19 янв. 2013 г.

«House on the Stage» 2012 Идеальный дом от Doshi Levien




Прописывать всевозможные тренды на будущее стало всеобщей модой. В связи с этим, а может и не только, Международная мебельная выставка imm cologne решила от подобной обязанности уклониться. Trendbook 2011 стал последним. В 2012 году было решено представить тендении будущего в виде возможного дома – «House on the Stage». Причем новый формат только на первый взгляд перекликается с существовавшим еще 5 лет назад Идеальным домом.

Тогда архитекторы и дизайнеры, такие как Заха Хадид или Наото Фукасава, работали над реализацией некой индивидуальной художественной идеи. Дом, выдуманный, спроектированный и реализованный лондонским дизайн-дуэтом Doshi Levien / Доши Левиен, обязан оставаться на «земле», а не витать в облаках свободного творчества, то есть, как считают организаторы, иметь более непосредственное отношение к практике жизни, нежели к теории искусства. Задача, которая была поставлена перед дизайнерами, может быть озвучена примерно так: как мы будем жить в обозримом будущем? Как будут выглядеть комнаты, каким образом изменены функции и т. д. Doshi Levien ее решили, на свой британски-индусский лад. Результат оказался спорным.


Сначала об авторах: Нипа Доши родилась в 1971 году в Индии, получила образование сначала в Национальном институте дизайна в Ахмедабаде, затем в Королевской Академии Искусств в Лондоне; Джонатан Левиен родился в 1972 году в Великобритании, закончил Bucks College и Королевскую академию искусств. В 2000 году они основали собственную студию Doshi Levien. Продукты, вещи, проекты, производимые в этой студии отличаются особым обликом, потому как объединяют внешнюю декоративность и рациональную конструктивность, избыточность востока и рационализм запада, рукотворность традиционных ремесел и индустриальную технологичность. Возможно, поэтому студия Doshi Levien за короткий срок стала столь успешной – дизайнерская пара проектирует для Moroso и Authentics, Рихарда Ламперта и Cappellini. Их почерк легко узнаваем, хотя, как признается Джонатан, в некоторых вещах больше Нипы, в других угадывается его почерк.

Когда британские дизайнеры получили заказ на создание «House on the Stage», то решили, что не будут строить дом, как объект, воспринимаемый извне. Их дом – то пространство в котором живут люди в больших городах, зажатое со всех сторон другими соседскими строениями, не восприинимаемое отдельно ни с какой стороны. Его сущность – сам интерьер. А интерьер, в свою очередь, обусловлен спецификой жизни людей, которым этот дом «принадлежит», и, собственно, функциональными решениями.
Планирование жилья Doshi Levien и начали  - с функций: чем человек занят в пространстве городской квартиры? Он спит, ест, отдыхает, принимает ванну, встречает друзей, общается, одевается, раздевается, отдыхает, работает. За основу дизайнеры взяли жилой тип, существующий в метрополиях Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. И даже там тот вариант, что предложили Доши и Левиен, реально не существует – только отдельные части выдуманного дизайнерами целого.

«House on the Stage» Doshi Levien закрыт для внешнего мира, зато открыт для мира внутреннего, все комнаты не являются собственно комнатами, но – нишами, развернутми своими окнами или «дверными» проемами во внутренний двор. Там стоит стол - центр микрокосма. За ним, по мнению дизайнеров, во внутреннем дворе и проводится большая часть времени: еда, общение, работа. Границ нет. Между кухней и ванной – общий шкаф, кухня – не застроенная космическая лаборатория, а открытый вариант рыночной кухни, где все приборы и печь и «съестные припасы» на виду. Практически – на витрине. Спальня – не закрытый альков, а платформа для интимных встреч и интимных разговоров. Одевание – превращено в ритуал, салон-гостиная – в личный музей.

Этот дом дизайнеры обставили собственной мебелью, к которой были добавлены особенно любимые объекты других дизайнеров. Если чего-то не доставало для создания надлежащего эффекта – то проблема решалась за счет прототипов. Ведь по мнению Doshi Levien, лучший дом – тот, который никогда не бывает полностью завершен.


Мнения:

Насчет незавершенности – многие из посетивших «House on the Stage»  разделили мнение дизайнеров. Есть огромный потенциал в обновлении и изменении интерьеров, обстановки. Но вот открытость пространства, перетекание интерьера из одного в другой, - это оказалось проблемой практически для всех. Первоначально, опрашивая посетителей, я думала, что возможно – это проблема возраста, «старого поколения», потому как все опрошенные персоны были старше 30 лет. Поэтому я обратилась к юным, к тем, кто будет в реальности обставлять через 10-20 лет свой «House on the Stage», только не на сцене, а в реальности. И к дизайнеру – всегда неплохо узнать точку зрения профессионала.

Мишель Вассонг, 17 лет.

По-моему, «дом будущего» – это больше технические ноу-хау, а не только изменение функций отдельных комнат и игра с пространством. Хотя, увидеть такой проект было любопытно. Только я не думаю, что «дом будущего» будет столь открытым. Каждый человек нуждается в приватной сфере, особенно если его занятие – чтение или сон - требует уединения. Возможно, частичным решением могли бы стать передвижные стены – с помощью них можно было бы достичь определенного разделения пространства.
Гардеробную в качестве „ритуальной комнтаты» я нахожу спорной. Украшения или обувь еще можно представить в качестве декоративных аксессуаров, но вот одежду – это вряд ли. Современной кухне уменьшение числа шкафов не повредит, но важно не перейти грань, за которой вольный порядок превращается в хаос: каждая вещь, размещенная на открытой полке, должна все же знать свое место. На мой взгляд, «дом будущего» вполне может стать более открытым, чем современный, с передвижными стенами и стенными шкафами, позволяющими экономить пространство для жизни.

Серафима Райскина, 18 лет.

Идея использовать украшения, туфли и платья в качестве аксессуаров интерьера, на мой взгляд, - превосходная. Хотя порождает такой вопрос, а не потеряют ли вещи, превратившись в интерьерный реквизит, свой первоначальный смысл в качестве обуви или одежды? Но в любом случае, порядок в «доме будущего» будет напоминать „творческий хаос“, а не стерильность лабораторий, как это модно сейчас. Но только не в кухне. Продукты в любом случае не могут быть выставлены на витрине, им лучше все же остаться в шкафу. И с полным отсутствием дверей я не согласна. Общее пространство для живущих под одной крышей - это прекрасно. Но ведь есть моменты, когда каждому необходимо уединение: усталость, желание сосредоточиться, плохое настроение, ссора, в конце-концов. Могут ли раздвижные стены создать такое пространство, я не совсем уверена. Поэтому я, скорее, за разделение функций, точнее, за неполное, частичное их слияние.


Свен Рикен,46 лет
freelance-дизайнер, http://illustris-plus.de/

В подобных инсталяциях, вроде «House on the Stage» Doshi Levien, речь идет практически всегда об утопических визионерских проектах, о провокациях, которые редко становятся реальностью. Я сам неоднократно разрабатывал экстремально провокативные вещи – зрителям оставалось только глазеть с открытым ртом. Лично мне такой подход – открытое пространство с различными функциональными возможностями – кажется вполне приемлемым, другое дело – формальный язык Doshi Levien, вот это мне полностью чуждо, особенно цвет.
Если перевести идею «House on the Stage» в слова, то прокомментировать можно таким образом:  дизайнеры создали мобильное открытое пространство, в котором различные жилые ситуации перетекают одна в другую, отдельные помещения оказываются различным образом используемы, это напоминает новый тип офиса. Когда берется такой «рабочий контейнер» и в нем в зависимости от желания выбирается определенное место, где в данный конкретный момент хочется работать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий