7 мар. 2013 г.

Открытая калитка в нетайный сад



сад доктора Хюбберса

В начале 80-х годов в Германии, почти на границе с Голландией, там где знаменитый Рейн распадается на многочисленные рукава и теряет свое название, началось движение на возрождение культуры небольших частных садов. Почему именно здесь? Одной из причин явилась близость Голландии с ее необыкновенными садами, другой – характерный для местности мягкий климат, кроме того – преимущественно сельский, а не городской тип поселений. В 1998 году владельцы садов основали инициативу «Открытые садовые ворота», дающую возможность садоводам время от времени «приподнимать занавес» и представлять на суд зрителей свое многолетнее творение.
В зависимости от характера растений владелец сада сам устанавливает в дни, в которые его сад может быть открыт для публичного посещения. За умеренную плату – в настоящее время взрослый платит 3 евро за вход. Благодаря «открытым садовым воротам» нам и удалось в первые выходные дни апреля заглянуть не в один «чужой» сад и познакомиться с их создателями.
Апрель. 2011
сад доктора Хюбберса

  Доктор золотые руки, зеленые пальцы

«Вот здесь, под этими соснами – мои дети, гибриды кальмий, рододендронов, азалий. Собственный сын у меня один. Не знаю, кто из детей доставляет мне меньше хлопот. Наверное, сын – он старше. Тоже врач, работает в Мюнхене» 

Доктор Карлхайнц Хюбберс

Доктор Хюбберс (1942 р.), по профессии врач, начал превращать полученный в наследство от родителей-фермеров участок и сад в своего рода дендрарий в 1981 году. Его привлекало коллекционирование редких пород деревьев и кустарников. Сначала это были рододендроны, затем – камелии. К 1984 году коллекция камелий насчитывала уже более 200 сортов, но две суровые зимы, последовавшие одна за другой, погубили большинство экземпляров. В 1986 году Карл-Хайнц Хюбберс заинтересовался кальмиями – вечнозелеными цветущими кустарниками, родом из американских Аппалачей, которые способны переносить морозы ниже 30 градусов. Он приобрел в Англии и в Голландии два различных сорта. Со следующего года врач начал собственные селекционные эксперименты: в настоящее время он вырастил уже десятки новых гибридов. 
Сад доктора Хюбберса

Сад доктора Хюбберса. Дикие рододендроны

В том же 1986 году доктор Хюбберс приобрел еще один участок, где в свободное от работы время, во время отпусков с нуля разбил собственный парк: посадил сосны, лиственницы и сейквойи (сейчас диаметр ствола 30-летнего дерева секвойи достигает 60-70 см), азалии и рододендроны. Его жена тоже приложила руку к созданию образа парка. 

Сад доктора Хюбберса

Сад доктора Хюбберса
Она высадила внизу, под деревьями, папоротники и многолетние цветы. Каждую осень в течение многих лет Лачмин Хюбберс заботится о том, чтобы весной расцветали тюльпаны и нарциссы, - очень непростая задача, ведь общая площадь сада насчитывает на сегодняшний день почти 6000 кв. метров.  Каждое дерево и кустарник в этом частном парке маркировано табличкой, как в ботаническом саду, среди луковичных растений и трав – тоже немало раритетов.
Сад доктора Хюбберса

Пять лет назад Карл-Хайнц Хюбберс вышел на пенсию и занялся, практически, профессионально селекционированием новых сортов кальмий и других вечнозеленых цветущих кустарников: «Вырастить кальмии из семени или черенка – если не невозможно, то очень сложно. Все происходит иначе, на клеточном уровне, in vitro, в пробирке –как в операционной: в халате, колпаке и марлевой повязке, в перчатках, с мензурками, стеклянными плошками, искуственным светом. Сначала я пытался сотрудничать с немецкими фирмами, но никто из них не добился «промышленного» успеха. И только сейчас налажено производство кальмий – благодаря польской лаборатории Тадеуша Кузибаба (Краков). Это растение как нельзя лучше приспособлено к суровому российскому климату, на мой взгляд, самое время русским садовникам заинтересоваться кальмиями". 
"К сожалению, они еще не цветут, Вам стоит еще раз приехать – на этот раз, в конце мая».
Может быть, мы и поедем посмотреть на знаменитые кальмии. В конце мая".
Сад доктора Хюбберса


Парк можно увидеть здесь:
О кальмиях узнать на этом сайте:

 Сад и дом. Пространство для жизни

Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

«В голом перфекционизме не может быть гармонии, всегда должна должна проявляться неправильность, ассиметрия, легкое нарушение стиля, сбой ритма: как в той мозаике ... на стене за окном. Видите, отсутствие симметрии в орнаменте создает эффект движения»

Манфред Люценц
Когда мы доехали до второго сада, начался дождь. Один из владельцев – Клаус Бендер (1953 р.), пастор протестантсткой церкви, - встретил нас у входа, выдал план сада и посоветовал, каким марштрутом надо идти. В этом саду не надо было знакомиться с каждым растением – авторская задача его устроителей была другой. Целью для посещения могла стать панорама, вид сверху с пригорка, пейзаж, открывающийся снизу от пруда, деталь сада в конце дорожки, ваза с тюльпанами или гиацинтами, стена дома, старый колодец. Но главное – нарциссы.

«Когда-то это был обычный крестьянский дом, двор и сад, в котором растили фрукты и овощи и держали трех коров. Затем участок земли с домом унаследовал от своих родителей мой друг Манфред», - объяснил нам пастор Бендер.
Тогда они с другом Манфредом Люценцом (1948 р.), школьным учителем, захотели все изменить, превратить фермерское хозяйство в цветущий сад, в произведение искусства. Для вдохновения и в поисках идей молодые люди отправились в поездку по Голландии, Бельгии, Англии и во Францию. 
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Они посещали сады различных стилей, оценивали, что сами могли бы сделать на своей земле. И вот результат - сад, расположенный на площади 4000 кв метров, впечатляющая комбинация различных небольших «садов» - английского коттеджного садика и английского пейзажного парка, регулярного французского с элементами из Прованса, голландского художественно-оформленного огорода. 
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Чуть позже, когда нас из-за усилившегося дождя пригласили в дом, Манфред Люценц ответил на вопрос, откуда вообще у сельских молодых людей появилась идея разбить сад. Реализация детской мечты.
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

В юности им повезло водить дружбу с одной образованной и весьма состоятельной дамой, живущей по соседству. У дамы был огромный сад, скорее даже парк, и дом, полный произведений искусств, и – что немаловажно – страсть к педагогике. Она часто приглашала в гости своих молодых соседей и каждый раз простое посещение превращалось в семинар по садоводству или лекцию по философии. Когда молодые люди получили наследство, то первой их идеей было сделать «белый сад» - как у Вирджинии Вулф. За советом они обратились к своей соседке и учителю. Она не только помогла советом, но и дала адреса частных садов в других странах и снабдила рекомендациями. Она преподнесла им и практический урок: не позволила использовать при создании пруда экскаватор. Тяжелая техника разрушает все строение почвы, не только верхние слои, которые можно заменить, но и глубинные, - объяснила «учительница». Послушные ученики копали пруд с помощью мотыг и лопат.  Следующим этапом в обучении была проверка на прочность. Соседка рассказала, что глина, которая должна образовавыть дно пруда, - должна быть абсолютно без камней. В течение двух недель парни протирали глину через сито. И только после того, как пруд был создан, узнали, что можно было использовать просто песок.
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

«В 2002 году мы снесли старый крестьянский дом моих родителей. И точно на его фундаменте построили новый дом – но из старых материалов. В Бельгии и Голландии, Германии торговля старыми строительными материалами в настоящее время процветает. Приходилось все возить на тачке – чтобы не навредить саду», - пояснил Манфред Люценц. 
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

«Долгое время мы не знали, как оформить терассу за домом. Постепенно пришли к мысли, что можно сделать коллаж из всех собранных материалов. И вот сейчас один из моих бывших учеников складывает по эскизам терассу из старых китайских жерновов, камней и плит. Осталось подобрать под нее мебель – очень трудная задача. Ведь дом и сад – это единство. Каждая вещь, каждое растение должны быть на своем месте, дополнять общую картину, иногда добавлять акцент. Этому и учила нас наша старшая приятельница. Это и была наша детская мечта: иметь сад для жизни, который бы радовал нас сменой цвета, настроений, форм. Иметь дом, полный гармонично подобранных вещей и произведений искусства. Сейчас мы так и живем».
Сад Клауса Бендера и Мартина Люценца

Чтобы подтвердить его слова не требовалось даже подниматься из-за стола:
каждое окно в доме было рамой, заключающий живой садовый пейзаж.
Натюрморт, который составили неслучайные предметы на столе, напоминал малых голландцев. Каменная столешница, серебрянные подставки, тюльпаны в стеклянной вазе, английский фарфор, сморщенное яблоко в оловянной тарелке.
В проеме висел Пикассо, обнаруженный в одном из французских замков.

Их сад можно увидеть тут

Комментариев нет:

Отправить комментарий