|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. Foto Wolfgang Volz |
В настоящий
момент дать определение, что такое искусство — изобразительное, визуальное —
чрезвычайно сложно. Прибегают к уловке — термину «современное искусство». В
этом обширном пространстве «современного искусства» собрано, буквально, все -
от живописи и скульптуры до хэппенинга, перформанса, танца и пения, фото, видео
и чтения текстов. И потребитель всего этого разнообразия так же трудно
определим, скорее, — его, такого единого, заключенного в рамки «современный
зритель», просто не существует. Один предпочтет видео, другой — живопись,
третий — концептуальную фотографию, четвертый — минимализм. Но вот ведь парадокс: редко, но случаются
такие счастливые совпадения, когда у
неопределимого «современного искусства» оказывается вполне определенный
зритель, а именно — массовая аудитория. Все — вне зависимости от возраста,
пола, образования, национальной и религиозной принадлежности. Один из таких
художников, способных создавать универсальные произведения искусства, - Кристо,
знаменитый упаковщик зданий, мостов, деревьев и скал. В настоящий момент в
Оберхаузене он упаковал воздух.
|
Gasometer, Oberhausen |
Big
Air
Package
стал возможен благодаря существованию памятника индустриальной культуры, Газометру
Оберхаузена, газгольдеру дискового типа, переоборудованного в 90-х годах в
выставочнный зал.
Высота Газометра 117 метров, диаметр 67,6, объем 347 тысяч
кубометров. Во время преобразования индустриального объекта в культурный газовый
поршень превратили в пол выставочного зала – его установили на высоте 4,5
метров. Теперь можно представить, насколько огромна новая «скульптура» Big
Air
Package
.
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
В цилиндре гигантского
строения была натянута / надута инсталляция Кристо — огромный элипсовидный
белый сосуд. Внутри — ничего, кроме воздуха. Хотя нет, не так: ничего, кроме
воздуха, десятка двух-трех зрителей, пары охранников. Чтобы стать этим
зрителем, скорее, «участником» - видеть там нечего, - нужно попасть внутрь,
чтобы попасть внутрь, нужно выстоять большую очередь, купить билет. Потратить
время и деньги — на воздух. И надо сказать, желающих это сделать очень много,
гораздо больше, чем ожидали художник со своей командой, кураторы, сотрудники
Газометра.
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
Семьи с
младенцами, променявшие прогулку по летнему парку на пребывание в «запертом
воздухе» упаковки, романтически настроенные парочки всех возрастов, любители и
знатоки искусства и профаны, жаждующие аттракционов, - все попавшие внутрь Big Air Package забывают о времени. Они лежат на мешках
на «полу» - поверхности бывшего поршня, который много лет перемещал газ внутри
газгольдера, - или располагаются на лестницах, как на зрительских сиденьях
вокруг арены. Только в отличие от цирковой арены — в пространстве «упаковки» ничего
не происходит. Главное действующее «лицо» - безликое белое матовое
пространство, ничто, в котором нет источника света. Ничто как ожидание, как
провал. И в этом ожидании, в этом ничто все готовы остаться, спрятаться,
пребывать там вечно. Может быть, эта оболочка напоминает другую «упаковку»,
похожим образом заглушает звук, затемняет
свет?
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
Кристо оказался
неопределим и универсален. Его произведение — синтез художественной мысли и
инженерного исполнения — стало возможно только в настоящее время, когда есть
такие технологии, позволяющие осуществить «упаковку воздуха», когда есть такие
материалы, когда находятся люди, готовые вложить деньги в иррациональный
аттракцион, в современное искусство с его высокими рисками. Глобальность, универсализм: Big Air Package может примирить с искусством самых
разных людей, и никто из них не спросит «зачем?» и уж тем более не скажем «я
тоже так могу». Все будут пялиться в белую светящуюся пустоту, фотографировать
без остановки нечто не существующее, мечтать.
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
За пять минут до закрытия выставки в Газометре зрителей простят покинуть
выставочное пространство. Появляются служители в темной форме — накаченные
парни — и начинают убирать мешки с пола инсталляции. За происходящим можно
наблюдать, стоя под поршнем, прямо посередине Газометра, на его дне. Там в
круге находится экран, там движутся тени: рабочие уносят матрасы — один за
другим, пока посередине не остается только один, на котором лежат молодые люди,
парень и девушка. Они продолжают смотреть в потолок, держась за руки, как будто
он только что спросил, будет ли она его женой, и она ему только что ответила,
что да. Мы обсуждаем это с моей падчерицей. Она продолжает дальше придумывать
их историю: их свадьба тоже будет проходить в таком белом-белом пространстве. И
в своей спальне они натянут подобный потолок...
|
Christo. Big Air Package. Gasometer Oberhausen. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий