17 февр. 2016 г.

Открытый дом. Утопия и реальность


Текст и фото: Елена Невердовская

Международная мебельная выставка imm cologne снова инсценировала "Das Haus - Interiors on Stage", представила "интерьерный театр" одного режиссера-дизайнера. В январе 2016 года им стал немец Себастиан Херкнер (Sebastian Herkner). Наблюдая за развитием его проекта, реализацией идей, организаторы выставки смогли сделать первое обобщение, позволяющее понять глобальный тренд: открытость, коммуникация. У всех пяти дизайнеров, каким бы ни был их "идеальный дом", было нечто общее - центральное место встречи, внутренний двор, атриум, с садом или без. 



"Das Haus - Interiors on Stage" 2016 - это, можно сказать, внутренний двор, расширенный до самых внешних границ, 240 кв метров "жилого" пространства без дверей, без стен, только с текстильными перегородками, которые могут перемещаться вслед за движением солнца. По крайней мере, таково видение автора инсталляции этого года Себастиана Херкнера, понимающего, что, хотя и невозможно себе представить жилье абсолютно без закрытого приватного пространства, в настоящий момент важно подчеркнуть тенденцию именно на его открытость миру чувств, миру информации, миру коммуникации.  


Итак, дом 
Это структура с подвижными границами. Открытое пространство, в котором реализуются наши потребности в тепле, общении, любви. Вместо холодных стен (они тоже есть, ими отгорожены от внешнего мира спальня и ванная, не комнаты, а, скорее, маркированные приватные зоны) - чувственность тканей, различие их поверхностей, текстуры. Мир представляется сверхматериальным, сверхобъемным. За первым слоем, скрывается второй, за складками второго можно угадать третий. Одна из перегородок, отделяющих открытую гостиную от спирали-коридора, прохода по периметру круглого "Дома", сделана из фарфоровоых гигантских "бусин", нити которых напоминают декоративные дверные занавесы из бамбука. Но стена Perlenparavent, специально изготовленная на фарфоровой фабрике Rosenthal по проекту Херкнера, отличается от некогда модных – эти бусы раздвинуть нельзя, сквозь них можно только наблюдать.  


Идея такой открытой архитектуры Das Haus 2016 настолько идеальна, настолько удалена от действительности, что сразу напрашивается вопрос автору. Хотел бы он, вот это все выдумавший, сам жить в таких "хоромах"? Дизайнер уходит от ответа с помощью трюка. Он возвращает вопрошающего в реальность, напоминая об идеальных изначальных условиях. Потребитель Себастиан Херкнер тоже не отказался бы от площади в 240 кв метров. И высота помещения в 4-5 метров, это ведь тоже неплохо? 

Про остальное архитектор лукаво умолчал, ведь - Платон мне друг, но истина дороже. 

 
Итак, вещи 
Хорошо, архитектура Себастиана Херкнера условна - это просто несколько "начерченных" занавесями концентрических окружностей. Безусловна, однако, необходимость вещей: человек нуждается в стуле, чтобы сидеть, столе, чтобы есть или работать (кабинет - неотъемлемая часть современного жилья, только у некоторых она заменяется трюмо, "гримировальным" столиком (Doshi Levien, 2012), а у других - верстаком (Луиз Кэмпбелл, 2014)), кровать - чтобы спать, ванна, раковина - чтобы соблюдать гигиену. Дизайнер любит вещи. 


Но не любые, а запрограммированные на долгую жизнь, на взросление и старение вместе с хозяином. Ремесленные, рукотворные. Которые в противовес всей нашей легкости бытия обладают массой, могут быть якорем, удерживающим нас, по-дигитальному эфемерных, в материальном мире. Спроектированное Херкнером кресло Pipe Chair для Moroso сделано из массивных труб диаметром 8 см. Им же созданный для Classicon небольшой столик Bell Table - не из стерильных промышленных, но рукотворных, с пузырями и шероховатостями, стекла и бронзы, причем именно на стеклянной "ноге" покоится бронзовая столешница, а не наоборот. Это иллюстрирует ходы мыслей, пример движения "против течения", охотно применяемый дизайнером.  



Итак, чувства 
Обонять, трогать, ощущать, чувствовать вкус. Запах еды, запах мыла - немаловажная составляющая "домашнего очага", не только полагает дизайнер, но и реализует, материализует "родные запахи" в павильоне кельнской выставки, внутри своего проекта "Das Haus - Interiors on Stage". Запах эфирных масел, цветов и обещания чистоты исходит от кафеля в ванной "комнате", который при ближайшем рассмотрении  оказывается не керамической плиткой, а специально созданным для экспозиции, отлитым вручную в мануфактуре Оффенбаха мылом.




Никакого практического применения, чистая дизайнерская утопия, стало быть. Запах карри, картофельного или тыквенного супа, копченого угря, сладких апельсинов и мяты - вместо собственной модели кухни, как места, как оборудования, как фабрики по производству еды. Скатерть самобранка, как утопия тотального гостеприимства: совместная трапеза, поглощение еды за одним бесконечно-длинным столом. Кухня вынесена за скобки условного круглого дома.


Себастиан Херкнер еще за год до завершения учебы в Высшей школе дизайна Оффенбах, в 2006-ом, открыл собственную студию.  После окончания он прошел годичную практику в Лондонском модном доме Stella McCartney. В 2008 и 2010 Херкнер стал лауреатом премий от Elle Deco и Wallpaper,  разработанные им продукты удостоились наград red dot design award, Interior Innovation Award и других.
Сотрудничает с  Dedon, Nya Nordiska, Pulpo, Fontana Arte, Moroso, Rosenthal. Параллельно Себастиан Херкнер преподает в стенах своей alma mater

Das Haus 2015:  Дом: поэт, любовник и дитя. Идеальный дом от Neri&Hu
Das Haus 2012. House on the Stage. Идеальный дом от Doshi Levien

Комментариев нет:

Отправить комментарий