The National Military Museum |
Иметь сына - это значит любить футбол, уметь считать
по-китайски до десяти (кун фу), знать названия ката (карате), интересоваться
военной историей, оружием, техникой. И быть готовой посетить национальный
военный музей - и даже не родной страны, а с "военной" точки зрения
мало не воспринимаемой, а именно - Голландии.
The National Military Museum |
На
территории бывшего военного аэродрома, построенного в 1913 году, 100 лет позже,
а именно в декабре 2014, был открыт новый музей военной истории страны и
военной техники. Мотивация для посещения в цифрах выглядела так: на площади в
35 тысяч квадратных метров представлены около 500 объектов (в том числе 19
самолетов), состоявших некогда на службе, самый тяжелый из экспонатов музея
весит 60 тонн. Мотивация без цифр: много фильмов и интерактивных объектов,
симуляторов и компьютерных игр. Минимальное время для посещения - 2,5 часа. Что
сказать? Убедительно.
The National Military Museum |
The National Military Museum |
Ожидания
обмануты не были. Правда, указанное в анонсе время было потрачено исключительно
на посещение "чёрного куба" - экспозиции, посвященной военной
истории и взаимоотношениям армии и общества. На коллекцию, собственно, военной
техники - орудий, танков, бронемашин, самолетов, - а тем более, на огромный
парк с
выставленными в нем объектами времени оставалось немного.
Но представленная на
суд зрителей коллекция - это всегда ряд объектов и подписей к ним.
Фантазии кураторов и архитекторов здесь сильно не развернуться, что, впрочем, -
и не обязательно: японский танк (редкий в европейских коллекциях) или
превращенный в решето американский, собачья упряжка с пулеметом модели 1915
года или французский самолет Farman весом
меньше 400 кг – они говорят сами за себя.
The National Military Museum |
The National Military Museum |
"Черный куб", этот ряд
отдельных залов-экспозиций, напротив - плод глубоких раздумий музейщиков, верх
айсберга собранной и обработанной историками информации, результат
мозгового штурма архитекторов и дизайнеров, работы видеорежиссеров,
разработчиков компьютерных игр и многих других. Посетитель в "Черном кубе"
не предоставлен самому себе, его ведут, направляя желтыми стрелочками по
черному паркету, его внимание концентрируют на необходимом, его зрительный
нерв, его слух заставляют работать по полной, возбуждая, ошарашивая, взрывая
новыми впечатлениями, его мозги форматируют заново.
Каждый из
семи тематических залов оформлен особым образом: Нидерланды (история страны),
военные силы (история отдельных видов войск - пехоты, кавалерии, воздушных сил,
военной полиции и др), оружейная палата, солдаты, войны, общество, будущее.
Первый и второй выглядят вполне традиционно.
The National Military Museum. Зал "Оружейная Палата" |
The National Military Museum.Зал "Оружейная Палата" |
Но в третьем - оружейной палате -
перекрывает дыхание. Интерьер напоминает собой одновременно эрмитажную парадную
галерею 1812-го года и роскошно украшенный дворец китайского воина-императора:
портреты полководцев и батальные полотна в эрмитажной плотной развеске и
гигантские мандалы, сделанные из холодного и огнестрельного оружия.
The National Military Museum.Зал "Оружейная Палата" |
The National Military Museum.Зал "Оружейная Палата" |
Цвет стен и
обмундирования, рисунок орнаментов, блеск оружия и доспехов из витрин - все
моментально отпечатывается на сетчатке. Четвертый зал напоминает офисный
- в нем выставлены отдельные кабины-ячейки, в каждой из которых
транслируется фильм-интервью - сегодняшние солдаты рассказывают о своей судьбе,
о собственной мотивации выбора армейской профессии; по периметру расположены
боксы, рассказывающие об отдельных судьбах военных из далекого и
недавнего прошлого. Это абсолютно другой подход, в чем-то женский, -
рассказывать об эпохальных событиях посредством частных историй.
The National Military Museum. Зал "Солдаты" |
Номер
унтерофицера Бортмана, найденная во время раскопок Ватерлоо. Таблички с
номерами носили, прикрепленными к форме, они служили для идентификации тел
погибших
|
Вот с этого
момента начинается "переформатирование" сознания. Становится ясно,
каким мы привыкли видеть национальный военный музей до сих пор - как панегирик,
как чистое славословие, как хронику перманентных побед "хороших нас"
над "плохими другими", перемежаемую обидными поражениями и жертвами
во имя, которые не жертвы вовсе, но - герои.
The National Military Museum. Японский флаг с пожеланиями, как – «не думай о возвращении» или «вечный бой», найденный у разбившегося в Австралии пилота-камикадзе |
The National Military Museum. Флаг индонезийских повстанцев провинции Ачех, объявивших колонизаторам-голландцам джихад. Они вели «священную войну» с 1873 по 1914 год. |
The National Military Museum.
Эти сандалии
носил капитан Груневеген во время плена в военном японском лагере (1942 – 1945)
|
И тут нас сталкивают с
необходимостью ответить на неприятные вопросы: "а вот ведущий успешные
военные кампании в колонизованной Голландией Новой Гвинеи и расстреливающий
мирное/немирное население без суда и следствия, он кто? Герой или
преступник?" И с необходимостью задуматься о чужой мотивации: "когда
я начинаю скучать в обыденной жизни, я уезжаю на очередную войну, например, в
Ливию"… И это продолжается в следующем, посвященной войнам, в которых участвовала
Голландия, зале. Пространство разделено пополам. На одной половине экспонаты,
рассказывающие историю войн, происходящих в Европе. От 80-летней войны против влассти
испанской короны за независимость Голландии, до Второй мировой. Причем,
рассказывая о последней войне, музей не замалчивает и негативного:
националистической партии Нидерландов, сотрудничества с нацистской Германией,
истории пленных офицеров и солдат. В витринах - их дневники, зарисовки,
сделанные в лагерях для пленных, есть даже шлепанцы, которые носил пленный
офицер, следящий за порядком среди заключенных как старший и самый опытный. На
второй половине - история колонизации чужих территорий, так называемой
Восточной Индии (сейчас это Индонезия), Новой Гвинеи и других.
The National Military Museum. Эмблемы военных операция, которые голландская армия вела в колониях во второй половине 20-го века |
The National Military Museum. индонезийская армия TNI (190 тыс. Человек) сражалась против нидерландской (200 тыс.), избегая открытых сражений, предпочитая партизанские действия. 1945 -1950. |
И хроника
деколонизации - освободительных войн второй половины 20-го века. Представлена
статистика: на несколько тысяч погибших в боях голландских солдатов приходилось
около сотни тысяч повстанцев и местных жителей. Показаны флаги новогвинейских и
индонезийских партизан. И эмблемы военных операций, в которых участвовали
солдаты. Намного больше, чем в предыдущих войнах. И ни комментария о воинской
славе или личном героизме, но много о профессии.
The National Military Museum. Зал "Общество" |
The National Military Museum.
Голландский
вариант плаката «А ты записался добровольдцем?» Речь, правда, о войне в
колониях
|
Зал
"Общество" также тематизирует этот момент: на стенах представлены
плакаты, с помощью которых вербовали в профессиональную армию НАТО, и дальше -
графические воззвания пацифистов 70-х годов, протестующих против ядерного
вооружения и военных методов решения конфликтов. И все это над маленьким
игрушечным миром домов с освещенными окнами, тихих улиц - макет реальности,
передающий хрупкость и незащищенность обыденной жизни.
The National Military Museum. Антивоенный плакат «Разоружайтесь!» |
The National Military Museum. Зал "Общество" |
Хрупкость планеты как общего
дома, демонстрирует видеоинсталляция в последнем зале "Будущее". Это
эпилог экспозиции - никаких визионерских предположений, никаких эскизов смерть несущих
машин, никаких фантастических чертежей лазерных установок. Все, что до этого
момента выдумано, уже достаточно, чтобы разрушить мир.
The National Military Museum. Зал "Будущее" |
Конечно,
предположительного времени осмотра 2,5 часа могло бы и хватить посетителю.
Только если посетитель - девочка или женщина. Они успели бы и парк осмотреть.
Но если посетитель мужчина или мальчик, то он надолго застревает в последнем
зале музея, куда приводит настойчивым образом желтая стрелка на бетонном полу,
- пространство Xplore, где ничего не показывают, но все объясняют и дают
потрогать и поиграть. Проверить на прочность кольчугу, вести огонь из башни
танка или управлять самолетом, например.
The National Military Museum. Сосуд для пороха одного из полков голландской армии, 18 век |
The National Military Museum.
Подошва римского
солдата, 1 -2 век нашей эры.
|
The National Military Museum
текст и фото: Елена Невердовская
Комментариев нет:
Отправить комментарий