13 янв. 2016 г.

Тело в тренде: одень, укрась и подкорми. Тренды на 2016 - 2017



Актуально баррель нефти стоит меньше 30 долларов. В 2008-ом его цена сильно колебалась, летом доходила до 140, зимой скатывалась к 36, и эксперты тогда утверждали, что в ближайшие два года баррель нефти будет стоить под 200. Сейчас ОПЕК обещает, что все вернётся, и в 2040-м году баррель чёрного золота будет "уходить" за 160. О чем это? О недрах. И о гадании на чёрной гуще, то ли нефтяной, то ли кофейной.  



Кризис ничему не учит. Гадатели как гадали, так и продолжают гадать. Но вот архитекторы и дизайнеры бросили это дело, в смысле, ставить на деньги.  После кризиса 2008 года они отрезвели, перестали играть в формальные игры и занялись разумным благоустройством жизни. По возможности, без недр, а с тем, что светит, веет, растёт, возобновляется. Когда нефть была 100, их позиция была понятна, но вот нефть 30, а они все ещё продолжают придумывать способы заряжать батареи от солнца, обогревать жилища с помощью фотосинтеза, делать органический пластик из жмыха или выращивать его при помощи грибов.  


Дизайнеры продолжают облагораживать, заряжать энергией, питать и защищать. Действия? Да, но и актуальные тренды. Так, как их видят трендсеттеры североамериканского бюро WGSN Лиза Дуэ (Lisa Douet) и Хелен Сэк ( Helen Sac), являющиеся кураторами выставки актуальных трендов Theme Park, показанной в рамках салона домашнего текстиля Heimtextil 2016 в январе во Франкфурте-на-Майне.  





Никаких сенсаций, никаких восклицаний "Ах! или Wow!", все ожидаемо в русле, еще одна вариация на старую тему sustainability, Nachhaltigkeit, durabilité - что в современном русском принято переводить термином "устройчивое развитие", не совсем отражающем, однако, положение дел, но сейчас не об этом.




Вспоминая прошлогоднюю выставку Theme Park от амстердамского Института стиля, претендующую на энциклопедичность, универсальность, напоминающую голландские барочные кунсткамеры, можно сказать, что накал страстей спал, нам не рассказали ничего нового о мироздании, не представили никакой картины мира, а просто спустили с неба на землю, более того - вернули нас в нашу собственную оболочку, в тело, о котором надо заботиться, ухаживать и украшать, кутать и защищать.  



Итак, глобальный тренд, как его видят американки из WGSN - это "Well-Being 4.0"/"Прекрасное самочувствие 4.0", увлечение пост-дигитальной эры, новое видение самосовершенствования, которое должно сменить несколько банальное набившее оскомину, упрощенное увлечение йогой и здоровым образом жизни. Визуально на выставке это демонстрируют пять выставочных павильонов-"коконов", экспозиции которых посвящены раскрытию отдельных, очень практических тем: ремесло (Craft), розничная торговля  (Retail), устойчивое развитие (Sustainability), гостеприимность (Hospitality) и технология (Technology). 



Причем темы раскрыты только в одном аспекте, а именно, профанном, телесном. Никакого полета фантазии, никакой высокой науки, никакого чистого искусства. Европейцу с его идеалистическими потребностями не понять американца, ориентированного на земной успех. Кураторы "Well-Being 4.0"  в таких словах описывают заветную формулу: "приблизиться к клиенту,  реально понять его, предсказать его ожидания - вот заветный ключ к успеху в наше время жесткой конкуренции".   


И что же конкретно предлагают трендсеттеры "Well-Being 4.0" как реальный материал для удовлетворения ожиданий, мечтаний, потребностей возможного клиента? Речь, конечно же, о земном, вещественном, а именно, как это и должно быть на выставке домашнего текстиля, - о тканях. Лиза Дуэ (Lisa Douet) и Хелен Сэк ( Helen Sac) показали на выставке ткани, категоризированные и классифицированные по четырем направлениям, которые были откристаллизованы из всего многообразия текстильного мира международной командой Trendtable еще летом 2015 года . Так вот, в аспекте "телесного комфорта /прекрасного самочувствия", тело возможного клиента надо
  


1.      облагораживать, тренд   Enrich - роскошные и очень декоративные ткани, теплый красный и апельсинно-оранжевый, глубокий фиолетовый и бархатно-синий, металл;  
2.      заряжать энергией, тренд Energise  - яркие бирюза и малахит, открытые красный, желтый и синий, ослепляющие контрасты, напоминание о современных экранах с их высоким разрешением, супер-яркой съемке в режиме HD;  
3.      защищать, Protect - чешуя и панцырь, кольчуга и металлическая сетка, монохромные цвета, порой с легкой ирризацией, графит и уголь;  
4.      питать, здесь стоит понимать тренд несколько метафорично, Nourish - симбиоз ремесла и биотехнологий, новые фактуры, цитирование природы, цвета песка, травы, древесины и трав. 


Внутри выставочных коконов и снаружи на подсвеченных столах были разложены сотни образцов тканей, покрытий, обоев. Их можно было рассматривать и фотографировать, а так же - трогать, сминать или гладить. Некоторые сопротивлялись телесному воздействию, восстанавливая форму после каждого тактильного контакта - сложно-трехмерную, другие, тонкие и полупрозрачные сминались легко, выдавая свое натурально-природное происхождение. Что же касается расцветки и орнаментов, то заметен был общий отказ от фигуративного, растительно-цветочного в пользу геометрического, растра, пикселизации. 

Тактильные контакты с произведениями дизайнеров и художников, выставленными внутри мобильных павильонов, однако, не приветствовались. Их можно было только рассматривать, как и непрочные текстильные конструкции в коконе Retail. Но именно эти опыты были самыми интересными - окраска тканей окисями меди или красителями, добытыми из растений, волокна льна и крапивы, убаюкивающие качели из шерсти и шелка. Все это было маленьким окошком из мира рационально-практического в большой мир открытий и вдохновения, тот самый, где дизайнеры придумывают, как изготовить алкоголь из человеческого дыхания, а инженеры разрабатывают органические коммуницирующие дома.  




Текст и фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий