|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Иногда
эмоции захватывают полностью, разуму не случается достучаться, и мы действуем в
аффекте, в сам момент отключения не отдавая себе отчёта в собственной
безотчетности и безумии, и только потом включается "свет". И мы
понимаем, что сделали что-то не то. Нет, речь не о преступлении. О творческом
акте.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Если
конкретно: вместо того, чтобы слушать речи директора государственной
мануфактуры майолики (Карлсруэ, Германия) о новых возможностях для успешного
продвижения предприятия на современном рынке, я снимала картинки, ловила свет, выбирала ракурс. И я не могла иначе. Передо мной
была, возможно, мечта моего детства.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Запах глины и красок, керамическая пыль,
свет, формы и отлитые предметы, и вазы и чаши, изготовленные на гончарном
круге, и краски и пигменты и глазурь; кисти, ножницы, карандаши. Эскизы и
разработки, незаконченные произведения и осколки неудачных, случайный
натюрморт, говорящий о жизни больше, чем все шедевры классического музея. Вот в
таком месте я бы хотела работать! За таким столом, с кисточкой в руке я бы хотела провести жизнь. Я бы забыла о времени и
внешнем мире, внутренний, глинянеый, фантазийный,
тварный, сотворенный - куда прекрасней.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
С неба на землю.
Чтобы быть успешным в современном мире, нужно делать очень качественные и при этом
уникальные продукты. Наверное, именно это говорил директор. Не помню точно, и
не помню его имени (не записала, в материалах не нашла, на сайте мануфактуры он
тоже не упоминается). Вместо этого - вспомнился кружок рисования и его руководитель Александр Романович.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Мне было пять с половиной, когда я к нему пришла. Волшебный мир, запах гуаши.
Вид неотмываемых от краски стеклянных банок с водой. Вкус акварели «Ленинград».
До сих пор лижу кисточку. Вспоминаются требования Александра Романовича: нельзя
рисовать малахит, если ты его никогда не видела, - и я шла в геологический
музей. Нельзя относиться халатно к работе: сначала эскизы, потом композиция в
масштабе 1:1, потом цвет, потом проработка деталей (тонкой кисточкой, черный
контур, лицо Кота в Сапогах) – и я водила тонкой кисточкой, часами обрисовывала
фигуры.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Вот вся мануфактура - это такой музей.
Не только
потому, что расположена она в памятнике индустриальной архитектуры, построенном
более 100 лет назад, - здание, как и сама мануфактура, появилось по желанию великого
герцога фон Баден, Фридриха I, влюбленного в керамику и принявшего решение основать собственное
производство. Город Карлсруэ был тогда его резиденцией. Предприятие по
производству майолики находилось тогда внутри границ дворца, на территории
дворцового парка.
|
Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
И не только
потому, что в одном из корпусов предприятия расположен музей, где хранятся
более 1000 экспонатов, уникатов, раритетных изделий и образцов знаменитых серий,
когда-либо выпускавшихся мастерами производства.
Нет. Это
музей-заповедник старого мира, хранилище технологий из прежних веков. Когда
материю превращали в вещь руками, когда она могла сначала течь, а потом
застывать, когда из бесформленной массы на гончарном
круге рождалось совершенство. Когда картинка возникала из ничего, из капли
краски на кончике кисточки.
|
Hannelore Langhans. BambIkarus. Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
|
Hannelore Langhans. .... Majolika. Karlsruhe. Foto: Elena Newerdowski |
Одним
словом, я прослушала все, что только могла. И сфотографировала все, что увидела. И поняла, что на мануфактуру
нужно вернуться, чтобы уже точно понять, каким образом из предприятия хотя и
знаменитого, но опустившегося на многие годы до конвейера
по созданию мещанской декоративной мишуры, выросла лаборатория актуального
искусства и мастерская современного декоративного искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий