Текст и фото: Елена Невердовская
![]() |
Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Открыть для
себя нового художника несложно, особенно, если постоянно посещать выставки,
салоны, музеи. Иногда, правда, чтобы узнать поближе, понять, осознать
искусство, требуется дополнительное усилие - разговор с куратором или галеристом, например, или
знакомство с самим автором. В музеях авторов можно увидеть только раз, на
открытии, во время салона встреча вероятнее - это вообще лучшее место для
открытого диалога.
![]() |
Фастнет-маски. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Но есть среди современных художников такие маргиналы, личная
встреча с которыми, как и знакомство с их работами возможна только благодаря
случайному стечению обстоятельств.
Именно к такой категории принадлежит и скульптор Симон Штигелер/Simon Stiegeler, шварцвальдский резчик по дереву.
Его работа / его творчество - амбивалентно ("держим" Бахтина в уме!).
С одной стороны, Штигелера можно отнести к ремесленникам: он унаследовал мастерскую
отца, продолжает вырезать из дерева традиционные для Шварцвальда фигуры и
карнавальные маски.
![]() |
Триада. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
С другой стороны, Штигелер - современный скульптор, создающий лаконичные,
минималистские, можно сказать, даже - монотонные работы. Монотонные - в таком
архитектурно-музыкальном ключе, в «одной» тональности.
Но сначала -
о встрече полной неожиданностей. Стоит представить: небольшая деревня
Графенхаузен/ Grafenhausen (чуть больше 2 тысяч жителей),
если можно так выразиться, высоко в горах (для Шварцвальда больше 800 метров
над уровнем моря - это уже высоко), машина взбирается по серпантину, поворот,
центр населенного пункта: церковь, ратуша, музей и мастерская. За музеем и
мастерской, внизу на склоне – «парк», выставка скульптуры под открытым небом.
На витрине и перед входом то, что ожидаемо увидеть на юге Германии, а именно традиционная
резьба по дереву: Мадонна, святые, гномы, жанровые сценки - сувениры верхнего ценового сегмента, high-end-design, так сказать.
![]() |
Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Один шаг в закулисье, в мастерскую - и
вот уже ясно, что граница пройдена. Современность массовой культуры, профанная обыденность /
обыденная профанность с сувенирами, потерявшими смысл осколками былых культов,
осталась позади.
![]() |
Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Здесь и сейчас актуально иное: закрытое для непосвященных
пространство старого культа, смысл которого адептам уже не совсем ясен, но сила
прошлого, традиция держат их в своих тисках, не отпуская, иногда даже не
позволяя делать "шаг в сторону" от негласно принятого, не допуская
несерьезного отношения к себе, своему прошлому, истории, вере, не допуская
насмешки над таким, казалось бы, пустяком - карнавалом. Кстати, в Шварцвальде
не говорят "карнавал", правильно - "фастнет". И фастнет – это очень серьезно.
![]() |
Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Симон Штигелер вырезает карнавальные маски. Версии, которые он
когда-либо делал на заказ, украшают его стены, лежат в ящиках. Большая часть из
них - традиционные персонажи праздничного действа, некоторые -
модернизированные версии, созданные по заказу более молодых членов фастнет-сообществ. Осень, начало зимы - горячая пора для художника.
Вся его мастерская полна заготовок, в ящиках лежат нераскрашенные слепые
"личины" (расписывает маски жена художника акриловыми красками).
![]() |
Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
![]() |
Мастреская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Вырезая
очередную маску, Штигелер рассказывает о годах своей учебы, сначала в мастерской,
потом в художественной высшей школе в Австрии. Он был аутсайдер, маргинал,
другие студенты к нему относились высокомерно, как к ремесленнику. В то время,
когда они делали инсталляции, он резал по дереву, в момент, когда они работали
над проектом, выдумывали концепции, визуализировали идеи, сталкивали лбами
реальности, провоцировали, он все еще вырезал. Теперь многие сокурсники
вынуждены зарабатывать себе на жизнь и на искусство, выполняя самую разную
работу, но не занимаясь, собственно, творчеством. А ремесленник Штигелер вырезает по дереву и зарабатывает на жизнь тем, чему он
учился, тем, чем мечтал заниматься , - своим искусством.
После карнавала наступает "похмелье", художник Штигелер чувствует усталость от мельтешения лиц, личин, гримас. И
тогда приходит пора абстиненции, отказа от излишества, собственных работ,
лаконичных, минималистских скульптур. "Ищущие звезды" - называется
одна из них. Миниатюра, стоящая у входа в мастерскую, не убеждает, как и
абстрактные то ли капли, то ли кольца, вырезанные из одного куска древесины. Но, к счастью, они же - стоящие с
лицом, поднятым к нему, "ищущие звезды" - размещены в соседствующим с
мастерской саду скульптур. В полный рост. И там эти люди на своем месте. И они
не только убеждают, они - радуют. Как и скульптуры других авторов. Вот так
просто стоящие в горах, посреди лугов. Внезапно. Амбивалентно (не по Бахтину,
правда).
За оградой пасутся коровы, звеня колокольчиками.
За оградой пасутся коровы, звеня колокольчиками.
![]() |
Ищущие звезды. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Да, еще вот такая неожиданность: Симон Штигелер вырезает из липы или дуба, из других, более редких
пород, но материал не несет для него никакого дополнительного смысла. Древесина
- это совокупность определенных качеств. У нее нет права на собственное
высказывание. Никаких там случайных изгибов, поворотов, фактуры, текстуры,
цвета. Такой вот Шварцвальд. Традиция без рефлексии. Древесина это древесина
это древесина. Удивительно.
И
последнее: на Всемирной выставке в Шанхае Шварцвальд представлял художник Симон Штигелер (он работал там на стенде в течение одной
недели) и его маски (находились на выставке весь период), в них посетители
могли делать свои селфи. Через какое-то время маски вернулись к автору:
"какая энергетика," - сказал художник, - "на них миллионы
отпечатков пальцев, пот миллионов людей".
![]() |
Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия |
Графенхаузен, Шварцвальд, Германия
Комментариев нет:
Отправить комментарий