29 мая 2013 г.

Про-зрения, пред-верие и пред-знание



 

Panamarenko, Papaver, 2002
До 1000 года Дева Мария «являлась» христианам, если верить средневековым источникам, тридцать раз. В 27-ой это произошло в небольшом немецком городе Херфорде. Бедный пастух, увидевший лик Непорочной Девы в световом столбе, должен был донести ее послание до аббатисы херфордского монастыря. Дева Мария желала, чтобы не мирскому – восстановлению монастыря и его украшению, а духовному служению и совершествованию были отданы все силы. 

Panamarenko, Papaver, 2002


Монастыря уже нет, но, можно сказать, что до сих пор и город серьезно воспринимает видение и старается выполнять навет. На свой лад: за современное «духовное развитие и совершенствование» отвечает в наши дни не столько церковь, сколько музей. Не случайно поэтому в провинциальном небольшом городе в 2005 году по проекту Фрэнка Гери был построен музей MArtA (М – мебель, АРТ – искусство, последняя А – Эмбиент, то есть - окружение), сооружение, с одной стороны, амбициозное и визионерское, с другой – вполне соразмерное спокойному Херфорду. 

Steven C. Harvey, Vehicles, 2007, Pencil on paper

Недавно в музее MArtA открылась очередная большая летняя выставка. На этот раз темой стали художественные «видения, пророчества» - «Visionen». Под деконструктивистской сферической крышей Гери были собраны более ста произведений художников, так или иначе конфронтирующие с вопросами что нас ждет, какими мы станем, что будет с землей, природой, космосом. 

Mel Chin, Revival Field 2, Maquette for Revival Field, 1990

Когда речь заходит о будущем, первым делом поминают науку. Художники тоже люди, без науки не обошлось. К примеру, одно из самых масштабных произведений выставки – дирижабль „Papaver“ бельгийца Панамаренко: год за годом художник строит свои «самолеты», поднимающиеся в воздух «агрегаты», но так и не решил главную проблему – не преодолел силу тяжести. Объекты так и остаются объектами, они не умеют летать. Самолетами и полетами занят и Steven C. Harvey. Правда, выглядит это все несколько ненаучно. От его карандашных рисунков веет чем-то библейским, летающие машины напоминают, скорее, архаичный Ноев ковчег. Пристальное рассматривание, однако, вносит поправку -  летающий объект не «ковчег» вовсе, а, скорее, инопланетный корабль, на котором злые-плохие прилетели, чтобы изучить, поэкспериментировать и уничтожить жизнь на земле. Не оптимист этот рисовальщик, одним словом.

Mel Chin, Revival Field 2, Maquette for Revival Field, 1990

Пессимистичен также и  Mel Chin, его работы выглядят как научные штудии по изучению влияния отравляющих веществ на растения. Макет установки по оживлению растений сильно напоминает Гуантанамо – тоже своего рода прозрение, потому как в том, уже далеком, 1990 году, когда была сделана работа, Гуантанамо если и существовало, то не было медийным знаком, легко читаемым всеми.

Felix Droese, Totus Tuus, woodblock prints, 1986 – 2011

Иногда художник-визионер выступает в роли ментора или наставника. Причастность к «художественному цеху» дает ему право, придти к подросткам социально-проблемных районов, вроде Парижского Сен-Дени или Стогкольмских предместий, где жгли или жгут машины, и спросить с пристрастием – кем они хотят стать? И запротоколировать ответы и сделать фото. И выяснить, например, что самый частый ответ – не знаю, я не знаю, да не знаю я. И представить, что самым большим событием в жизни окраинного подростка окажется именно сделанное им, Almut Linde, фото, выставленное в большом музее. Или не окажется. А только померещится зрителю со стороны. Другой – Francis Alys, наставник, будет притчу превращать в быть. Для создания своего визионерского видео он выстроит вереницей людей и подвигнет их на перенос горы. И будут они в едином порыве и в быстром темпе переворачивать лопатами песок. Сразу вспомнится и Беломор-Канал и прочие великие стройки страны Советов и проект о повороте сибирских рек. Единственно подлинный реалист – это визионер, как сказал Феллини, как процитировал куратор (цитата висит над входом в зал с социально-утопическими проектами).

Felix Droese, Totus Tuus, woodblock prints, 1986 – 2011

Художников всегда волновало, волнует сегодня и будет волновать завтра, то что находится по ту сторону, за пределом. Например, Непостижимое, Бог, Универсум. Яна Гунстхаймер благодарит бога „Thank God Its Abstract“, Феликс Дроезе не устает повторять в своих графических листах, где он использует части сухих растений, грязь и ржавчину, Totus Tuus – Весь Твой. Визионерство и прозрение, достойное средневековых монахов и монашек, которые, собирая хворост, могли ассоциировать это действие с несением креста, демонстриует видео-работа  Михаэля Боерреманса „The Bread“: девушка медленно и медитативно отрывает кусочек от невидимого хлеба за кадром и медленно, опустив глаза, прожевывает его. 


Michael Borremans, The Bread, video, 2012


Michael Borremans, The Bread, video, 2012
И это действие длится вечность (в музейном времени). Рядом с жующей девушкой – белая голубка, маленькая каменная скульптура из Пузинновского Аббатства, не датированная, возможно, средние века. Как подтверждение – что послание получено и что оно донесено до адресата. 

Sculptural dove from Pusinna Abbey

Голубка опять отсылает к старой легенде о херфордском явлении Девы Марии. Когда пастух возразил, что ему в монастыре никто не поверит, Святая Мария обещала оставить знамение. Простому бедному мужику не поверили, его заковали в цепи и бросили в темницу, но когда он прошел проверку водой и огнем, то решили все же убедиться. Монашки отправились на холм, там стоял деревянный крест, на кресте сидел белый голубь.

Lothar Götz, Vision of a Corner, 2013


«Мы никто, что мы ищем - всё»
Фридрих Гельдерлин. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий