7 дек. 2016 г.

Искусство замечать время


Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

Мартен Бас, 12 Times. Вот и гадай, что он имел ввиду. То ли двенадцать времён, то ли двенадцать раз. На самом деле – это название одной инсталляции на персональной выставке дизайнера в Эйндховене (во время DDW2016), посвящённая времени: двенадцать будок, в которых законсервировано некое представление о времени. 

Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская
Архив; вахта; брошенная лаборатория; комната с мебелью из семидесятых - не винтаж, но вышедшее из моды барахло; старик, смотрящий телевизор; женщина бальзаковского возраста в одиночетве празднующая день рождения - с шариками и серпантином". А в центре всего этого - как ось со стрелками - цилиндрический объект "Fleeting" голландского дизайнера Гейса ван Бона, машина выписывающая текст в виде бесконечной строчки в жидком латексе, который тут же разрушается, превращаясь в бессмысленные разводы. 

Gijs van Bon. "Fleeting"
Wet latex paint, ink cartridge, electronics/motors etc.
Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская
Такая вот меланхолия. Это время, которого ровно 12-ти частям, отрезкам, капсулам жизни. Дизайнер, переступивший границу функционального и вторгшийся в зону искусства. И ещё в зону философии, а может, и математики и физики.

Maarten Baas by Anton Corbijn


Он вторгся - и столкнул меня вслед за собой. И я повелась на его размышления, стала задумываться о часах, о том, что они отмеряют: «Just about now» Maarten Baas, кофейная ложка песка равна одной минуте, - часы, представляющие собой сложный механизм с гонгом. Заканчивается песок, молоток ударяет в тарелку, становится ясно, что время прошло. Вот сколько? Сколько воды утекло? Или сколько песка пересыпалось? 

«Just about now» Maarten Baas
Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

"Мы замечаем не ход времени, а только изменения состояния", - вспомнились слова, которые швейцарский писатель Мартин Сутер вложил в уста герою романа "Die Zeit, die Zeit…", старику, виноватому в смерти жены и мечтавшему вернуть её с помощью эксперимента со временем. Иллюстрацией этой мысли и были два видео Мартена Баса, на одном из которых уборщицы передвигали швабрами выложенные из мусора стрелки, а три землекопа перекидывали землю - на другом.

Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

"Времени нет", - заметил персонаж Сутера. " Есть масса способов замечать его", - мог бы ответить ему Бас. Возражение? Это вряд ли. Согласие - тоже нет, иначе, зачем же праздновать такой нелепый юбилей, да ещё таким меланхолическим образом.

Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

И снова цирк. Рядом с "12 Times" в палатке шапито были расставлены столы и дизайнерские стулья, развешены гирлянды, фонарики и воздушные шары, рассыпан конфетти, а вокруг всей этой красочной роскоши - ограждение "вход воспрещён". Нет, это не вечеринка без гостей, гости, купившие правильные билеты, предполагались каждый вечер, но - застывший праздник, "остановись мгновение", печальная точка.


«The melancholic nature of relics» Nel Verbeke. 
Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

Может быть, это не входило в расчёт дизайнера, но так получилось: никакого звона бокалов, никаких изменений на столе,
  рисунок конфетти на полу ненарушаем ничьей ногой, а значит - есть только настоящий момент, без прошлого и настоящего. И времени жернова не мелют.
Персонаж Мартина Сутера был занят именно этим - дотошным буквальным восстановлением обстановки одного дня двадцатилетней давности по черно-белым фотографиям. Кусты и деревья, которые подросли, он заменял на более юные, перекрашивал дома, рисовал на стенах старые трещины, расставлял вдоль тротуара старые машины. Идея заключалась в том, что если изменений нет, то и время не существует, а значит его жена жива и он снова увидит её за плетением кружев в кресле у окна. 

Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

Старомодная жилая комната - а не одна ли это из будок "12 времён"? Старый вдовец, как вахтер, охраняющий мир от посторонних вторжений. Женщина, не праздновавшпя двадцать дней рождений после собственной смерти, береза, растущая наоборот. 
Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская


Возможно, не удивительно, а вполне закономерно, что дизайнеры занялись материализацией отсчёта времени именно сейчас, когда часы чаще всего отображаются светящими цифрами на дисплее какого-нибудь устройства, ощущение времени если не совсем утрачено, то основательно искажено. Чтобы несколько исправить эту ситуацию они снова, как в доброе старое время, выбрали песок в качестве меры, а ещё воду, камень, уголь, шерсть и огонь. Работы некоторых из них и собрал Мартен Бас на собственной
  выставке в Эйндховене, не потрудившись при этом объяснить посетителю свой концепт. Что закономерно: дизайнер на чужой территории искусства и не обязан никому ничего объяснять.

Экспозиция выставки.
Maarten Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена Невердовская

Комментариев нет:

Отправить комментарий