17 нояб. 2016 г.

Таблица сложения модельера-дизайнера




Модельера мы видим на подиуме, выходящим среди одетых в придуманные им одежды моделей, раскланивающимся, принимающим цветы и комплименты - вроде директора цирка или театрального режиссера. Еще мы встречаем упоминания о нем / о ней в светской хронике гламурных изданий, замечаем на фотографиях среди знакомых знаменитых лиц. О ком это? Ну, например, о Вивьен Вествуд, Viktor&Rolf, Гальяно или Лагерфельде. Мы даже можем представить рабочие будни модного дома. Но вот начало? Зарождение карьеры, создание первых коллекций? Как и где это происходит? С трудом.


Ежегодно тысячи дизайнеров моды получают дипломы и покидают стены своих alma mater: в Лондоне и Париже, Антверпене и Арнеме, Маастрихте и Токио, Праге, Познани и других городах. Не каждый из них достигнет "олимпа" и становится узнаваемым для миллионов зрителей / читателей, но все они проходят подобную школу, методы обучения в которой имеют больше общего с преподаванием научных дисциплин, чем художественных, творческих практик.  Благодаря выставкам выпускников факультетов моды, которые часто проходят в рамках фестиваля дизайна, можно заглянуть на эту "кухню", увидеть "из какого сора" создаются новые коллекции, как "улице безъязыкой" предоставляется возможность красочно "высказаться" – в материалах, контурах и красках. 




Итак, особенности: каждый студент, прежде чем приступить к работе над моделями одежды, должен написать исследование и обосновать выбранную им тему, стиль, манеру. Ему необходимо собрать образцы уже существующего, так сказать, предтечи, истоки, вдохновения - это могут быть иллюстрации из модных журналов или снимки прохожих на улице, музейные экспонаты или фотографии с посещения модных дефиле. 




Он должен изучить материалы, их свойства, состав, задуматься о происхождении, об утилизации или легкости последующего уничтожения. Несколько страниц студенту придется уделить разработке формального языка - от простых форм, минималистского выражения идеи до реализации полного замысла. Каждый этап работы должен быть зафиксирован - не просто фотография, а стилистически завершенный образ, в котором фон и объект дополняют друг друга и помогают раскрыть смысл задуманного.



 Параллельно с теорией идея реализуется и на практике, в материале: на собственные деньги должны быть приобретены ткани, собственноручно раскроены, собственноручно пошиты. Кроме того, студент продумывает и демонстрацию, кто и под какую музыку будет показывать товар, то есть искусство, лицом. Вот именно – вплоть до выбора демонсрирующей коллекцию модели.



В качестве темы может рассматриваться природа, как в работах «Biophilic» голландки Laudy Verschuren (Arnhem Fashion Design) и в коллекции «Natural Thing Campaign» полячки Anna Dudzinska (лейбл Dudzinska, Варшава, Польша). Клеточные организмы, мембраны, плесень, мицелий, грибы – и шероховатая поверхность камней, вымытая водой древесина, песок. Другие выбирают социальные конфликты. Liesbeth Sterkenburg (Arnhem Fashion Design), в своем «Newstreet Expos» тематизирует уличные протесстные движения, а Marina van Dieren коллекцией «Disrupt Disturbance» – субкультуру, сосуществующие в «урбанистических джунглях» различные новообразованные племена.



Среди тем, фона, модного подтекста может оказаться архитектура (например, здание музея Гугенхайма в Нью-Йорке) или графический дизайн, математика, пятна Роршаха, ренгеновские снимки, прогноз погоды - перечисление можно продолжать бесконечно. Но самое удивительное, что чем выше на «олимп», тем более опосредованной становится исследовательская работа, тем чище окончательный результат, тем сложнее распознать, из «какого сора». Исключения (например, Вивьен Вествуд), как обычно, подтверждают правила.

Полезные ссылки:

Текст и фото: Елена Невердовская 
 



Комментариев нет:

Отправить комментарий