2 июл. 2013 г.

О вечных ценностях и длинных ногах



Галерея Dansk Mobel Kunst. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Design Miami Basel (июнь, 2013) — это вчера, точнее, даже позавчера была остроумная cool/ крутая, прикольная ярмарка, которую можно было посетить ради самого зрелища, ради выставленных там работ, не то произведений искусства, не то — объектов дизайна. В настоящий момент это — важная рыночная площадка для совершения серьезных сделок между знатоками-галеристами и знатоками-коллекционерами. Непосвященный, увидев предмет торгов и узнав его цену, просто пожмет плечами и отойдет в сторону.
 
Галерея Dansk Mobel Kunst. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская
Мы тоже отойдем в сторону, во-первых, потому что нет страсти к колекционированию, во-вторых, - нет соответствующих финансовых средств. Но, прежде чем удалиться, стоит рассказать, что собой представляет обновленный дизайнерскй форум в Базеле, и порассуждать о представленных на нем вечных ценностях.

Галерея Pascal Cuisinier. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская


В прошлом году самым большим и самым дорогим объектом, показанным и проданным на Design Miami Basel стало бунгало Пруве, 1944 год (парижская галерея Patrick Seguin). Об этом модульном строении написали тогда все газеты и журналы, но цену, за которую было продано так никто и не огласил. Это событие не осталось без внимания: в этом году в Базель Patrick Seguin опять привез «дом» Пруве - Maison des Jours Meilleurs (1956 год, бетон, металл, дерево,9 на 6,5 метров), - а также кресла и столики знаменитого французского дизайнера. 

Галерея Patrick Seguin. Maison des Jours Meilleurs. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Галерея Patrick Seguin. Maison des Jours Meilleurs. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская


Mебель и алюминиевые детали строений Пруве выставили на продажу и другие галереи. Старые утилитарные вещи 60-летней давности, подчеркиваю – б/у. Можете представить, как это все выглядит? Вот именно. Как вы догадались? Но именно это и ценно — подлинность.
Кроме подлинников Пруве на выставке можно было увидеть и вещи других гениев дизайна. Например, подлинные — имеется ввиду первый выпуск серийной продукции — произведения Алвара Аалто (галерея Jacksons, Берлин/Стокгольм). Например, железную кровать с полосатым матрасом из санатория Paimio, 1931 год.

Alvar Aalto. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Alvar Aalto. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Alvar Aalto. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

 И еще более старые, оригинальные объекты ГерритаТомаса Ритвельда и Марселя Бройера (берлинская галерея Ульриха Фидлера, специализирующаяся на немецом Баухаузе, голландском De Stijl и модерне).

Галерея Ульриха Фидлера. Геррит Томас Ритвельд. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Галерея Ульриха Фидлера. Геррит Томас Ритвельд. Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Как решиться на такое, да еще и заплатить за б/у обшарпанную скамейку шестизначную сумму в швейцарских франках? Помочь принять такое важное решение – задача для консультантов, их роль легко выполнят сами галеристы. Они расскажут целую историю про простой фанерный стул (если он был сделан гением, конечно же) — почти как про яйцо Фаберже или секретер Людовика XIV. Только разница в том, что Фаберже на свободном рынке раз-два, секретеров вообще нет, а вот Аалто или Пруве или Корбюзье – речь не идет о современных редакциях, изготовленных по лицензии, - есть, и всплывают снова и снова, обнаруживаются в старых подвалах, на чердаках, в глухой интеллектуальной провинции. Кладезь. Просто кладезь.

 Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

 Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

И публика на ярмарке подстать измененной ситуации: студентов, молодых дизайнеров нет, простых зрителей нет, есть покупатели. И покупатели совсем не такие, как на ярмарке современного искусства Art Basel, расположенной неподалеку в соседнем здании, - не фрики или интеллектуалы, не старенькие господа, влюбленные в искусство, все еще находящиеся в поиске вечной красоты и истины. Нет, тут другой типаж: седые сдержанные мужчины и длинноногие экзальтированные красавицы, восхищенно всплескивающие ручками при виде письменного датского стола, французского кресла, как из фильма Жака Тати или советской настенной керамики.

Галерея из Москвы: Heritage Gallery . Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Галерея из Москвы: Heritage Gallery . Design Miami Basel. 2013. Фото: Елена Невердовская

Да, кстати, второй год подряд большим успехом на ярмарке пользуется «советская винтажная мебель», привезенная из экзотичной России московской  Heritage Gallery. В прошлом году они представили легкие тонконогие серванты и книжные шкафчики шестидесятых, в этом привезли тяжеловатый ампир. Наверняка и то и другое видели на какой-нибудь старой даче. 60-е годы – на даче профессора, ампир – на генеральской. Самое время взглянуть, что за мебель стоит, собственно, у вас? А не «созрела» ли она для того, чтобы превратиться в желанный объект коллекцирования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий