2 сент. 2012 г.

Тренды 2012 – 2013. Монтаж: строителям нового мира



На январской международной выставке домашнего текстиля Heimtextil 2012 (Франкфурт-на-Майне, Германия) традиционно были представлены тренды и тенденции на следующий 2012-2013 сезон, отобранные в течение нескольких сессий участниками Trendtable *. Ответственными за представление «текстильного будущего» в словах и образах  были назначены в этот раз дизайнеры бюро stilbuero bora.herke.palmisano. Они отказались от буквализма в пользу радикальности. Все четыре грядущие тренда, а именно Colour Riot, Dark Lux, Craft Industry, Split Clarity, демонстрировались с помощью авангардных примеров из области актуальной архитектуры, моды и дизайна. И главная тема была озаглавлена весьма многообещающе: Montage.


 
«Монтаж» непременным образом отсылает к началу прошлого века, к кинематографическому монтажу Эйзенштейна и Вертова, к супрематистам и революционерам  немецкого Баухауза и голландского De Stijl. И в этом есть определенный смысл – сейчас, как и тогда, все не только хотят перемен, не только пассивно ждут изменений, но и активно вмешиваются в реальность. «Кто, как не мы?» - звучит не 100% убедительно, но все же. Отличие, правда, тоже имеется. До основания никто ничего разрушать не хочет. Для современного «Монтажа» требуется основательный фундамент. И таким фундаментом, по крайней мере, в области архитектуры, моды и дизайна, являются народные культуры, национальные традиции, традиционные ремесла. 

 
То с чем предлагается экспериментировать, из чего монтировать – это цвет, это фактура, это свет, это двухмерная графика и трехмерная «реальность».
Ничего прочного постоянного не осталось, все возможно изменить, строго установленных ценностей не существует, экспериментальность всегда подразумевает риск впасть в безвкусие, отсутствие стиля, или  - в формализм. Но в почете  смелость, а не осторожность.
 
Два тренда из четырех новых находят источник для инспирации в архитектуре и дизайне: это Colour Riot / Мятеж цвета  и Split Clarity / Рассеченная ясность. Игра света и тени, оптические фокусы, обманки, уплощающие трехмерное или придающее объемность плоскому. Современные, инновационные материалы, блеск, графичность, цитаты из дигитального мира. Только в случае  Colour Riot главным формирующим тренд элементом является цвет, что и следует из названия. И не просто цвет, а напряженный, интенсивный, открытый – один из тех, о которых напоминает зашифрованная во фразе об охотнике и фазане формула радуги. Split Clarity напротив обходится практически без цвета. Ясность достигается с помощью четких форм, тончайших линий, мозаичной структуры белого на белом, обнаруживаемой только в следствие игры света и тени. Не случайно для иллюстрации этих явлений дизайн-студия stilbuero bora.herke.palmisano использовала примеры работ японских дизайнеров – каллиграфические объекты Nendo или минималистские вещи Токуджина Йошиока (Tokujin Yoshioka).
В отличие от предыдущих двух трендов, которые очевидно являются материальным выражением милой нашему сердцу виртуальной реальности, Dark Lux / Темный люкс и Craft Industry / Индустрия ремесел подчеркивают нашу связь с «посюсторонним миром», его дневной и ночной стороной. Craft Industry отражает наше восхищение миром шероховатых и подлинных вещей, патиной старой мебели, живописной ржавчиной на механических аппаратах прошлого века, винтажными орнаментами и этническими рисунками. Все это находит выражение в материалах теплых цветов, с богатой фактурой, в имитации поношенности, потертости, в подражании продуктам ручного труда. Dark Lux же визуализирует ночной аспект нашей реальности, нашу тоску по мистике, по «неземной» красоте: темные цвета, «ртутная» текучесть тканей, пластичность форм. Свечение пурпура и ультрамарина сквозь паутинную черную сеть, новая роскошь, изысканная декоративность. Этот тренд был проиллюстрирован преимущественно произведениями современных модельеров, таких как Erdem или Дикон Джайлз (Giles). Но наиболее показательным примером того, что «новая» роскошь - это плод нашего воображения, а не рационально скалькулированная совокупность дорогих материалов, известного лейбла и престижности, является люстра молодого дизайнера Каролины Фонтуара Альзага (Carolina Fontuara Alzaga), сделанная из старых велосипедных цепей.  Антигламур новой готики и вампировых саг.

Montage  - текстильная, вещественная версия изменения мира, не политическая и не идеологическая. Но с некой надеждой на то, что визуально обновленный мир тоже поддастся улучшению.

Информация о трендах на сайте: http://heimtextil.messefrankfurt.com/frankfurt/en/besucher/trend/trends_2012.html

*В состав Trendtable этого года вошли:

The Future Laboratory (Великобритания)
Stil-Institut Baolab (Италия)
Stilbüro bora.herke.palmisano (Германия)
Stijlinstituut Amsterdam  (Голландия)
Carlin International (Франция)
Dan Project (Япония)
Global Color Research (США)

Комментариев нет:

Отправить комментарий