Текст: Елена Невердовская
У нашего воображения слабые мышцы. Его раскормили,
ограничили в движении. И вот оно - вялое и ленивое - пассивно ожидает встряски,
удара, акцивизации. Стереофильм в кинотеатре, американские горки в парке, компьютерная игра - это, конечно, крайний случай. Но и у тех, кто ментально
и физически подвижен, воображению тяжело. Появляется привычка плыть, не
сопротивляясь, в потоке визуальной, звуковой информации. А ведь хочется
вынырнуть, войти в другую воду, прыгнуть в волну, в океан. Нужен инструмент,
способный пощекотать увядшие рецепторы нашего воображения. Нужен медиатор.
Новый художник.
Есть такой. Не краски, а цвет, не материя, а воздух и
свет и пространство и время - материал, из которого он создает свои
произведения - световые проекции в городской или природной среде, под крышей заводских
цехов, храмов промышленной архитектуры. Видеоарт другого, не комнатного
масштаба.
Рёдзи Икеда (Ryoji Ikeda). Фото: Franz Wamhof |
Эпилептикам
не входить!
Японский
композитор и видеоартист Рёдзи Икеда (Ryoji Ikeda) создает именно такие произведения - в масштабе,
превышающем человеческое, как физическое, так и воображаемое.
Он разрушает
пространство и время и делает из зрителя переменную величину, фактор, влияющий
на происходящее внутри художественной работы. Мелькает свет, пляшут полоски в
ритме электронной неорганической музыки, и кажется, что вот-вот и сердце войдет
со всем в резонанс и просто взорвется. "Эпилептикам не входить!" -
предупреждает объявление на двери цеха. Рёдзи Икеда (Ryoji Ikeda). Фото: Елена Невердовская |
Я не
эпилептик, но могу понять, что в состоянии сделать с душой и телом искусство,
поэтому нельзя сказать, что обнаружение имени Икеда в списке участников
биеннале проекций LichtSicht05 в немецком курортном городке Бад Ротенфельде меня
сильно обрадовало. Но ожидание не оправдалось: вместо реальности, растворенной
в гигантском штрихкоде, можно было увидеть на соляной стене градирни отражение
событий, происходящих в универсуме. Зрителю было возвращено его место, не в
партере, но на аллее парка.
«Radar» - так называется последняя работа Рёдзи Икеда, в
которой музыкант и художник использовал результаты картирования Вселенной и
данные радаров, звуки фиксирующих космическую реальность приборов.
Дэниэл Крукс (Daniel Crooks). Фото: Franz Wamhof |
Лабиринты
параллельных возможностей
Расслоением
пространства и времени современного Мельбурна на отдельные фракталы, капсулы, в
которых перемещаются пойманные в объектив видеокамеры прохожие, австрилийский
медиа-художник Дэниэл Крукс (Daniel Crooks), очевидно, хотел нам показать свой вариант "Сада
расходящихся тропок", а именно "Сад параллельных дорог".
Медленно, очень медленно проходят по улицам люди, на полпути, исчезая за тонкой
перегородкой, оказывающейся границей другого измерения. Медленно. Медитативно.
Изображение захватывает в плен, как-будто утягивая в бездну - то ли ожидания
рая, то ли его обещания. Стена градирни из просоленных прутьев черного
боярышника как нельзя удачнее подходит в качестве фона для видеоинсталляции,
имитируя фактуру обвалившейся штукатурки старинных фресок, придавая
современности оттенок произошедшего или никогда не бывшего, но тем не менее
недостижимо прекрасного.
Эйяль Гевер (Eyal Gever). Фото: Елена Невердовская |
Уравнение из
движения и света
Нереальное,
нематериальное, неисчислимое, непостижимое задевает наше воображение. Свет и
вода - кто это там, танцующий в струях фонтана? Эти брызги - это материя или
обман? Постепенно улавливается ритм: вот из бурлящего фонтана восстановилось
тело танцовщицы, а следом, через пару тактов, снова рассыпалось и вернулось в пучину. Израильский художник и
медиа-дизайнер, разработчик трехмерной графики Эйяль Гевер (Eyal Gever) является автором этой 3D-симуляции "Water Dancer", основой для которой послужил танцевальный перформанс Шарон Эйяль.
Эйяль Гевер (Eyal Gever). Фото: Елена Невердовская |
О движении,
о рождении, смерти, вырождении - 25-минутный фильм "Марафон животных"
немецкой художницы rosalie, получившей мировую известность благодаря своей сценографии
для "Колец Нибелунга" (Байрейт, 1994 - 1998). 10-метровые тени животных - собак, обезьян, скелеты
ящеров - выныривают из темноты и растворяются в тумане, оставляя на нашей
сетчатке таящие следы, ожоги свет. Этот эффект едва ли был достижим, если бы
фильм демонстрировался на обычном экране.
"Марафон животных" немецкой художницы rosalie. Фото: Franz Wamhof |
"Марафон животных" немецкой художницы rosalie. Фото: Franz Wamhof |
Утверждать, что у
всякого воображения слабые мышцы, - делать ошибку. Биеннале световых проекций в
Бад Ротенфельде (курорт в Нижней Саксонии, Германия, население 7,7 тысяч)
доказывает обратное. Это каким воображением надо обладать, каким визионером
надо быть, чтобы, увидев градирни соледобывающей промышленности – памятники
индустриальной архитектуры 200-летнего возраста, представить их как гигантские
экраны для демонстрации искусства.
"Марафон животных" немецкой художницы rosalie. Фото: Елена Невердовская |
Инициатором
художественного проекта явился владелец акционерного общества heristo (пищевая промышленность) Генрих В. Рискен (Heinrich W. Risken). В начале
2000-х был организован фонд, а в 2007 состоялась первая биеннале, ее куратором,
как и трех последующих, был двухкратный интендант Документы Манфред
Шнекенбургер (Manfred Schneckenburger).
Роберт Уилсон (Robert Wilson). Фото: Елена Невердовская |
В 2015 году кураторство перенял
медиа-художник и теоретик, директор Центра Медиатехнологий в Карлсруэ Петер
Вайбель (Peter Weibel). Благодаря его международным контактам в Бад Ротенфельде можно было увидеть
произведения таких звезд, как американец Роберт Уилсон (Robert Wilson) и художник из ЮАР
Уильям Кентридж (William Kentridge).
Уильям Кентридж (William Kentridge). Фото: Елена Невердовская |
Уильям Кентридж (William Kentridge). Фото: Елена Невердовская |
Комментариев нет:
Отправить комментарий