13 янв. 2016 г.

Амбивалентность карнавального похмелья



Текст и фото: Елена Невердовская

Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия
Открыть для себя нового художника несложно, особенно, если постоянно посещать выставки, салоны, музеи. Иногда, правда, чтобы узнать поближе, понять, осознать искусство, требуется дополнительное усилие - разговор с куратором или галеристом, например, или знакомство с самим автором. В музеях авторов можно увидеть только раз, на открытии, во время салона встреча вероятнее - это вообще лучшее место для открытого диалога. 

Фастнет-маски. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия
Но есть среди современных художников такие маргиналы, личная встреча с которыми, как и знакомство с их работами возможна только благодаря случайному стечению обстоятельств.  
Именно к такой категории принадлежит и скульптор Симон Штигелер/Simon Stiegeler, шварцвальдский резчик по дереву. Его работа / его творчество - амбивалентно ("держим" Бахтина в уме!). С одной стороны, Штигелера можно отнести к ремесленникам: он унаследовал мастерскую отца, продолжает вырезать из дерева традиционные для Шварцвальда фигуры и карнавальные маски. 
Триада. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия
С другой стороны, Штигелер - современный скульптор, создающий лаконичные, минималистские, можно сказать, даже - монотонные работы. Монотонные - в таком архитектурно-музыкальном ключе, в «одной» тональности. 

Но сначала - о встрече полной неожиданностей. Стоит представить: небольшая деревня Графенхаузен/ Grafenhausen (чуть больше 2 тысяч жителей), если можно так выразиться, высоко в горах (для Шварцвальда больше 800 метров над уровнем моря - это уже высоко), машина взбирается по серпантину, поворот, центр населенного пункта: церковь, ратуша, музей и мастерская. За музеем и мастерской, внизу на склоне – «парк», выставка скульптуры под открытым небом. На витрине и перед входом то, что ожидаемо увидеть на юге Германии, а именно традиционная резьба по дереву: Мадонна, святые, гномы, жанровые сценки - сувениры  верхнего ценового сегмента, high-end-design, так сказать. 

Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия

Один шаг в закулисье, в мастерскую - и вот уже ясно, что граница пройдена. Современность массовой культуры, профанная обыденность / обыденная профанность  с сувенирами, потерявшими смысл осколками былых культов, осталась позади.  

Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия

 Здесь и сейчас актуально иное: закрытое для непосвященных пространство старого культа, смысл которого адептам уже не совсем ясен, но сила прошлого, традиция держат их в своих тисках, не отпуская, иногда даже не позволяя делать "шаг в сторону" от негласно принятого, не допуская несерьезного отношения к себе, своему прошлому, истории, вере, не допуская насмешки над таким, казалось бы, пустяком - карнавалом. Кстати, в Шварцвальде не говорят "карнавал", правильно - "фастнет".  И фастнет – это очень серьезно.

Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия

Симон Штигелер вырезает карнавальные маски. Версии, которые он когда-либо делал на заказ, украшают его стены, лежат в ящиках. Большая часть из них - традиционные персонажи праздничного действа, некоторые - модернизированные версии, созданные по заказу более молодых членов фастнет-сообществ. Осень, начало зимы - горячая пора для художника. Вся его мастерская полна заготовок, в ящиках лежат нераскрашенные слепые "личины" (расписывает маски жена художника акриловыми красками). 

Мастерская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия

Мастреская. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия

Вырезая очередную маску, Штигелер рассказывает о годах своей учебы, сначала в мастерской, потом в художественной высшей школе в Австрии. Он был аутсайдер, маргинал, другие студенты к нему относились высокомерно, как к ремесленнику. В то время, когда они делали инсталляции, он резал по дереву, в момент, когда они работали над проектом, выдумывали концепции, визуализировали идеи, сталкивали лбами реальности, провоцировали, он все еще вырезал. Теперь многие сокурсники вынуждены зарабатывать себе на жизнь и на искусство, выполняя самую разную работу, но не занимаясь, собственно, творчеством. А ремесленник Штигелер вырезает по дереву и зарабатывает на жизнь тем, чему он учился, тем, чем мечтал заниматься , - своим искусством.  
После карнавала наступает "похмелье", художник Штигелер чувствует усталость от мельтешения лиц, личин, гримас. И тогда приходит пора абстиненции, отказа от излишества, собственных работ, лаконичных, минималистских скульптур. "Ищущие звезды" - называется одна из них. Миниатюра, стоящая у входа в мастерскую, не убеждает, как и абстрактные то ли капли, то ли кольца, вырезанные из одного  куска древесины. Но, к счастью, они же - стоящие с лицом, поднятым к нему, "ищущие звезды" - размещены в соседствующим с мастерской саду скульптур. В полный рост. И там эти люди на своем месте. И они не только убеждают, они - радуют. Как и скульптуры других авторов. Вот так просто стоящие в горах, посреди лугов. Внезапно. Амбивалентно (не по Бахтину, правда). 
За оградой пасутся коровы, звеня колокольчиками.
 

Ищущие звезды. Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия
Да, еще вот такая неожиданность: Симон Штигелер вырезает из липы или дуба, из других, более редких пород, но материал не несет для него никакого дополнительного смысла. Древесина - это совокупность определенных качеств. У нее нет права на собственное высказывание. Никаких там случайных изгибов, поворотов, фактуры, текстуры, цвета. Такой вот Шварцвальд. Традиция без рефлексии. Древесина это древесина это древесина. Удивительно.  И последнее: на Всемирной выставке в Шанхае Шварцвальд представлял художник Симон Штигелер (он работал там на стенде в течение одной недели) и его маски (находились на выставке весь период), в них посетители могли делать свои селфи. Через какое-то время маски вернулись к автору: "какая энергетика," - сказал художник, - "на них миллионы отпечатков пальцев, пот миллионов людей".



Скульптор Симон Штигелер. Шварцвальд, Германия
Мастерская Симона Штигелера
Графенхаузен, Шварцвальд, Германия

Комментариев нет:

Отправить комментарий