Есть, к счастью, есть такие темпоральные события, ради которых можно сесть в трамвай, машину, поезд, самолет - совершить дальнюю поездку ради нескольких часов присутствия в театральном или выставочном зале. Одно из таких событий - открытая до 22 февраля в Боннском Bundeskunsthalle выставка «Outer Space / Космос», поражающая «нео»-ренессансным подходом к раскрытию темы: результаты естественнонаучных исследований соседствуют с произведениями искусства, технические достижения дополняют документы и артефакты, рядом с подлинными костюмами астронавтов и космонавтов стоят застывшиие персонажи из фантастических блокбастеров. Зритель очарован и одновременно потерян — зачастую отличить фантастическую выдумку от реальности удается только при помощи знатоков.
Петер Пауль Рубенс. Рождение Млечного пути. 1636 - 1638 |
Знатоками были,
как это не удивительно, охранники. Казалось, их подобрали специально для
выставки, и обучили специально, чтобы работать на ней. Мужчины в возрасте от
30-ти до 60-ти лет знали ответы, практически, на все вопросы посетителей. А
если и не знали, то значит, ответа не нашел еще никто.
-
Почему
кровать Армстронга такая маленькая?
-
Потому
что это искусство, а не исторический объект. Художник Ronald Jones занимается тем, что расследует, как провел ночь тот или иной знаменитый
человек накануне или после исторического события, - объясняет седой господин,
попутно активно отгоняя малышню, пытающуюся потрогать кровать или на нее
залезть.
-
После
ухода последнего посетителя в зал приходит эксперт, он проверяет кровать на
наличие вмятин и складок, если замечает неладное, то следом появляется
реставратор, который и приводит все в первозданный стерильный «космический»
порядок.
Рядом с кроватью
— подлинные скафандры космонавтов и астронавтов и даже животных, которые летали
в космос. Документальные фотографии. Уникальные приборы. В момент перечисления
приходит внезапная мысль, что не стоит выдавать дальше, что описывать выставку,
все равно, что выдавать разгадку прочитанного детектива. Надо оставить
посетителю возможность собственных открытий и личной непосредственной радости.
В соседнем зале
стоит очередь наполовину из разутых людей. Они терпеливо ждут, когда высокий
панк-охранник откроет деревянную отполированную сферу и пустит их внутрь. Я
понимаю, что времени стоять в очереди у меня нет, а знать, что там внутри мне
все же хочется, поэтому спрашиваю панка.
-
Внутри
сферы — звездное небо. Нет, это не лампочки, это просверленные отверстия, в
которые вставлены стеклянные нити.
-
Вы
там были?
-
Нет,
я там не был, у меня нет времени, возможности туда попасть. Я на службе.
-
А в
выходной?
-
Ну
что же я в свой выходной опять пойду в музей? Но если предположить, что у меня
такая возможность будет, то я бы, конечно, посмотрел, как там внутри.Вот жена
была здесь в первую неделю выставки и сразу же нырнула в сферу.
Две советские камеры. Камерой Киев были сделаны первые цветные снимки Луны и Земли (с орбиты вокруг Луны). Всего 35 снимков. Музей фотографии WestLicht, Вена |
Напротив шара Hiroyuki Masuyama расположен глобус, рядом с тем глобусом экскурсовод, рассказывающий
небольшой толпе посетителей о старинных атласах и картах звездного неба. Когда
он оборачивается ко мне, я вижу, что и этот разговорчивый пожилой господин —
охранник.
-
Ну
что вы! Можно, конечно, и тупо стоять в углу, сложив на груди руки. Но вы же
понимаете, здесь весь день водят экскурсии и я слушаю, впитываю, и, конечно же,
готов передавать свои знания дальше! Есть и настоящие специалисты в залах —
видели бейдж с вопросительными знаками у них на груди? Но то, что не знают они,
знаем мы. Так что — обращайтесь.
-
Это
выставка для всех, - продолжает охранник, - от пятилетних до столетних, от
рабочего до профессора. Каждый, каждый может найти для себя интересный аспект!
-
Пикассо,
ну сколько можно показывать Пикассо, - мой собеседник горд концептом выставки,
- вы понимаете, туда придут только любители искусства. А сюда — все. И не один
раз!
Илья Кабаков. The man who flew into space from his apartment. 1985 |
Я прошла через
всю выставку не один раз., потому что дети сидели на диване в инсталляции, как
в гостиной, и в пятый раз смотрели видео, как гусей отправляют на Луну. Вокруг
были разложены артефакты: отпечаток ноги астронавта в лунном грунте, отпечаток
лапы гуся в лунном грунте, перо, найденное на Луне. Но это был «The Moon Goose Analogue», проект кельнской художницы , Agnes Meyer-Brandis. Опять я выдаю
развязку детектива!
Не буду, не выдам, не расскажу. Потому что очень
хочется, чтобы больше людей оценили удачно сделанную выставку, продуманный
концепт, вложенный в создание эскпозиции труд. Достать нечто из запасников,
придумать тему, название — легко, но не интересно. Собрать Пикассо — не
труднее, стоит просто больших денег. И было уже неоднократно, и будет не раз. Выставка,
подобная «Outer Space“, требует гораздо больше
времени, интеллектуальных затрат, знаний, сил. Осознавая это, приятно видеть
результат: воодушевленных взрослых, из-под полы фотографирующих экспонаты
(охранники заставляют потом стирать отснятое), восхищенных и ошарашенных детей,
которых с трудом только можно отогнать, чтобы не лапали, от моделей космических
кораблей и опаленных деталей побывавших в космосе конструкций.
Outer Space. Faszination Weltraum.
Bundeskunsthalle Bonn,
Germany
До 22 февраля
2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий