Прописывать
всевозможные тренды на будущее стало всеобщей модой. В связи с этим, а может и
не только, Международная мебельная выставка imm cologne решила от подобной обязанности уклониться. Trendbook 2011 стал последним. В 2012 году было
решено представить тендении будущего в виде возможного дома – «House on the Stage». Причем новый формат только на первый
взгляд перекликается с существовавшим еще 5 лет назад Идеальным домом.
Тогда архитекторы
и дизайнеры, такие как Заха Хадид или Наото Фукасава, работали над реализацией
некой индивидуальной художественной идеи. Дом, выдуманный, спроектированный и
реализованный лондонским дизайн-дуэтом Doshi Levien / Доши Левиен, обязан
оставаться на «земле», а не витать в облаках свободного творчества, то есть,
как считают организаторы, иметь более непосредственное отношение к практике
жизни, нежели к теории искусства. Задача, которая была поставлена перед дизайнерами,
может быть озвучена примерно так: как мы будем жить в обозримом будущем? Как будут
выглядеть комнаты, каким образом изменены функции и т. д. Doshi Levien ее решили, на свой британски-индусский лад. Результат оказался спорным.
Когда британские
дизайнеры получили заказ на создание «House on the Stage», то решили, что не будут строить дом, как
объект, воспринимаемый извне. Их дом – то пространство в котором живут люди в
больших городах, зажатое со всех сторон другими соседскими строениями, не восприинимаемое
отдельно ни с какой стороны. Его сущность – сам интерьер. А интерьер, в свою
очередь, обусловлен спецификой жизни людей, которым этот дом «принадлежит», и, собственно,
функциональными решениями.
Планирование
жилья Doshi Levien и начали - с функций: чем человек занят в пространстве городской
квартиры? Он спит, ест, отдыхает, принимает ванну, встречает друзей, общается,
одевается, раздевается, отдыхает, работает. За основу дизайнеры взяли жилой тип,
существующий в метрополиях Индии, Юго-Восточной Азии и Японии. И даже там тот
вариант, что предложили Доши и Левиен, реально не существует – только отдельные
части выдуманного дизайнерами целого.
«House on the Stage» Doshi Levien закрыт для внешнего мира, зато открыт для
мира внутреннего, все комнаты не являются собственно комнатами, но – нишами,
развернутми своими окнами или «дверными» проемами во внутренний двор. Там стоит
стол - центр микрокосма. За ним, по мнению дизайнеров, во внутреннем дворе и
проводится большая часть времени: еда, общение, работа. Границ нет. Между
кухней и ванной – общий шкаф, кухня – не застроенная космическая лаборатория, а
открытый вариант рыночной кухни, где все приборы и печь и «съестные припасы» на
виду. Практически – на витрине. Спальня – не закрытый альков, а платформа для
интимных встреч и интимных разговоров. Одевание – превращено в ритуал,
салон-гостиная – в личный музей.
Этот дом
дизайнеры обставили собственной мебелью, к которой были добавлены особенно
любимые объекты других дизайнеров. Если чего-то не доставало для создания
надлежащего эффекта – то проблема решалась за счет прототипов. Ведь по мнению Doshi Levien, лучший дом – тот, который никогда не бывает полностью завершен.
Мнения:
Насчет
незавершенности – многие из посетивших «House on the Stage» разделили мнение дизайнеров. Есть огромный
потенциал в обновлении и изменении интерьеров, обстановки. Но вот открытость
пространства, перетекание интерьера из одного в другой, - это оказалось
проблемой практически для всех. Первоначально, опрашивая посетителей, я думала,
что возможно – это проблема возраста, «старого поколения», потому как все
опрошенные персоны были старше 30 лет. Поэтому я обратилась к юным, к тем, кто
будет в реальности обставлять через 10-20 лет свой «House on the Stage», только не на сцене, а в реальности. И к дизайнеру – всегда неплохо узнать
точку зрения профессионала.
Мишель Вассонг,
17 лет.
По-моему, «дом
будущего» – это больше технические ноу-хау, а не только изменение функций
отдельных комнат и игра с пространством. Хотя, увидеть такой проект было
любопытно. Только я не думаю, что «дом будущего» будет столь открытым. Каждый
человек нуждается в приватной сфере, особенно если его занятие – чтение или сон
- требует уединения. Возможно, частичным решением могли бы стать передвижные
стены – с помощью них можно было бы достичь определенного разделения
пространства.
Гардеробную в
качестве „ритуальной комнтаты» я нахожу спорной. Украшения или обувь еще можно
представить в качестве декоративных аксессуаров, но вот одежду – это вряд ли. Современной
кухне уменьшение числа шкафов не повредит, но важно не перейти грань, за
которой вольный порядок превращается в хаос: каждая вещь, размещенная на
открытой полке, должна все же знать свое место. На мой взгляд, «дом будущего»
вполне может стать более открытым, чем современный, с передвижными стенами и
стенными шкафами, позволяющими экономить пространство для жизни.
Серафима
Райскина, 18 лет.
Идея использовать
украшения, туфли и платья в качестве аксессуаров интерьера, на мой взгляд, -
превосходная. Хотя порождает такой вопрос, а не потеряют ли вещи, превратившись
в интерьерный реквизит, свой первоначальный смысл в качестве обуви или одежды?
Но в любом случае, порядок в «доме будущего» будет напоминать „творческий
хаос“, а не стерильность лабораторий, как это модно сейчас. Но только не в
кухне. Продукты в любом случае не могут быть выставлены на витрине, им лучше
все же остаться в шкафу. И с полным отсутствием дверей я не согласна. Общее
пространство для живущих под одной крышей - это прекрасно. Но ведь есть
моменты, когда каждому необходимо уединение: усталость, желание
сосредоточиться, плохое настроение, ссора, в конце-концов. Могут ли раздвижные
стены создать такое пространство, я не совсем уверена. Поэтому я, скорее, за
разделение функций, точнее, за неполное, частичное их слияние.
Свен Рикен,46 лет
В подобных инсталяциях,
вроде «House on the Stage» Doshi Levien, речь идет практически всегда об утопических
визионерских проектах, о провокациях, которые редко становятся реальностью. Я
сам неоднократно разрабатывал экстремально провокативные вещи – зрителям
оставалось только глазеть с открытым ртом. Лично мне такой подход – открытое
пространство с различными функциональными возможностями – кажется вполне
приемлемым, другое дело – формальный язык Doshi Levien, вот это мне полностью чуждо, особенно
цвет.

Комментариев нет:
Отправить комментарий