Распутье
всегда можно грубо свети к двоякому выбору: налево или направо. В сказках есть
третий вариант, но на то они и сказки. У трендсеттеров в мире дизайна распутье на будущее представлено почти всегда четырехчастно, но ведь мухлюют, явно мухлюют в погоне за категоричной
гармонией и арифметической красотой. На самом деле выхода только два. Все
остальное - это производные и натяжки.
Так и в
кухне: либо мы стремимся есть, как космонавты, и готовить на кухне, как на
космической станции или НИИ-лаборатории, либо мы за подлинное,
исконное-посконное, стараемся имитировать вкус бабушкой приготовленных блюд на еще
тех аппаратах, девайсах и гаджетах, которых теперь в нашей кухне нет и в
помине. А имя им - русская печь, или тандыр, или голландская плита, или - как там по-итальянски?
Кухня наших
квартир, домов, коттеджей и вилл - это именно та, что "направо",
космическая. Она перестала быть комнатой, наполненной мебелью и инструментами/
приспособлениями для приготовления еды, хранения запасов и посуды. Нет. Наша кухня
превратилась в архитектуру: этажи полок и ящичков, лифты и поверхности, свет и
коммуникации – вот её составляющие. А ещё - встроенная и мобильная техника, как
довесок, которых в нашей современной кухне - миллион. Миксер, блендер, хлебопечка, яйце- и рисоварка, весь этот детский лепет прошлого века. В сегодняшней
космической «лаборатории» все возможные функции выполняет термомикс, кухонный всемогущий компьютер, но не только он,
впрочем. Так же и плита и микроволновка начинают все более приближаться к
заветной цели - управляемому через интернет всемогущему аппарату, и даже что-то
такое вытворяют с вакуумом (уже попробовали?). И холодильник спешит за ними, и еще бог знает какие
предметы обихода скоро бросятся вслед.
Это - наша
урбанистическая данность. Мы в ней живём, мы с нею работаем, мы почти
примирились. Но ведь так хочется подлинной еды - этой вкусной шершавости,
острых углов, пряных запахов, копоти и гари. Вот это - как раз-таки дорога
"налево", которая зовется в наших урбанистических кругах - "в
поисках утраченной аутентичности".
Самые
счастливые помнят настоящую еду благодаря отпечатавшимся в памяти
"картинкам" из детства: как бабушка вынимала из печи горшок с оладьями
в сметане, приносила на блюде горячий коктал (замаринованную с овощами рыбу, приготовленную прямо в
чешуе на открытом гриле/углях), как дедушка варил на костре уху и опускал в
кипящее варево дымящуюся головешку. Где эти печи, жаровни с углями, тренога для
котла? Музейные экспонаты в лучшем случае. Не менее счастливые из нас
встречаются с ремеслом во время поездок в отпуск. Не только и не столько в
музее, в котором заключенные инструменты / приборы / гаджеты не живут активной
жизнью, а, скорее, подвергаются консервации и сдаются в "архив"
человеческой памяти, что тоже неплохо. Мы рассматриваем старые печи, загадочную
посуду и утварь, ищем пояснений, напрягаем воображение, но не представляем.
Другое дело - музеи под открытым небом и традиционные ярмарки, фестивали еды и
игры-реконструкции исторического прошлого. Здесь есть где развернуться и
активизировать не только серые клетки, но и вкусовые рецепторы.
На территории
музеев-поселений оригинальное кухонное оборудование и утварь продолжают свой
труд и после "выхода на пенсию": мельница мелет муку раза два в
неделю специально для публики, в пекарне обученный сотрудник проводит для
желающих мастер-классы по выпечке хлеба. На популярных разных ярмарках работают
имитации, созданные по образу и подобию некогда существовавших: коптильня без
дисплея и выхода в интернет, пекарня на колёсах, вертел на цепях.
Есть спрос –
вот вам предложение. Неполный перечень: встроенный гриль есть в каждой
современной духовке и во многих микроволновых печах; переносной теппан яки
итальянского производства или встроенный прямо в плиту теппан яки немецкого
(оснащен температурными сенсорами!); некоторые духовки имеют режим подобный
русской печи; газовые плиты оснащены специальными горелками для приготовления настоящей
паэйи с подгоревшей корочкой (такое не получишь на индукционной плите!) или молниеносного
азиатского блюда в воке.
Достаточно? Нет,
мало и не совсем то – слишком технологично, безлико, слишком много стали и
тотально мало души. Как только появляется возможность, мы рвем наши отношения с
урбанизмом и выходим на свежий воздух, чтобы наполнить его дымом и запахом
шашлыка: мангал, дровяная печь, тандыр – все это возможно только на земле, во
дворе под открытым небом. Но индустрия и тут не отстает, на рынке появляются
многочисленные outdoor-кухни. Стальные блестящие агрегаты, выход в открытый
космос, садовая «станция «Мир». Они состоят из отдельных модулей –
барбекю-гриль, газовый гриль, газовая плита, мойка, расделочная поверхность.
Производители не могут успокоиться, они и здесь обещают нам неземной люксус –
стальные ящики с лифтами, элегантные краны, дренаж и сбор воды в подземный
контейнер – и опять превращают кухню, этот ремесленный «цех» по созданию
кулинарных шедевров, в архитектурный ансамбль.
И вот опять на
распутье, опять нам надо выбирать дорогу «налево», с надеждой обрести
утраченное аутентичное. На этот раз мы можем попытаться обойтись без индустрии,
наш выбор - «сделай сам». А тут – уж кто на что горазд. Возможностей масса – от
установки простого мангала в углу двора до строительства дополнительной внешней
кухни с дровяным грилем, печью, коптильней, разбивкой грядок с пряной зеленью и
многим другим.
HaJaTec® - Немецкая мануфактура, выпускающая гриль на дровах /
механизированный мангал, который был разработан Хармутом Йабсом, мясным
сомелье.
Röshults – Шведская компания, производящая элитную мебель, в том
числе стальные модульные outdoor-кухни
OutStanding – Датская фирма, производящая outdoor-кухни, разработанные мастером по металлу Джоном Ротом.
JOKODOMUS – Итальянская фирма (Южный Тироль) выпускает кухонную
мебель из металла и дерева для дома и сада, в том числе переносной гриль теппан
яки.
Текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий