3 февр. 2017 г.

Американец в Европе. Дом Тодда Брейчера

12 -летний Т. В. Спивет тайно покидает дом, чтобы попасть в Смитсоновский институт в Вашингтоне, где ему, вундеркинду, должны вручить награду за достижения в науке (не полагая, что лауреат - ребенок). 12-летний Т. В. Спивет пакует чемодан: записные книжки и карты, нужные справочники и теоретические фолианты, телескоп, микроскоп, курвиметр, скелет воробья. К чему это здесь? А к тому, что очередным участником проекта "Das Haus" (imm cologne, Кельн, январь 2017) стал американский дизайнер Тодд Брэйчер (Todd Bracher), построенный которым дом выглядит, как трехмерная иллюстрация романа Рейфа Ларсона "Невероятное путешествие мистера Спивета" / "The Selected Works T. S. Spivet". И это единственное, в моих глазах, что может примирить с представленной на интерьерной "сцене" кельнской мебельной выставки новой концепцией жилья.

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Объединенные одной крышей два помещения - это своего рода гигантский чемодан взрослого "
Спивета", где в меньшем / темном / укромном, собрано все, что попадает под гриф "релаксация / отключение / отдых", а в большем - связанное с работой / получением знаний / деятельностью натуралиста / страстью собирателя / развивающей игрой. Вплоть, хотелось сказать, до скелета воробья. Но нет, не скелета - а препарированных бабочек и нескольких чучел птиц и зверей. Чучела необходимы как учебное пособие для детей, - пояснил на презентации своего дома Тодд Брэйчер, - чтобы они знали, как животные выглядят в реальности, а не только в анимационных фильмах.

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski


Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski


Экранов нет - все материально: на стеллажах расставлены вещества, продукты, предметы. Корнеплоды, мука, спагетти и хлеб, например. И еще, кроме чучел, - засушенные растения, старые экциклопедии с гравюрами вместо фотографий (совсем, как в книге про Спивета!). Большая комната напоминает один из множества музеев Смитсоновского университета, где даже искусство - вещь или предмет, объект для того, чтобы померить алгеброй гармонию.
Есть ли гармония в доме Брейчера? Возможно, если в качестве гармонии понимать строгое следование стилю. Стиль выдержан - никаких эмоций, все сверхрационально. Труба - она только труба, только часть водопроводной сети. 

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Их несколько в доме - одна увенчивает длинный стол (рабочий / обеденный, стол Grand Douglas, дизайн Dinesen; кран 59OH, дизайн Vola), вторая вынесена за пределы дома, это наружный душ (Pipe, дизайн Марсель Вандерс для Boffi), предлагающий жителю мыться под открытым небом. Ведь тело, еще не ставшее объектом хранения / изучения, нуждается в гигиеническом уходе, и лучше, если это происходит, по мнению дизайнера, во время единения с природой. Из труб состоят и другие вещи - например, торшер (Lia, дизайн Тодда Брейчера для Ceccotti Collezione), или стулья (Alodia, дизайн Тодда Брейчера для Cappellini ) - тело может на них ненадолго приземлиться, выполнить какие-то действия, быстро поглотить пищу, нарисовать эскиз в компьютерной программе, написать техническую записку, но вот сидеть часами, разговаривая с друзьями? 

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Наслаждаться вкусом, светом, атмосферой? - не вариант. Окон нет, но все стены в большой комнате сделаны из мембран (слегка пропускающий свет и оптическую информацию текстиль, специальная редакция фирмы Baumann). В остальном - полное отсутствие тканей в интерьере: никакой мягкой мебели, подушек, штор, пледов, ширм. Пространство победившего рацио, поле деятельности. Спальня, которой, кстати, нет - не исключение. Есть комната для медитаций, она настолько темна, что в ней нельзя увидеть, но можно только угадать один предмет – имзовский шезлонг ES106 (Vitra). Луна над головой не в счет, она не мебель, не светильник, но - умозрительный объект (Moon, David Groppi).

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski

Дом
Тодда Брейчера, повзрослевшего "Спивета" с портативным скелетом воробья в чемоданчике - это очень американский проект. Пусть говорят, что в творчестве дизайнера заметно влияние европейских дизайнерских школ, - формально, это так. По продуктам Брейчера настолькой лампе Dome Lamp (Mater), стулу, вазам Flora (Georg Jensen), Vas (italesse.it) - можно проследить путь его образования: датскую дизайнерскую в Копенгагене, работу у англичанина Тома Диксона. Но это, скорее, относится к изобразительному языку, конструкции, оболочке вещей. Потому что за ней не встает традиция, не толпятся ассоциации, аллюзии и цитаты, как это происходит всегда, когда мы наблюдаем за творчеством английских, скандинавских, индийских или китайских авторов. В результате из предметов мебели, аксессуаров, коллекционных артефактов (среди которых нет, например, произведений искусства или вещей, имеющих смысл только в качестве эстетического "довеска" в его жилой истории) получился такой исключительно американский внеисторический интерьер, или если еще категоричнее выразиться, интерьер-бастард, удивительным образом, даже и намеком не касающийся собственного восточно-американского прошлого (корней дизайнера – его отец работал плотником в Нью-Йорке). Но в каком-то смысле - отсылающего к выдуманному Рейфом Ларсеном миру американского запада, даже не побережья, а – безлюдных прерий.

Das Haus, Todd Bracher, imm cologne 2017. Foto: Elena Newerdowski


И опять вспоминается ранчо персонажей "Невероятного путешествия мистера Спивета"  на Диком Западе, огромный хлев, амбар, сарай и кропотливая научная деятельность матери, оставляющая следы в интерьере, и полное отсутствие унаследованных вещей, документов и фотографий, историй и ритуалов, которые герою предстоит случайно найти во время своего путешествия.  Очевидно, Тодд Брейчер их еще не обнаружил, или просто не почувствовал необходимости в их присутствии, влиянии, воспоминании. Тело и мозг, деятельность и релаксация, но никаких бестелесных предков или пророков или поэтов. Никаких "безделок" или "баночек духов", не стреляющих ружей, пыльных сапог и ковбойских шляп.

Das Haus 2016: Открытый дом, утопия и реальность. Идеальный дом от Себастиана Херкнера
Das Haus 2015:  Дом: поэт, любовник и дитя. Идеальный дом от Neri&Hu
Das Haus 2012. House on the Stage. Идеальный дом от Doshi Levien 

Комментариев нет:

Отправить комментарий