В октябре, традиционно в рамках Недели
Голландского Дизайна DDW состоялась выставка
выпускников Академии Дизайна Эйдховен. Против обыкновения бросилось в глаза
различие работ студентов, закончивших бакалавриат, и магистров-выпускников
Академии.
![]() |
My Knitted Boyfriend |
Электричку,
перемещающую пенсионеров между дачей и домом вполне можно представить в
качестве аналоговой «социальной сети»: в вагонах завязываются контакты,
проходящие продавцы вполне сравнимы с баннерами, а продаваемые за пару копеек огородно-дачные
газеты, основанные на письмах и советах тех же пассажров-дачников, — это своего
рода стена, лента новостей. На этой стене желающие «выставляют», дословно, публикуют
свои наблюдания, советы и находки: как вырастить облепиху, как сложить печь,
где купить вагонку, как и из чего самому делать биоудобрения. Эти пенсионеры
покидают вагон и разбредаются по домикам-избушкам, которые представляют собой
тоже нечто индивидуально-уникальное, вроде профилей тех же дачников. С авой и
короткой историей.
![]() |
Imagine what you see |
И кто бы мог
подумать что подобная реальность может быть не только интересна для бакалавров и
преподавателей дизайнерских вузов, но и стать темой дипломных работ. Один
взгляд на проект Imagine what you see бакалавра Mats Horbach подтверждает этот факт, смотришь на выдуманные им кабинеты — и
напрашивается сравнение с многочисленными неконвенциональными туалетами наших
дачных поселков. Не только с туалетами — с самими домами: от сугубо практичных
до арт-высказываний и междометий. Что показательно, полностью в тренде - часть
из дачных избушек строится из б/у материалов - recycling и upcycling налицо.
![]() |
Food Pharmacy |
![]() |
Food Pharmacy |
The Outdoor Pharmacy Marloes van Bennekom или Food Pharmacy Maaike Schuitema (Внешняя фармакология и продуктовая
аптека) — тоже близки по содержанию к страницам с бабушкиными советами из
пенсионерских газет. В первом проекте речь идет о посадке полезных и
лекарственных растений в непосредственной близости от нуждающегося потребителя.
Например, рощу гингко, благотворно влияющего на память, - рядом с домом
престарелых; насыщенную витаминами бузину – около детского сада; клумбы с
шалфеем – у студенческих общежитий. Автор второго проекта предлагает дать новую
жизнь старым народным знаниям вроде «лук помогает от выпадения волос», «свекла
улучшает пищеварение», а именно простым языком с доходчивыми иллюстрациями
печатать подобную информацию прямо на упаковках различных продуктов. Над проблемой «что необходимо семье,
пожелавшей разводить курей для собственного употребления» подумал и нашел
решение Ruben van Mengen (проект Brabant Livestock). Результат вычислений прост и убедителен: в
натуральном хозяйстве для того, чтобы обеспечить куриным мясом одного взрослого
на каждого из них необходимо иметь 24 кв. метра площади, 3.75 курицы, некоторое
количество кукурузы, пшеницы и подсолнухов. А чтобы точно знать, когда и что
сеять, и когда это убирать, бакалавр спроектировал специальную машину –
сезонные часы.
Одним словом,
становится очевидно: время повернулось вспять, студенты обратились к темам, которыми
интересовались люди много лет назад, о которых все давно позабыли. Ведь все функционирует
уже иначе, за все отвечает индустрия. Надо стул — будет изготовлен стул. Надо
тонну огурцов в середине зимы — пожалуйста.
![]() |
Share |
Казалось бы,
пришли к цели, достигли пика индустриализации – и тут, все, конец, и - такие
изменения! Еще лет пять назад дизайнеры-студенты работали над созданием новых
предметов. Еще одного стула. Еще одной кастрюли — либо более оригинальной
(такой еще не было), либо более эргономичной, либо из более правильных либо
здоровых материалов. Теперь профессора и доценты поняли, а студенты
подтвердили: надо вернуться к истокам и все начать сначала. Дизайн – это не
формообразование предмета, это формообразование жизни. Дошло уже даже до утопии
нового сервиса. Выдумай, как бы ты хотел быть обслуженным. И по какому такому
случаю.
![]() |
Trend Food Forecast |
Кроме того, мир
реальный и мир компьютерный, сетевой, смешались в представлении молодых: они
абсолютно публичны в сети, и не боятся эту публичность переносить в настоящее. Почти
как пенсионеры в пригородной электричке. В каком смысле? Например, Share не только online, но и offline – по-соседски, считает Barbara Larcin. Можно одолжить гриль, или найти няню, все как в сети – только
по-настоящему. Или, другой пример, студенты вяжут. Они готовы связать все –
даже виртуального друга с набором аксессуаров. Чтобы не чувствовать себя
одиноким. Чтобы всегда было уютно и тепло: Noortje de Keijzer (проект My Knitted Boyfriend). Или другой проект, в котором речь тоже
идет о тепле и теле, - Trend Food Forecast. Сделать из слепков своего тела посуду и подавать
в ней еду – надо обладать некой эстетической смелостью. Ведь тот, кто ест,
будет сознавать, что сейчас чай налит в пятку, а суп - в ягодицу создательницы серии
посуды Anouk van Ranst.
![]() |
Reveal and Conceal |
![]() |
Reveal and Conceal |
Если бакалавров
интересует человеческое, слишком человеческое, и сугубо земное, телесное, то
магистров, странным образом, наоборот. Большая часть работ выпускников Академии
Дизайна Эйдховена посвящена духовному и представляет собой концептуальный дизайн.
То есть, создание совершенно необязательных и ни к чему не применимых
предметов. Разве что красивых, или о чем-то нам сообщающих. Как Process – коллекция странных предметов, скорее напоминающих
произведения современного искусства: Joao Abreu Valente на деле доказывает, что принцип «форма
следует функции» может быть заменен на «процесс следует функции», и что в
результате такого процесса могут получиться красивые и странные вещи. Hak Min Lee тоже волнует исследование – материалов и форм, необычных сочетаний,исследование
курьезного. Проект Reveal and Conceal представляет вещи, спроектированные
как бы с точки зрения ребенка, - иной угол зрения автора на предмет освобождает
человека и дает возможность увидеть реальность в другом свете.
![]() |
In Bloom |
![]() |
In Bloom |
Elena Pereira вплотную занялась сухими цветами и их образной
выразительностью в интерьере. In Bloom: она упаковывает цветы в мягкую вату, делает их отпечатки на бумаге, обоях,
ткани. И это постепенно подводит нас к
теме прошлого, памяти, архивированию воспоминаний: как сухой букет в старой
вазе на даче... И вот, получающий степень магистра будущий
дизайнер открывает для себя
материализованный в виде объектов мир воспоминаний. И он – а именно Tuomes Tolvanen, – цитируя Мартина Хайдеггера, создает вещи (проект Engineering Temporality), которые открывают тайный смысл
архивирования: временный, значит живой. Пенсионеры, перемещающиеся, как челноки
туда-сюда между квартирой и дачей, не нуждаются в этом откровении, они заняты
этим ежедневно и ежечасно – переживанием своей временности. И архивированием
действительности в посюсторонних вещественных артефактах.
![]() |
Process |
![]() |
Process |
Стоит только
посмотреть на их домики-избушки, огороды, засушенные цветы в довоенных старых вазах. И понять. Все
временное стало вечным.
![]() |
Engineering Temporality |
DDW 2012
DDW 2011
DDW 2010
DDW 2009
DDW 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий