11 янв. 2013 г.

Вперед в прошлое. Выставка выпускников Академии Дизайна Эйдховен



В октябре, традиционно в рамках Недели Голландского Дизайна DDW состоялась выставка выпускников Академии Дизайна Эйдховен. Против обыкновения бросилось в глаза различие работ студентов, закончивших бакалавриат, и магистров-выпускников Академии.
My Knitted Boyfriend

Электричку, перемещающую пенсионеров между дачей и домом вполне можно представить в качестве аналоговой «социальной сети»: в вагонах завязываются контакты, проходящие продавцы вполне сравнимы с баннерами, а продаваемые за пару копеек огородно-дачные газеты, основанные на письмах и советах тех же пассажров-дачников, — это своего рода стена, лента новостей. На этой стене желающие «выставляют», дословно, публикуют свои наблюдания, советы и находки: как вырастить облепиху, как сложить печь, где купить вагонку, как и из чего самому делать биоудобрения. Эти пенсионеры покидают вагон и разбредаются по домикам-избушкам, которые представляют собой тоже нечто индивидуально-уникальное, вроде профилей тех же дачников. С авой и короткой историей. 



Imagine what you see


И кто бы мог подумать что подобная реальность может быть не только интересна для бакалавров и преподавателей дизайнерских вузов, но и стать темой дипломных работ. Один взгляд на проект Imagine what you see бакалавра Mats Horbach подтверждает этот факт, смотришь на выдуманные им кабинеты — и напрашивается сравнение с многочисленными неконвенциональными туалетами наших дачных поселков. Не только с туалетами — с самими домами: от сугубо практичных до арт-высказываний и междометий. Что показательно, полностью в тренде - часть из дачных избушек строится из б/у материалов - recycling и upcycling налицо. 
Food Pharmacy

Food Pharmacy

The Outdoor Pharmacy Marloes van Bennekom или Food Pharmacy Maaike Schuitema (Внешняя фармакология и продуктовая аптека) — тоже близки по содержанию к страницам с бабушкиными советами из пенсионерских газет. В первом проекте речь идет о посадке полезных и лекарственных растений в непосредственной близости от нуждающегося потребителя. Например, рощу гингко, благотворно влияющего на память, - рядом с домом престарелых; насыщенную витаминами бузину – около детского сада; клумбы с шалфеем – у студенческих общежитий. Автор второго проекта предлагает дать новую жизнь старым народным знаниям вроде «лук помогает от выпадения волос», «свекла улучшает пищеварение», а именно простым языком с доходчивыми иллюстрациями печатать подобную информацию прямо на упаковках различных продуктов.  Над проблемой «что необходимо семье, пожелавшей разводить курей для собственного употребления» подумал и нашел решение Ruben van Mengen (проект Brabant Livestock). Результат вычислений прост и убедителен: в натуральном хозяйстве для того, чтобы обеспечить куриным мясом одного взрослого на каждого из них необходимо иметь 24 кв. метра площади, 3.75 курицы, некоторое количество кукурузы, пшеницы и подсолнухов. А чтобы точно знать, когда и что сеять, и когда это убирать, бакалавр спроектировал специальную машину – сезонные часы.
Одним словом, становится очевидно: время повернулось вспять, студенты обратились к темам, которыми интересовались люди много лет назад, о которых все давно позабыли. Ведь все функционирует уже иначе, за все отвечает индустрия. Надо стул — будет изготовлен стул. Надо тонну огурцов в середине зимы — пожалуйста. 
Share

Казалось бы, пришли к цели, достигли пика индустриализации – и тут, все, конец, и - такие изменения! Еще лет пять назад дизайнеры-студенты работали над созданием новых предметов. Еще одного стула. Еще одной кастрюли — либо более оригинальной (такой еще не было), либо более эргономичной, либо из более правильных либо здоровых материалов. Теперь профессора и доценты поняли, а студенты подтвердили: надо вернуться к истокам и все начать сначала. Дизайн – это не формообразование предмета, это формообразование жизни. Дошло уже даже до утопии нового сервиса. Выдумай, как бы ты хотел быть обслуженным. И по какому такому случаю.
Trend Food Forecast

Кроме того, мир реальный и мир компьютерный, сетевой, смешались в представлении молодых: они абсолютно публичны в сети, и не боятся эту публичность переносить в настоящее. Почти как пенсионеры в пригородной электричке. В каком смысле? Например, Share не только online, но и offline – по-соседски, считает Barbara Larcin. Можно одолжить гриль, или найти няню, все как в сети – только по-настоящему. Или, другой пример, студенты вяжут. Они готовы связать все – даже виртуального друга с набором аксессуаров. Чтобы не чувствовать себя одиноким. Чтобы всегда было уютно и тепло: Noortje de Keijzer (проект My Knitted Boyfriend). Или другой проект, в котором речь тоже идет о тепле и теле, - Trend Food Forecast. Сделать из слепков своего тела посуду и подавать в ней еду – надо обладать некой эстетической смелостью. Ведь тот, кто ест, будет сознавать, что сейчас чай налит в пятку, а суп - в ягодицу создательницы серии посуды Anouk van Ranst
Reveal and Conceal

Reveal and Conceal

Если бакалавров интересует человеческое, слишком человеческое, и сугубо земное, телесное, то магистров, странным образом, наоборот. Большая часть работ выпускников Академии Дизайна Эйдховена посвящена духовному и представляет собой концептуальный дизайн. То есть, создание совершенно необязательных и ни к чему не применимых предметов. Разве что красивых, или о чем-то нам сообщающих. Как Process – коллекция странных предметов, скорее напоминающих произведения современного искусства: Joao Abreu Valente на деле доказывает, что принцип «форма следует функции» может быть заменен на «процесс следует функции», и что в результате такого процесса могут получиться красивые и странные вещи. Hak Min Lee тоже волнует исследование – материалов и форм, необычных сочетаний,исследование  курьезного. Проект Reveal and Conceal представляет вещи, спроектированные как бы с точки зрения ребенка, - иной угол зрения автора на предмет освобождает человека и дает возможность увидеть реальность в другом свете. 
In Bloom

In Bloom

 Elena Pereira вплотную занялась сухими цветами и их образной выразительностью в интерьере. In Bloom: она упаковывает цветы в мягкую вату, делает их отпечатки на бумаге, обоях, ткани.  И это постепенно подводит нас к теме прошлого, памяти, архивированию воспоминаний: как сухой букет в старой вазе на даче...  И вот, получающий степень магистра будущий дизайнер открывает  для себя материализованный в виде объектов мир воспоминаний. И он – а именно Tuomes Tolvanen, – цитируя Мартина Хайдеггера, создает вещи (проект Engineering Temporality), которые открывают тайный смысл архивирования: временный, значит живой. Пенсионеры, перемещающиеся, как челноки туда-сюда между квартирой и дачей, не нуждаются в этом откровении, они заняты этим ежедневно и ежечасно – переживанием своей временности. И архивированием действительности в посюсторонних вещественных артефактах. 
Process

Process

Стоит только посмотреть на их домики-избушки, огороды, засушенные цветы  в довоенных старых вазах. И понять. Все временное стало вечным.
Engineering Temporality
Архив:

DDW 2012

DDW 2011

DDW 2010

DDW 2009

DDW 2008


Комментариев нет:

Отправить комментарий