4 нояб. 2016 г.

Дизайн-образование: перманентный эксперимент


Студенты под руководством  Йитка Шкопова / Jitka Škopová
 Экспериментальные материалы и текстиль
UMPRUM. Высшая школа искусств, архитектуры и дизайна, Прага. Чехия


В академиях дизайна и на дизайн-ориентированных факультетах многих высших школ преподаватели уже давно перестали давать студентам простые задания: сделать стул или изобрести велосипед. Иногда, например, они требуют вывернуть тумбочку наизнанку или придумать новое целевое назначение старому шкафу. Но чаще всего темой становится экология и sustainability, второй термин принято переводить на русский как «устойчивое развитие», хотя это не совсем верно. Итак, современный преподаватель просит современного студента исследовать возможность создания пластмасс из растительного сырья или спроектировать функциональный объект из минимального количества исходных материалов; другой предлагает подумать над проблемами коммуникации между разными поколениями, третий задает в качестве темы «экологию мышления» - и понимай, как хочешь. Учащиеся не боятся трудностей, они тут же начинают up- или recycling, оборудуют целую лабораторию, где энергию дает солнце, а сырьем служит плесень, отходы бактерий, шкура стерляди и бычьи пузыри. Без современного оборудования, конечно же, не обходится: 3D принтер может печатать еду (фальшивого зайца) или искать новые функции для старой доброй керамической посуды, компьютерная графика ткется из вторсырья, а платы от старых винчестеров покрываются вышивкой крестиком, причем вышивать может и робот. Несколько актуальных примеров.

Студенты под руководством  Йитка Шкопова / Jitka Škopová
 Экспериментальные материалы и текстиль
UMPRUM. Высшая школа искусств, архитектуры и дизайна, Прага. Чехия

Что можно получить, если взять старый текстиль, продукты отхода текстильной индустрии, обработать их (обязательно без применения агрессивных химикалиев), а затем пустить на изготовления новых нитей? Создать новую ткань. Понятно, что ткань эта будет – отнюдь не для одежды, так как в сырье будут встречаться самые разные волокна. Но, допустим, на обивочную ткань для сидений в общественном транспорте этот новый продукт вполне может сгодиться. Функция рука об руку с формой: авторская мысль об анонимности использованных тряпок рождает особый рисунок: орнамент из мозаичных человечков, прячущих лица за масками. 

Луизе Воннебергер / Luise Wonneberger
Текстиль вторичной обработки (recycling)


Луизе Воннебергер / Luise Wonneberger
Текстиль вторичной обработки (recycling)

Луизе Воннебергер / Luise Wonneberger
Текстиль вторичной обработки (recycling)
Burg Giebichenstein. Высшая школа искусств Халле, Германия

Как уже говорилось выше, часто студенты получают задание поработать над созданием новых материалов. Результаты подобных опытов можно увидеть  на фестивалях дизайна (последний завершился недавно в Лондоне) или в рамках профильных салонов. Вариантов масса – искусственная целлюлоза, созданная бактериями на основе чая или апельсиновой корки; бумага из яблок, ткань из тыквы, ковер из паутинной нити, пластмасса из молока. Полученные материалы проверяются на прочность, эластичность, упругость, хрупкость, долговечность. И параллельно идет процесс осмысления действительности и роли человека в ней. Завоеватель или партнер, потребитель или творец.

Студенты под руководством  Йитка Шкопова / Jitka Škopová
 Экспериментальные материалы и текстиль
UMPRUM. Высшая школа искусств, архитектуры и дизайна, Прага. Чехия

Экспериментальное материаловедение
Университет искусств Фолькванг / Folkwang, Эссен, Германия

Студенты под руководством  Йитка Шкопова / Jitka Škopová
 Экспериментальные материалы и текстиль
UMPRUM. Высшая школа искусств, архитектуры и дизайна, Прага. Чехия
Экспериментальное материаловедение
Университет искусств Фолькванг / Folkwang, Эссен, Германия

Текстиль – согревающий и защищающий, изолирующий и отделяющий, украшающий и передающий информацию. В последнем случае функция может быть расширена за счет использования чужеродных материалов или объектов. Текстиль, как банк данных, как запись о событиях, явлениях, как каталог веществ: включение в декор древесной щепы, отходов металлического производства – плат, иголок, колец, частей растений, костей и камней.

Экспериментальный текстиль
Академия изобразительных искусств имени Владислава Стржеминского / Strzeminski Academy of Fine Arts, Лодзь, Польша

Экспериментальный текстиль
Академия изобразительных искусств имени Владислава Стржеминского / Strzeminski Academy of Fine Arts, Лодзь, Польша

Экспериментальный текстиль
Академия изобразительных искусств имени Владислава Стржеминского / Strzeminski Academy of Fine Arts, Лодзь, Польша

Экспериментальный текстиль
Академия изобразительных искусств имени Владислава Стржеминского / Strzeminski Academy of Fine Arts, Лодзь, Польша

Как может выглядеть улей для нового городского пасечника, который можно установить на балконе или на крыше? Как облегчить его использование, повысить устойчивость к условиям окружающей среды и долговечность? В новой разработке – ответ. Во-первых, система из отдельных модулей, где заменить можно будет каждую деталь. Во-вторых, новый материал – композит из натуральной пробки и полимера, легкий и прочный, с высоким коэффициэнтом тепло- и звукоизоляции. Последний этаж улья – одновременно сборник дождевой воды, горшок для цветов. 
Мария Эммрих / Maria Emmrich
Эргономический улей Manufaktur Eins
Высшая школа дизайна Визмар, Германия

Мария Эммрих / Maria Emmrich
Эргономический улей Manufaktur Eins
Высшая школа дизайна Визмар, Германия

Мария Эммрих / Maria Emmrich
Эргономический улей Manufaktur Eins
Высшая школа дизайна Визмар, Германия


Визуальное выражение идеи кибердревесины представляют собой необычные флэшки, блоки памяти, сделанные из веточек и заканчивающиеся USB-разъемом. На самом деле, главное применение подобного материала, называемого «жидкой древесиной» - узлы креплений для многофункциональных рам. Жидкая древесина – вид биопластика, который производится из отходов деревообрабатывающей промышленности. Замена им конвенционального пластика при изготовлении мебели – это упрощение процесса последующей утилизации объекта, превращающегося в целиком компостируемый или утилизуемый предмет. 

Тобиас Релль / Tobias Rell
Connecting Wood (кибер-древесина)
Burg Giebichenstein. Высшая школа искусств Халле, Германия

Тобиас Релль / Tobias Rell
Connecting Wood (кибер-древесина)
Burg Giebichenstein. Высшая школа искусств Халле, Германия

Тобиас Релль / Tobias Rell
Connecting Wood (кибер-древесина)
Burg Giebichenstein. Высшая школа искусств Халле, Германия

На примере керамической коллекции, форма которой задана бумажной оригами-техникой, и кожанной пэчворк-сумки можно проследить, как ставится и решается задача использовать только восстановимые ресурсы, а также минимизировать число используемых материалов и, по возможности, отходов производств. Большой дизайнерской «мысли» можно и не обнаружить в этих предметах, но ремесленная сделанность объектов, их простота подкупают. 

Тереза фон Боделшвинг / Teresa von Bodelschwingh
Коллекция керамики

Маргит Каспер / Margit Kasper
Сумка из кожи
Академия дизайна HWK, Мюнстер, Германия
 
Тереза фон Боделшвинг / Teresa von Bodelschwingh
Коллекция керамики
Маргит Каспер / Margit Kasper
Сумка из кожи
Академия дизайна HWK, Мюнстер, Германия

Текст и фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий