8 дек. 2014 г.

Рубенс, скафандр Леонова и лунная пыль




Есть, к счастью, есть такие темпоральные события, ради которых можно сесть в трамвай, машину, поезд, самолет - совершить дальнюю поездку ради нескольких часов присутствия в театральном или выставочном зале. Одно из таких событий - открытая до 22 февраля в Боннском Bundeskunsthalle выставка «Outer Space / Космос», поражающая «нео»-ренессансным подходом к раскрытию темы: результаты естественнонаучных исследований соседствуют с произведениями искусства, технические достижения дополняют документы и артефакты, рядом с подлинными костюмами астронавтов и космонавтов стоят застывшиие персонажи из фантастических блокбастеров. Зритель очарован и одновременно потерян — зачастую отличить фантастическую выдумку от реальности удается только при помощи знатоков.
Петер Пауль Рубенс. Рождение Млечного пути. 1636 - 1638
Знатоками были, как это не удивительно, охранники. Казалось, их подобрали специально для выставки, и обучили специально, чтобы работать на ней. Мужчины в возрасте от 30-ти до 60-ти лет знали ответы, практически, на все вопросы посетителей. А если и не знали, то значит, ответа не нашел еще никто.
 
-        Почему кровать Армстронга такая маленькая?
-        Потому что это искусство, а не исторический объект. Художник Ronald Jones занимается тем, что расследует, как провел ночь тот или иной знаменитый человек накануне или после исторического события, - объясняет седой господин, попутно активно отгоняя малышню, пытающуюся потрогать кровать или на нее залезть.


-        После ухода последнего посетителя в зал приходит эксперт, он проверяет кровать на наличие вмятин и складок, если замечает неладное, то следом появляется реставратор, который и приводит все в первозданный стерильный «космический» порядок.

Рядом с кроватью — подлинные скафандры космонавтов и астронавтов и даже животных, которые летали в космос. Документальные фотографии. Уникальные приборы. В момент перечисления приходит внезапная мысль, что не стоит выдавать дальше, что описывать выставку, все равно, что выдавать разгадку прочитанного детектива. Надо оставить посетителю возможность собственных открытий и личной непосредственной радости.
В соседнем зале стоит очередь наполовину из разутых людей. Они терпеливо ждут, когда высокий панк-охранник откроет деревянную отполированную сферу и пустит их внутрь. Я понимаю, что времени стоять в очереди у меня нет, а знать, что там внутри мне все же хочется, поэтому спрашиваю панка.

-        Внутри сферы — звездное небо. Нет, это не лампочки, это просверленные отверстия, в которые вставлены стеклянные нити.
-        Вы там были?
-        Нет, я там не был, у меня нет времени, возможности туда попасть. Я на службе.
-        А в выходной?
-        Ну что же я в свой выходной опять пойду в музей? Но если предположить, что у меня такая возможность будет, то я бы, конечно, посмотрел, как там внутри.Вот жена была здесь в первую неделю выставки и сразу же нырнула в сферу. 

Две советские камеры. Камерой Киев были сделаны первые цветные снимки Луны и Земли (с орбиты вокруг Луны). Всего 35 снимков. Музей фотографии WestLicht, Вена

Напротив шара Hiroyuki Masuyama расположен глобус, рядом с тем глобусом экскурсовод, рассказывающий небольшой толпе посетителей о старинных атласах и картах звездного неба. Когда он оборачивается ко мне, я вижу, что и этот разговорчивый пожилой господин — охранник.
-        Ну что вы! Можно, конечно, и тупо стоять в углу, сложив на груди руки. Но вы же понимаете, здесь весь день водят экскурсии и я слушаю, впитываю, и, конечно же, готов передавать свои знания дальше! Есть и настоящие специалисты в залах — видели бейдж с вопросительными знаками у них на груди? Но то, что не знают они, знаем мы. Так что — обращайтесь.
-        Это выставка для всех, - продолжает охранник, - от пятилетних до столетних, от рабочего до профессора. Каждый, каждый может найти для себя интересный аспект!
-        Пикассо, ну сколько можно показывать Пикассо, - мой собеседник горд концептом выставки, - вы понимаете, туда придут только любители искусства. А сюда — все. И не один раз!
Илья Кабаков. The man who flew into space from his apartment. 1985

Я прошла через всю выставку не один раз., потому что дети сидели на диване в инсталляции, как в гостиной, и в пятый раз смотрели видео, как гусей отправляют на Луну. Вокруг были разложены артефакты: отпечаток ноги астронавта в лунном грунте, отпечаток лапы гуся в лунном грунте, перо, найденное на Луне. Но это был «The Moon Goose Analogue», проект кельнской художницы , Agnes Meyer-Brandis. Опять я выдаю развязку детектива!


Не буду, не выдам, не расскажу. Потому что очень хочется, чтобы больше людей оценили удачно сделанную выставку, продуманный концепт, вложенный в создание эскпозиции труд. Достать нечто из запасников, придумать тему, название — легко, но не интересно. Собрать Пикассо — не труднее, стоит просто больших денег. И было уже неоднократно, и будет не раз. Выставка, подобная «Outer Space“, требует гораздо больше времени, интеллектуальных затрат, знаний, сил. Осознавая это, приятно видеть результат: воодушевленных взрослых, из-под полы фотографирующих экспонаты (охранники заставляют потом стирать отснятое), восхищенных и ошарашенных детей, которых с трудом только можно отогнать, чтобы не лапали, от моделей космических кораблей и опаленных деталей побывавших в космосе конструкций.


Outer Space. Faszination Weltraum.
Bundeskunsthalle Bonn,
Germany
До 22 февраля 2015

Комментариев нет:

Отправить комментарий