2 сент. 2012 г.

Reconnect: Связь восстановлена


Команда дизайнеров и трендсеттеров шести стран* обменялись мнениями, а каким же, собственно, видят они интерьер в 2011 – 2012 году с точки зрения цвета обоев и декоративных тканей, их фактуры, используемых материалов и технологических новшеств. Был достигнут консенсус: общую тенденцию единогласно назвали reconnect, то есть воссоединение. Чего с чем? Человека с природой, пользы с предметом/продуктом, отдельной души/индивидуума с культурным наследием народов. Может быть, для современного российского потребителя выглядит это «возвращение к истокам» не столь заманчиво, как для европейского. Что делать, ведь от «быстроразвивающихся стран», а также государств третьего мира, представителей для участия в обсуждении не пригласили. А они смогли бы пояснить, что тамошние потребители еще не успели насладиться недавним отрывом от природы, забвением народных промыслов и едва начавшимся «купанием в роскоши». Стало быть, надо попробовать закрыть глаза на некоторый «капиталистический» шовинизм дефиниции «мировых» и ознакомиться с новыми трендами, представленными на январской международной выставке текстиля Heimtextil 2011 во Франкфурте-на-Майне.


Роскошь минимализма

Первую тенденцию они озаглавили Sobriety – Умеренность. Главная мысль: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Но дорого, это не означает чрезмерно роскошно, скорее – качественно, добротно, долговечно. Поклонники этой тенденции готовы переосмыслить свои взаимоотношения с миром вещей, готовы развить к отдельному предмету, интерьеру нечто вроде эмоциональной привязанности. Эта симпатия – как брак по любви – изначально мыслится на веки вечные. Развод, то есть «помойка» просто невозможны. Все, что должно служить десятилетия, не имеет право быть надоедливым, провокативным, чрезмерно крикливым. Вещь стремится быть строгой в своем минимализме и одновременно элитарной.  Умеренность в красках, фактурах. Предпочтение натуральным материалам – высококачественной шерсти, шелку, льну.
Для русского уха тренд Sobriety можно было бы озвучить хорошо известной фразой из советских времен: «хорошее качество». То есть те вещи, за которыми гнались, которые покупали, несмотря на стилевое несоответствие, закрывая глаза на тотальную унификацию. Те, кому за пятьдесят, поймут о чем речь: ага, Sobriety, советский шик, с легкой ностальгической нотой. Как заказ «50 грамм коньяку», произносимый в одном из советских фильмов вором в исполнении Олега Даля.

Максимализация разнообразия

А вот это направление Mix Mash, – полное отрицание столь любимого русскими «отличного качества». Только видимое, может быть, даже подчеркнутое, а не реальное. Это бабушкино рукоделье, доморощенный fashion, подушечки вывязанные крючком. Зато с точки зрения «капиталистических» шовинистов – этот тренд отвечает сразу нескольким веяниям времени. И экологическому подходу и столь важной и модной sustainbility*, и справедливой торговле (fair trade) с развивающимися странами. Одним словом – сплошная радость жизни от сознания насколько все классно hand made, близко к народному подлинному сознанию. Насколько все антропологично, культурно, эстетично и экологично.
Дом по мановению руки влюбленного в Mix Mash оптимиста превращается в кунсткамеру, в отделение этнографического музея. Таким было жилище путешественников и коллекционеров 19-го века. Напор цвета, фактур, культурных символов может выдержать далеко не каждый. Женщины постараются ограничиться чистым рукоделием, мужчины замахнуться на смелые этнологические штудии. Причем мексиканские тканые циновки рискнут дополнить коллекционным клинком дамасской стали.
Mix Mash  узаконивает любую эклектику, не допускает только дурной вкус.
 

Честный рационализм


Вот тут, заявляют трендсеттеры, никакой эклектики, никакой самодеятельности и никакой особенной свободы. Тренд Utility требует сдержанности. Ничего лишнего, в том числе невооруженным взглядом видимого качества. Неприкрытая роскошь выглядит постыдно. Предпочтение отдается промышленно изготовленным тканям, унифицированным предметам. Интерьер в одночасье превращается в однотонный, одноцветный, бесфактурный и оплощенный мир. Можно сказать – звучит не слишком привлекательно, а стало быть – не убедительно.
Но в этом стиле заключено соответствие эстетическим и метафизическим идеалам из прошлого: русский конструктивизм, немецкий Bauhaus, голландский Stijl. Архитекторы и снобы с замахом на особую элитарность отдадут предпочтение именно этому тренду. Первые – потому что отсутствие фактурных поверхностей, избыточных расцветок лишь подчеркнет геометрию пространства, обнаружит архитектурные достоинства, скажем, дивана Гропиуса (классический баухауз) или современного светильника от Иоанны Гравундер. Вторые – хотя бы из-за необходимых усилий и повышенных затрат, для достижения в интерьере должного результата.
Но, наряду с интеллектуальными и эстетическими качествами, и этот тренд заряжен долей романтики. Только это - мужская романтика, романтика профессии, труда. Тех областей, где от вещей требуется в первую очередь надежность, безотказность, прочность и простота. Те, кто в детстве мечтал стать не космонавтом, а геологом, до сих пор, наверное, питают слабость к удобным и надежным вещам цвета хаки.

Очарование нетронутости

Мужская неиспорченность вызывает сожаление, пренебрежительную улыбку, по-крайней мере, скепсис. Женская неиспорченность – напротив – высоко превозносима и воспеваема. Так, появление Маугли в цивилизованном мире – смехотворно. Неловкая русалка, с водорослями в волосах и платьем из грубых волокон, - прелестна. Так и последний тренд -  Wilderness, исполнен этой прелестной дикости, нетронутости, неиспорченности. Логика выводится из посыла: в эпоху ай-под, ай-фон и ай-пэд часть людей стремятся установить связь с простой жизнью. Кто-то начинает сам выпекать хлебы – slow back, выращивать на грядке green slow food, кто-то в интерьере отдает предпочтение только натуральным, небеленым-некрашенным тканям, природным материалам, желательно, чтобы непременно эко, green и fair trade.
Тренд, еще более чуждый для современного россиянина, чем Mix Mash. Несмотря на количество часовых поясов, тут ведь рукой подать до мест, где носят чукотские унты или ночуют в войлочных юртах. И кроме того, все в гораздо большем восхищении теми самыми ай-под, ай-фон, а вместо натуральных продуктов в кульке из небеленой бумаги предпочитают некое подобие продукта в блестящей целлулоидной вакуумной упаковке.

И что же делать? И какой из этого следует вывод? Ну, ясное дело, дизайнеры-декораторы или интерьерщики России не кинуться тут же следовать трендам, предсказанными мировыми спецами. Они пойдут своим путем. А вот русским текстильшикам и  дизайнерам есть о чем подумать. Раз ремесло в моде, то надо как бы переосмыслить все эти многочисленные народные промыслы – во всех российских часовых поясах. Привлечь бабушек с крючками и спицами, чукч с унтами. А то ведь, стыдно получается – немец в своей Баварии валяет валенки и называет их русскими именами, японцы делают ткани с матрешками и их же вывязывают голландцы крючком – чтобы украшать свои голландским фарфоровые чайники. И вся европейская молодежь этой холодной зимой в диком восторге от ушанок, правда, тоже от H&M и прочих глобальных лейблов. Одним словом, самое время начать России свое движение в сторону эко, green design, fair trade и sustainability. __________________________________________________________________
*
Италия: BAOLAB
Германия: BORA. HERKE Stilbuero
Франция: CARLIN International
Япония: DAN PROJECT
Нидерланды: Stijlinstituut Amsterdam
Великобритания: LS:N Global / The Future Laboratory

*
Что такое sustainable, sustainability? Варианты толкования: Экологическая ответственность; Сегодняшняя ответственность за сохранность мира перед будущими поколениями; Способ действовать так, чтобы своим вмешательством в окружающий мир не повредить будущим поколениям, не ухудшить их среду обитания, оставить для них мир в том виде, в котором мы его имеем, и даже несколько улучшить его.
(из статьи «Гарантия на будущее», «Под Ключ» № : (2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий