![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Мартен Бас, 12 Times. Вот и гадай, что он имел ввиду. То ли двенадцать времён, то ли двенадцать
раз. На самом деле – это название одной инсталляции на персональной выставке дизайнера
в Эйндховене (во время DDW2016), посвящённая времени: двенадцать будок, в которых
законсервировано некое представление о времени.
![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Архив; вахта; брошенная
лаборатория; комната с мебелью из семидесятых - не винтаж, но вышедшее из моды
барахло; старик, смотрящий телевизор; женщина бальзаковского возраста в
одиночетве празднующая день рождения - с шариками и серпантином". А в
центре всего этого - как ось со стрелками - цилиндрический объект "Fleeting" голландского дизайнера Гейса ван Бона, машина
выписывающая текст в виде бесконечной строчки в жидком латексе, который тут же
разрушается, превращаясь в бессмысленные разводы.
![]() |
Gijs
van Bon. "Fleeting"
Wet latex paint, ink cartridge, electronics/motors etc.
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Такая вот меланхолия. Это время, которого ровно 12-ти частям, отрезкам,
капсулам жизни. Дизайнер, переступивший границу функционального и вторгшийся в
зону искусства. И ещё в зону философии, а может, и математики и физики.
![]() |
Maarten Baas by Anton Corbijn |
Он вторгся - и столкнул меня вслед за собой. И я повелась на его размышления, стала задумываться о часах, о том, что они отмеряют: «Just about now» Maarten Baas, кофейная ложка песка равна одной минуте, - часы, представляющие собой сложный механизм с гонгом. Заканчивается песок, молоток ударяет в тарелку, становится ясно, что время прошло. Вот сколько? Сколько воды утекло? Или сколько песка пересыпалось?
![]() |
«Just about now» Maarten Baas
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
"Мы замечаем не ход времени, а только изменения состояния", -
вспомнились слова, которые швейцарский писатель Мартин Сутер вложил в уста
герою романа "Die Zeit, die Zeit…", старику, виноватому в смерти жены и мечтавшему
вернуть её с помощью эксперимента со временем. Иллюстрацией этой мысли и были
два видео Мартена Баса, на одном из которых уборщицы передвигали швабрами
выложенные из мусора стрелки, а три землекопа перекидывали землю - на другом.
![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
"Времени нет", - заметил персонаж Сутера.
" Есть масса способов замечать его", - мог бы ответить ему Бас.
Возражение? Это вряд ли. Согласие - тоже нет, иначе, зачем же праздновать такой
нелепый юбилей, да ещё таким меланхолическим образом.
![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
И снова цирк. Рядом с "12 Times" в палатке шапито были расставлены столы и
дизайнерские стулья, развешены гирлянды, фонарики и воздушные шары, рассыпан
конфетти, а вокруг всей этой красочной роскоши - ограждение "вход
воспрещён". Нет, это не вечеринка без гостей, гости, купившие правильные
билеты, предполагались каждый вечер, но - застывший праздник, "остановись
мгновение", печальная точка.
![]() |
«The melancholic nature of relics» Nel Verbeke.
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Может быть, это не входило в расчёт дизайнера, но так получилось: никакого звона бокалов, никаких изменений на столе, рисунок конфетти на полу ненарушаем ничьей ногой, а значит - есть только настоящий момент, без прошлого и настоящего. И времени жернова не мелют.
Персонаж Мартина Сутера был занят именно этим - дотошным буквальным восстановлением обстановки одного дня двадцатилетней давности по черно-белым фотографиям. Кусты и деревья, которые подросли, он заменял на более юные, перекрашивал дома, рисовал на стенах старые трещины, расставлял вдоль тротуара старые машины. Идея заключалась в том, что если изменений нет, то и время не существует, а значит его жена жива и он снова увидит её за плетением кружев в кресле у окна.
![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Старомодная жилая комната - а не одна ли это из будок "12 времён"? Старый вдовец, как вахтер, охраняющий мир от посторонних вторжений. Женщина, не праздновавшпя двадцать дней рождений после собственной смерти, береза, растущая наоборот.
![]() |
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Возможно, не удивительно, а вполне закономерно, что дизайнеры занялись материализацией отсчёта времени именно сейчас, когда часы чаще всего отображаются светящими цифрами на дисплее какого-нибудь устройства, ощущение времени если не совсем утрачено, то основательно искажено. Чтобы несколько исправить эту ситуацию они снова, как в доброе старое время, выбрали песок в качестве меры, а ещё воду, камень, уголь, шерсть и огонь. Работы некоторых из них и собрал Мартен Бас на собственной выставке в Эйндховене, не потрудившись при этом объяснить посетителю свой концепт. Что закономерно: дизайнер на чужой территории искусства и не обязан никому ничего объяснять.
![]() |
Экспозиция выставки.
Maarten
Baas. Exhibition „12 Times“. DDW2016. Фото: Елена
Невердовская
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий