Текст: Елена Невердовская
Кельн. Одно из карнавальное шествие предыдущих лет в цифрах: длина колонны – 7 км, длина пути
– 6,5, время марша – 4 часа; 96 повозок, телег и карет; 80 тракторов, 75
багажных автомобилей, 10 000 участников, 480 лошадей, 121 духовой оркестр. На
изготовление гигантских фигур, украшение машин, тракторов и пр. пошло 4000 м
досок, 15 000 м проволоки, 300 кв. м волоконных, опилочных и деревянных плит,
1200 кг гвоздей, 1000 кг краски, 1200 кг клейстера, 100 кв. м пены, 700 кг бумаги.
На головы осчастливленных зрителей было выброшено 140 000 сладостей, более 700
000 плиток шоколада, около 220 000 коробок конфет, более 300000 букетов цветов,
тысячи мягких игрушек и прочих мелких даров. Шествие обошлось в 1 000 000 евро,
на сладости и цветы и прочие подарки было истрачено более 700 000.
![]() |
Кельн. Главное шествие Розового понедельника. Фото: Максим Райскин |
Разумеется, говорящие цифры, но сказавшие непосвященному отнюдь не обо всем.
Карнавал в Рейн-Вестфаллии не ограничивается одним днем, одни городом и одним
шествием. Все гораздо масштабнее: с четверга по пепельную среду нужно перестать
удивляться, расправить собственные плечи, распахнуть рубаху и быть готовым ко
всему – флирту, пьянству, разврату, разгулу и безобразию. В четверг на
скромного служащего может напасть безобразная старая ведьма. Если, не дай бог,
этот яппи еще и в галстуке, то тогда он надолго пропал. Чертовка срежет галстук
и парень душой и телом попадет под ее власть. Поэтому в первый день горящей
карнавальной фазы все старые, убогие и одинокие мужчины носят дешевые галстуки
– вдруг кто срежет и хоть поцелуем одарит.
![]() |
Кельн. Главное шествие Розового понедельника. Фото: Максим Райскин |
![]() |
фото: Елена Невердовская |
Все флиртуют со всеми, не
задумываясь, что там под маской и что под юбкой. Тем более, что под второй чаще
всего может оказаться большой, твердый … Только в дверях вокзальных туалетов
многие дамочки на шпильках начинают метаться, не зная, куда же им войти – то ли
в М то ли в Ж. Не мечутся они только в Кельне, где за них решает цена – мужчине
слить стоит всего 60 центов (против 1,1 евро у женщин).
![]() |
Кельн. Пригородная электричка. фото: Елена Невердовская |
![]() |
Фото: Максим Райскин |
В пивных сидят солидные пчелки (мужики в костюмах) – они тщательно оберегают
свои седые усы от пивной пены и серьезно планируют карнавальные дни. То и дело,
гремя шпагой и шпорами, мимо проходит карнавальный король – его королевская
резиденция расположена в каждом городе, обычно, в самой знаменитой пивной, но
личного туалета он не имеет и вынужден дефилировать через зал в
общегражданский. Король выбирается на каждый год. Его жена сразу именуется
королевой, а в инфанты им чаще всего записывают чужих детей. (Свои по возрасту
на роль инфантов не годятся). У шутовской королевской пары тяжелая работа:
носить колпак с 11 ноября (Уставное начало пятого времени года), устраивать
приемы, заседания, посещать другие дружественные карнавалы, и, как последнее,
править всем пятым временем года, помня о том, что любое их деяние так же
попадет в книгу истории и также жестко будет оценено, как правление настоящего
короля. Самым большим воздаянием станет запись: "Празднование прошло
мирно, никто не пострадал. Шествие состояло из 38 тракторов, что на 5 больше,
чем в предыдущем году и на 2 больше, чем в соседней деревне".
![]() |
Фото: Максим Райскин |
![]() |
Фото: Максим Райскин |
Что такое карнавал? У каждого есть собственное представление. Кто-то читал Бахтина о "карнавализации" и о "карнавальной культуре" (в этом русле как раз видели воочию костюмы с обкаканными попами), кто-то читал даже Рабле про чревоугодника Пантагрюэля, кто-то что-то слышал, видел, пережил. Но! На самом деле есть разница в восприятии тех, кто знает понаслышке с теми, кто здесь, на этой земле, где существует живой карнавал, родился. Мы, чужие, - гости на этом празднике. Мы тоже можем постепенно научиться карнавалу. Но они, туземцы, аборигены этого острова средневековой культуры даже не задумываются: "А, мне же это все равно, - говорит мамаша в одеянии монахини папаше в сутане, - лишь бы дети получили удовольствие". Это по дороге в Дюссельдорф, даже не в самый главный день карнавального безумия.
![]() |
фото: Елена Невердовская |
Поезда набиты разодетыми людьми, бутылки перемещаются с этажа на этаж, выпиваются на месте. Площади залиты пивом, улицы засыпаны конфетти, народ танцует на бочках. Абсолютно голый мужик катит на велосипеде – полиция только рот успевает открыть. Старуха с фиолетовым лицом целует розового зайца. "Сегодня как назло - или ангелы или черти," - комментирует кассирша в супермаркете.
Что такое карнавал? Это несколько дней накануне Великого поста. Очевидно, что это явление имеет свою историю. Истоки теряются неизвестно где – в римских Сатурналиях, языческих мистериях франков и алеманов. Это, разумеется, тема для архивариусов и больших ученых. Праздного наблюдателя может интересовать разве что Новое время. Но и этот период сложен для дилетанта. Каждая деревня имеет собственную историю. Если вы крикнете в качестве карнавального приветствия в Мюнстере "Алааф!", вас просто не поймут, а в Дюссельдорфе не просто поймут, но еще и побьют палками, и только в Кельне примут, как брата. Но не дай бог вам в Кельне сказать "Хеллау!" Живым вы не уйдете. Так кричат в Дюссельдорфе, где советуют всем кельнцам исчезнуть, как бы они и не жили, а в Кельне желают именно Дюссельдорфу последнее "Аде!" (адью). Поэтому – вот вариант кельнской истории Карнавала:
Начинается карнавал с четверга, который назван "бабским", в таком «баба-ягодка-опять»-смысле. В Средние века в последний четверг перед Великим постом всем монахиням Кельнских монастырей разрешалось наряжаться, танцевать и прыгать, в Новое время - пить кофе и чай и играть в карты. После Французской революции этот обычай видоизменился – главная роль перешла к рыночным торговкам, которые с помощью колпаков и шляпок показывали, что имеют дочь на выданье и готовы ее либо в жены, либо в монахини отдать. Традиция резать галстуки и забирать на ночь мужика появилась только после второй мировой войны – и жила бы дальше, если бы от галстуков мужчины так быстро не отказались.
Звездным часом карнавала является "Розовый понедельник". В 16 столетии был обычай праздновать в середине поста "Розовое воскресение", во время которого католическая церковь позволяла прервать пост и покаяние и разрешала дать волю веселию. В этот день все ели, пили, пели и танцевали, служба в церкви велась не в привычных одеяниях фиолетового цвета, а в розовых, а Папа Римский освящал всех из Розы, наполненной благовониями и маслами. В 1823 году, когда было реформировано празднование карнавала, обычай середины поста, Розового воскресенья был преобразован в центральный пункт Карнавала, Розовый понедельник, а Карнавальное шествие стало Шествием Розового понедельника. Поэтому именно в Розовый понедельник в большинстве городов и деревень проходят главные карнавальные шествия, после которых весь беспредел идет на спад. Все меньше встречается на улицах ряженых людей, пьяных музыкантов, о карнавале напоминает только паутина из цветной пены на газонных кустах и разъезжающиеся по домам духовые оркестры.
Гоблины, обеспокоенные привитием социальной педагогики во всех слоях населения,
сложили свои костюмы в кладовки. Монахи подсчитали прибыль от сданных бутылок,
старушки засушили пойманные в толпе букеты. Короли сняли колпаки. Дети едят
сладости и планируют следующий карнавал. Города, наверное, подсчитывают убытки
– количество разбитых фонарей, витрин, изрисованных вагонов. Те, кто
разбрасывал деньги, внезапно принялись их считать. Наверное, чтобы в следующем
году опять иметь возможность выбросить пару-тройку миллионов на ветер.
![]() |
Кельн. Метро. фото: Елена Невердовская |
На описание карнавала было истрачено: половина картонной коробки от ИКЕА, два тюбика акрила и полбанки лака на создание шляпы, шесть бутылок пива, полбутылки виски, три рюмки "Корна", две банки "Warsteiner", три банана, шесть киви, пицца с туной и пицца-маргерита, 100 г голландских анчоусов из вьетнамского магазина, пол упаковки салями, 1,7 евро на туалет и один поцелуй.
Комментариев нет:
Отправить комментарий