Мис ван дер Роэ. Гольфклуб. Модель. Фото: Елена Невердовская |
История началась
еще в 20-е годы прошлого века, когда текстильная промышленность Крефельда
(город на западе Германии) переживала свой последний расцвет, шелк и бархат,
мужские галстуки и женские платки, произведенные там, ценились во всей Европе.
Владельцы фабрик по производству шелка на экономическую ситуацию не жаловались,
напротив, могли позволить себе дорогостоящие хобби - коллекционирование
авангардного искусства и гольф. Германн Ланге, богатый крефельдский фабрикант,
посещал берлинские вернисажи и финнисажи знаменитых немецких авангардистов,
где, как гласит легенда, он и познакомился с архитектором Людвигом Мис ван дер
Роэ.
Не в легенде
суть, а в том, что в 1927 году Мис ван дер Роэ был приглашен на Рейн, где
спроектировал и построил виллы для «шелкового» фабриканта Ланга, а также для
его соратника и друга Йозефа Эстера (Bauhaus-стиль). Воплотить
свои идеи «свободной планировки» архитектор на сто процентов не смог, но
реализовал их частично при создании «безграничного» перехода между помещением и
садом: окна южного фасада могут быть полностью опущены «под землю». Большая
часть мебели тоже была создана по эскизам Мис ван дер Роэ, а для семьи Эстер он
спроектировал еще и сад. На этом «шелковые» проекты не иссякли.
В 1927 году Мис ван дер Роэ совместно с Лилли Райх спроектировал и реализовал
«Кафе Бархат&Шелк», стенд Крефельдских производителей шелка на выставке в
Берлине, в 1929 году – стенд немецкой шелковой индустрии в созданном им же павильоне
в Барселоне, в 1930 году – здание шелковой фабрики в Крефельде. Несколько более
поздних проектов архитектора остались на бумаге.
Мис ван дер Роэ. Дом Эстер. Фото: Елена Невердовская |
Первым из
нереализованных проектов «шелкового» периода стал гольфклуб.
В 1930 году фабрикантами
был организован небольшой архитектурный конкурс на создание здания для местного
гольфклуба. Земля была приобретена — Энгельсберг. Поле создано (бюро
«Объединенные гольф-архитекторы»), не хватало только дома на холме. В конкурсе
приняли участие двое, местный Август Бибрихер и берлинский авангардист Мис ван
дер Роэ. Решение принято не было, потому что внезапно у владельцев не оказалось
денег, а затем и землю пришлось обменять — холм, образованный остаточной
мореной, должен был послужить милитаризму. В 1937 году земля была передана
военным под учебный плацдарм, шелковые фабриканты получили в качестве
компенсации участок на другом краю города.
Сейчас на том
месте, где несколько лет просущесвтвовал гольф-клуб, - природный
заповедник, на территории которого
запрещено возведение каких- бы то ни было зданий, кругом – только злаковые и
рапсовые поля, лесные насаждения. И тем не менее полномасштабная модель здания
клуба Мис ван дер Роэ расположена именно там, где и должна стоять – на
Энгельсберг.
- Знаете, почему это оказалось возможно? -
спрашивает меня пенсионер, очевидно, ему очень нравится эта тема:
- Потому, что это не строение, это
произведение искусства. А произведения искусства можно временно устанавливать
на территории заповедников.
Мой пожилой
собеседник - один из пяти работающих на объекте вольноопределяющихся местных
экскурсоводов, точнее, cicerone (цицероне) – так их называет инициаор и куратор проекта Кристине Ланге,
правнучка Германна Ланге, виновника всей крефельдской Мис-ван-дер-Роэ-истории .
Она изучала архитектуру и историю архитектуры, работал в архивах МоМА в
Нью-Йорке. К реализации идеи воплощения в реальности одного из проектов
авангардного архитектора она шла несколько лет. В 2010 году было создано
объединение MIK „Mies van der Rohe in Krefeld“, одной из задач которого и было создание временной модели непостроенного
здания гольф клуба. Кристине Ланге стала председателем этого фонда. В качестве
архитектора для создания полномасштабной модели фонд пригласил бельгийское бюро Robbrecht en Daem (Гент).
Завернув
поплотнее горло шарфом cicerone ведет меня сначала под навес и предлагает
вообразить, как все могло бы выглядеть:
- Вот здесь могли
бы останавалиться автомобили, господа тогда были очень богаты, - он обращает мое
внимание на крестовидные стойки с зеркальной поверхностью: точно такие же были
использованы при создании павильона для Барселонской всемирной выставки. Затем cicerone демонстривует мне половину, где должны были быть
размещены все служебные помещения, раздевалки, гардеробные, душевые, помещения
для тренеров и кедди.
— Справа - самое
главное, собственно, клуб, смотрите, насколько просторны помещения, обратите
внимание – те же самые стойки, их ритм, их рисунок. Вот эти деревянные рамы
намекают, что там, возможно, должно быть стекло, но никто не уверен, так как в
основе реализованной модели - окончательный эскиз, предварительный план, без
проработанных деталей.
Я смотрю сквозь
деревянную раму, намекающую на возможность стекла, сторона выходит на запад.
Склон холма, поле, темное пятно леса. Легко представить себе элегантных мужчин,
проводящих время в разговорах, курящих,
читающих газеты: кресла Barselona, непременно, может быть, MR20, стекло и сталь, черная кожа... Я
поворачиваюссь к своему воодушевленному гиду. Он хочет предугадать мой вопрос:
- Я знаю, Вы
сейчас спросите про деньги! - Очевидно, ответ, опять-таки, очень нравится моему
собеседнику, я киваю и он начинает рассказывать, каким образом велось
финансирование, сколько денег было предоставлено государственным культурным
фондом государства, каким образом участвовала земля, город, какая часть
поступила от частных лиц – общая сумма 850 тысяч евро.
- Некоторые
жители окрестных деревень были недовольны: «на эти деньги можно было бы
построить детский сад!» Ах, они ведь не понимают, что финансы, предназначенные
на искусство, невозможно тратить на другие вещи!
Тут мой cicerone замечает в поле людей:
- Хотите я Вас
представлю госпоже Ланге, вон видитев поле, та дама с собачкой?
Разве можно на такое предложение сказать
«нет»?
Мы беседуем с Кристиной
Ланге, я спрашиваю о чертежах, трудно ли было найти. «Чертежи гольфклуба
неоднократно публиковались, я знала об их существовании. Но для реализации
проекта необходимо было изучение оригинала. Допуск к архиву получить было
несложно. Что было сложным – добиться реализации проекта именно там, где он был
запланирован. Нам предлагали другое, абсолютно ровное место. Но Мис ван дер Роэ
проектировал здание именно для вершины холма, это же очевидно, как можно было
бы согласиться на неравноценную замену?»
Что будет дальше,
после демонтажа?
- 27 октября
последний день существования модели. Далее весь строительный материал «Mies 1:1“ будет передан студентам
архитектруных факультетов университетов Крефельда и Ахена для осуществления
мастеркласса (workshop) „Recycling Mies“.
Модель
демонтируют, дорогу из гравия, проложенную специально к вершине холма
Энгельсберг, уберут, опять остануся только холм и поля, засеянные злаками и
рапсом.
Гольфклуб из далеких 30-х – не больше чем мираж.
Комментариев нет:
Отправить комментарий