19 мар. 2013 г.

Музей на станции Роландсек. Ключевое слово — тайный




Как и когда я его обнаружила, уже не помню. Но несомненно одно — первый раз я там побывала по  вполне культурному информационному поводу: на высоком берегу Рейна, напротив тех скал, где славный Зигфрид победил дракона, несколько лет назад было открыто новое здание музея Арпа. Старое — а именно здание исторического вокзала было соеднено с новым длинным подземым тоннелем, наверх вел стеклянный лифт, шахта сама была, как искусство.

Rolandseck. Музей, старый вокзал, ресторан на террасе с видом на Рейн и Siebengebirge / Семигорье — об этом можно узнать из путеводителей, найти в интернете, о выставках или концертах услышать в новостях. А вот о нем — нет. Когда такие места обнаруживаешь случайным образом, они сразу попадают в арсенал частного экскурсовода-дилетанта. И делиться этим знанием можно только с теми, кто оценит соотношение цель/усилие:  дальнее путешествие, поездку на забытый богом вокзал.
Одним словом, показываю я это далеко не всем.



Как-то раз я решила, что он может стать целью одной из прогулок, которую мы то и дело совершаем с моей подругой под кодовым названием «прогуливание шляп». Шляпы у нас демисезонные, поэтому выгуливатть их можно только осенью или весной. И вот  в середине весны в дождливый день мы отправились в далекое путешествие. Нашей целью был  ОН - туалет (не только дамский) в здании старого вокзала на станции Роландсек, ну и — ресторан с по-старомодному прекрасной кухней, в античном интерьере с зеркалами с патиной, старинной мебелью, старинной посудой. Именно что для дам в шляпах. Ресторан был неким оправданием - неприлично ведь для просвещенных путешественников ограничиваться посещением одного только туалета. Кулинарные экскурсии, напротив, - это очень интеллектуальная цель, сейчас уже целые кулинарные путешествия прочно вошли в моду.



Вот мы и не ограничились: был заказан красный свекольный суп-пюре с зелеными вкрамплениями пены из  черемши, белое рейнское вино и парфэ из манго. Пока любезный официант передавал наши пожелание кухне, мы отправились «мыть ручки».

Скромный женский туалет для нечастых посетительниц — возможное наследие тех времен, когда по железной дороге путешествовали, в основном, одни мужчины, господа в сюртуках и цилиндрах (вокзал был построен в середине 19 века, почти одновременно с Павловским). Только одна комната, пара кабинок, античный умывальник. Зато все стены расписаны картинками, иллюстрирующими фантазии нимфоманок: твердые стволы и раскрытые бутоны на кровавом-красном фоне, сладострастные объятия обнаженного Эроса со стрелой и крылышками  и раздетой девы, может быть Евы, а, может, Елены – с яблоком в руке, мерцающий свет, отражения в зеркалах. 


Фантазии, конечно же, разыгрались. Одно дело, когда путешествуешь один, случайно попадаешь в такой туалет, удивляешься, очаровываешься, но не имеешь достаточно времени все рассмотреть и задокументировать (смелости тоже — вдруг кто застукает во время съемки?). Совсем другое дело — вдвоем. Тут уж ощущаешь себя смелым музейным посетителем, имеющим разрешение на запечатление всех возможных достопримечательностей. Коллективная смелость заводит далеко, а именно — в мужской туалет. Пожилой господин, встретившийся нам на лестнице, согласился постоять вахту перед дверью, пока мы проведем осмотр.
Против обыкновения, мужской туалет располагался в нескольких просторных комнатах, кабинок было значительно больше, чем в дамском, а писсуары напоминали колонны античного храма. Против ожидания, никакой фривольности. Со стен на посетителя там смотрят ученые мужи и политики, а клерикалы даже грозят пальцем. Только лишенная какой-либо сексуальной энергии почти лукас-краноховская обнаженная красавица вступает в диалог с росписью другого туалета.
Дух школярства царит в мужском туалете: парта, розги, зазубренные уроки, выдавленные из сознания образы и мечты, строгие учителя, безжалостный директор наблюдает за всем этим откуда-то сверху.



Но вот, собственно, и все, что можно рассказать про туалет. Стоит ли специально из-за него ехать, выходить из поезда на ничем не примечательной станции, только ради того, чтобы посмотреть две расписанные неизвестным художником комнаты (о туалете на сайте музея нет ни слова — возможно, это ниже музейного достоинства писать о таких вещах)?
Да, конечно, цели можно объединить и подкрепить рассудочным аргументом: посмотреть на искусство в музее (Ханс (или Жан) Арп, а также временные выставки), заодно посетить туалет. Но тогда пропадает пикантность ситуации. Может быть, это как с искусством в музейном пространстве, только наоборот? Или здесь приводит в действие интригу волшебство тайного совета, аутсайдерской информации? Как поездка в скучный город ради пары граффити или посещение индустриальных руин.
Побывать не там, где бывают все.

Да, стоит помнить, примечательный туалет находится на боковой лестнице в здании вокзала. Совсем не там, где обычный музейный.
И еще: вниз по Рейну, где-то в километре от станции Роландсек, находится тайный сад. Ничего особенного, только старые, очень старые деревья, несколько необычных скамеек, несколько не особо выдающихся замшелых скульптур. Но — сугубо инсайдерская информация, ключевое слово — тайный.

 Фото и текст: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий