30 июл. 2015 г.

Майолика, мануфактура, музей – как пирожное мадлен



Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

  Иногда эмоции захватывают полностью, разуму не случается достучаться, и мы действуем в аффекте, в сам момент отключения не отдавая себе отчёта в собственной безотчетности и безумии, и только потом включается "свет". И мы понимаем, что сделали что-то не то. Нет, речь не о преступлении. О творческом акте.
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Если конкретно: вместо того, чтобы слушать речи директора государственной мануфактуры майолики (Карлсруэ, Германия) о новых возможностях для успешного продвижения предприятия на современном рынке, я снимала картинки, ловила свет, выбирала ракурс. И я не могла иначе. Передо мной была, возможно, мечта моего детства. 

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Запах глины и красок, керамическая пыль, свет, формы и отлитые предметы, и вазы и чаши, изготовленные на гончарном круге, и краски и пигменты и глазурь; кисти, ножницы, карандаши. Эскизы и разработки, незаконченные произведения и осколки неудачных, случайный натюрморт, говорящий о жизни больше, чем все шедевры классического музея. Вот в таком месте я бы хотела работать! За таким столом, с кисточкой в руке я бы хотела провести жизнь. Я бы забыла о времени и внешнем мире, внутренний, глинянеый, фантазийный, тварный, сотворенный - куда прекрасней.
 
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

С неба на землю. Чтобы быть успешным в современном мире, нужно делать очень качественные и при этом уникальные продукты. Наверное, именно это говорил директор. Не помню точно, и не помню его имени (не записала, в материалах не нашла, на сайте мануфактуры он тоже не упоминается). Вместо этого - вспомнился кружок рисования и его руководитель Александр Романович.
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

 Мне было пять с половиной, когда я к нему пришла. Волшебный мир, запах гуаши. Вид неотмываемых от краски стеклянных банок с водой. Вкус акварели «Ленинград». До сих пор лижу кисточку. Вспоминаются требования Александра Романовича: нельзя рисовать малахит, если ты его никогда не видела, - и я шла в геологический музей. Нельзя относиться халатно к работе: сначала эскизы, потом композиция в масштабе 1:1, потом цвет, потом проработка деталей (тонкой кисточкой, черный контур, лицо Кота в Сапогах) – и я водила тонкой кисточкой, часами обрисовывала фигуры.  
 
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Вот вся мануфактура - это такой музей.
Не только потому, что расположена она в памятнике индустриальной архитектуры, построенном более 100 лет назад, - здание, как и сама мануфактура, появилось по желанию великого герцога фон Баден, Фридриха I, влюбленного в керамику и принявшего решение основать собственное производство. Город Карлсруэ был тогда его резиденцией. Предприятие по производству майолики находилось тогда внутри границ дворца, на территории дворцового парка. 
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski


И не только потому, что в одном из корпусов предприятия расположен музей, где хранятся более 1000 экспонатов, уникатов, раритетных изделий и образцов знаменитых серий, когда-либо выпускавшихся мастерами производства.
Нет. Это музей-заповедник старого мира, хранилище технологий из прежних веков. Когда материю превращали в вещь руками, когда она могла сначала течь, а потом застывать, когда из бесформленной массы на гончарном круге рождалось совершенство. Когда картинка возникала из ничего, из капли краски на кончике кисточки. 

Hannelore Langhans. BambIkarus. Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Hannelore Langhans. .... Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski

Одним словом, я прослушала все, что только могла. И сфотографировала  все, что увидела. И поняла, что на мануфактуру нужно вернуться, чтобы уже точно понять, каким образом из предприятия хотя и знаменитого, но опустившегося на многие годы до конвейера по созданию мещанской декоративной мишуры, выросла лаборатория актуального искусства и мастерская современного декоративного искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий