрировать. Художник - нет. Он
остался в стране со своими картинами, чтобы их не сожгли, отправился во
внутреннюю эмиграцию: в частном доме на берегу Боденского озера все годы, когда
у власти были нацисты, Отто Дикс писал пейзажи. "Я и пейзажи? - это ли не эмиграция?"
![]() |
Панель III. 1922. Акварель. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
Он не объяснял свои картины, гравюры, акварели и рисунки - имеющий глаза да
видит. Но все же в одном позднем интервью Дикс попробовал объяснить, что его
мотивировало, подталкивало на эксперимент в те далекие 20-е:
«Вся эта
эстетская обнаженка, создаваемая на усладу публики, была нам отвратительна. Мы
хотели напрямую обратиться к человеку с улицы, простому человеку, выбрав в
качестве языка коммуникации достоверную, точную живопись. Мы не задавались
вопросом, а понравилось бы наше искусство маленькому человеку с улицы. Мы с
него этого и не требовали. Вообще большинство таких людей предпочитает смотреть
на хороводы эльфов, к примеру. Живопись, подобную моей, они никогда бы не
повесили на стенку. Но нужно, чтобы был тот, кто дал бы эту горькую пилюлю: «смотрите,
вот это вы и есть, и это ваша жизнь. И вы настолько интересны, настолько ценны
сами по себе, настолько живописны, что можете стать содержанием картины».
Это
высказывание, как перевод, как пересказ известной цитаты про «мающуюся
безъязыкую», поэта-современника Отто Дикса.
![]() |
Старая кокотка. 1922. Акварель, тушь. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
![]() |
Дама с собачкой. 1922. Бумага, акварель, пастель, коллаж. Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – Der böse Blick (K20, 11.02. – 14.05.2017) |
Текст и фото: Елена Невердовская
Выставка Отто Дикс, «Злой взгляд» / Otto Dix – "Der böse Blick" продлится в выставочных залах K20, Дюссельдорф, Германия, до 14.05.2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий