30 нояб. 2015 г.

Космический смех и кибер-сады



Текст и фото: Елена Невердовская

Нандита Кумар / Nandita Kumar „eLEmeNT: EaRTh“, 2014

Фантасты – это было раньше. Сейчас предсказаниями, понимай – производством утопических проектов, занялись ученые, ставшие на время художниками, чтобы воспользоваться особой творческой свободой и необязательностью предоставления доказательств. А также художники, которые отправились на поиски новых возможностей и освоили 3D-принтеры и микроскопы, томографические аппараты и спектральный анализ, стали изучать микробиологию, инженерную генетику, программирование. Отнюдь не единицы, нет, иначе бы не удалось куратору Петеру Вайбелю (австрийский художник, теоретик медиа-искусств, профессор) собрать «под крышей» Центра медиатехнологий ZKM в Карлсруэ такое огромное количество работ.

Кун Ванмехелен / Koen Vanmechelen La Biomista – Космополитический куриный проект», 2015

На двух этажах можно найти все – макро- и микрокосмос, многоногих и одноруких роботов, экзо-скелеты и радужные фотографии нейронов головного мозга, селекцированных живых куриц и полимерный супчик, из которого должны возникнуть новые пластмассовые организмы. 
Пинар Йолдас / Pinar Yoldas «Экосистема безмерности», 2014


robotlab „Большая картина», 2014

Не каждый готов увидеть будущее. Для этого нужна уже некая степень открытости, вера в возможность клонов, в реальность уже сегодняшней робототехники, во взаимопроникновения органического мира и рукотворной техники. 

Александра Дэйзи Гинсберг / Alexandra Daisy Ginsberg «Дизайн для шестого вымирания», 2013 – 2015


Вера и знания о существовании нано-, экзо- и прочих фантастических реалий. Дизайнерские выставки в Милане, Лондоне, Эйдховене дают первые мастер-классы посетителям в деле постижения будущего. Уже «переварено» полученное знание о пуленепробиваемой человеческой коже (в клетки кожи был вживлен ген (?) паука) или о клонировании не целых животных, а только отдельных их частей – в виде бифштексов или стейков... Уже не удивляет вырабатка энергии из хлорофилла, или с помощью хлорофилла (знания улетучиваются, остается привычка не удивляться). Одним словом, некий фундамент заложен.
Клаус Фритце / Klaus Fritze „Аркадия 2.0. Лаборатория по оптимизации выращивания деревьев». 2015

Пинар Йолдас / Pinar Yoldas «Экосистема безмерности», 2014
м

«Exo-Evolution» требует от посетителя порой невозможного: полной концентрации, мобилизации всех способностей, активизации всех когда-либо полученных знаний о мире. Смотреть и видеть мало, необходимо постоянно вникать и стараться понять, о чем собственно тот или иной фильм – летящие и рассыпающиеся планеты, кометы и звездная пыль, игра со временем и представлением; что за пятна в чашечках Петри, пробирках и колбочках; к чему все эти графики и схемы. Часть проектов невозможны без непосредственного участия зрителя. Выдыхаемая при разговоре влага становится сырьем для производства веществ в инсталляции POEM австрийского художника Томаса Фойерштайна, который в своей художественной работе объединил две теории возникновения жизни – из смеси газов, подвергаемых воздействию водяного пара и электрических разрядов, и из перенасыщенного раствора, находящегося в условиях высокой температуры и давления при недостаточном освещении. Необходимая для опыта вода собирается на сетке микрофона, в который, как предлагает художник, зритель и должен высказаться на тему искусства. Полученные в процессе эксперимента продукты, в частности, алкоголь, собираются в бутыли и помещаются в бар – как средство для повышения разговорчивости, а значит и количества производимого продукта.

Eyal Gever #Laugh (совместно с NASA)

Микрофон для зрителей установлен также и в комнате, где транслируется видео израильского художника Eyal Gever, которое дает представление о глобальном проекте #Laugh (совместно с NASA). Говорить посетителю не нужно, только смеяться. Смех, записанный во время выставки, примет участие в 90-дневной социальной кампании, в рамках которой будет выбран один единственный – его трехмерную спектрограмму распечатают на 3D-принтере на космической станции в условиях невесомости. Так будет выглядеть послание человечества Вселенной. 

ecoLogicStudio H.O.R.T.U.S, 2012 - 2015

Другой вид интерактивности можно встретить на инсталляциях ecoLogicStudio, базирующейся в Лондоне студии дизайна, архитектуры и городского планирования. Они предлагают новый взгляд на урбанистическую жизнь в эпоху пост-экологии, некий вариант кибер-садов. Скульптура H.O.R.T.U.S представляет собой прототип био-дигитального дерева, составной части будущего городского парка: в полых структурах находятся зеленые водоросли, которые, используя продукты жизнедеятельности человека (конкретно на экспозиции – посетителей), производят электричество и питательные элементы. «Кибер-беседка» Meta Follies дает представление, как может в будущем выглядеть место для отдыха или романтических встреч: в полимерную органическую форму встроены 300 электронных устройств, реагирующих на перемещение человека как цикады или кузнечики в природе (стрекочут как угорелые, заметив приближение зрителя к беседке). 
 
Германн Кунтц и Марвин Вайганд / Hermann Cuntz & Marvin WeigandComputational Cajal», 2015. Структура головного мозга, зафиксированная с помощью современной техники
Созданная архитектором и дизайнером Нери Оксман  Mediated Matter Group изучает возможность сотрудничества иного уровня, чем мы привыкли, между человеком и органическим миром. Ее проект «Шелковый павильон» - пример привлечения гусениц тутового шелкопряда для создания архитектурной мембраны. На выставке можно увидеть только видео: как 6500 гусениц, посаженных на край тента, заплетают все, превращая поверхность в сплошной шелковый «войлок». Из 1,5 миллиона яиц, отложенных бабочками, вылупившимися из куколок, могут зародиться гусеницы, которые будут в состоянии создать еще 250 подобных павильонов. 

Барт Хесс / Bart Hess, «Цифровые артефакты», 2014. Видеодокументация перформанса, будущее кибермоды: модель погружается в горячий воск, плавающий на поверхности воды, застывающий воск на теле образует вид одежды.

Барт Хесс / Bart Hess, «Цифровые артефакты», 2014. Видеодокументация перформанса, будущее кибермоды: модель погружается в горячий воск, плавающий на поверхности воды, застывающий воск на теле образует вид одежды.

Воочию увидеть ни вытканный из шелка павильон, ни паутину нельзя. Но это пока. В плане  ZKM – осуществление гигантского проекта Томаса Сарацено, известного аргентинского утописта-мечтателя, заплетение паутиной внутреннего пространства одной из рекреаций центра. Его паутины и облака можно было увидеть в Берлине, можно и сейчас испробовать в Дюссельдорфе (трехэтажная конструкция из тросов на высоте пятого этажа). Но никто не хочет повторения, поэтому в данный момент идет интенсивное обсуждение, каким образом может быть реализована новая идея Сарацено - сеть из невидимых нитей, по которым могут гулять зрители. Из какого материала, какой толщины, какую нагрузку они должны выдерживать? Инженеры должны решать задачи, которые реальная рациональная жизнь им еще не ставила, но, возможно, в ближайшем будущем эти найденные решения будут востребованы для создания новых городов (на облаках, как мечтает Сарацено). 

Анна Думитриу / Anna Dumitriu «Коммуникационное бактериальное платье», 2011

Экзо-скелеты, использование 3D-печати в медицине

Все может быть. После выставки на этажах Центра медиатехнологий ничто не кажется невозможным, все видится достаточно пугающим... Но это пока. Когда наступит завтра, мы будем к нему уже готовы. Благодаря предсказаниям художников-утопистов или ученых, использующих чужой язык.

Нандита Кумар / Nandita Kumar „eLEmeNT: EaRTh“, 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий