2 сент. 2012 г.

Преимущества искусства в пляжный период


Есть события в художественном мире, придающие неизвестному автору известность, безымянного художника делающие именитым. Яркие тому примеры: Венецианская биеналле, Documenta, Manifesta. К участию в этих мега-выставках организаторы зачастую приглашают молодых и еще никем не оцененных. Порой знаменитые имена даже мешают амбициозным кураторам (к слову: конфликт куратора Каролин Кристов-Бакаржиев с художником Грегором

Шнайдером, которому не дали сделать инсталляцию в одной из церквей Касселя во время текущей Документы). В этих случаях кураторы являются как бы подлинными авторами «проекта», художники, приглашенные им, - только сырой материал для иллюстрации готовых идей.


Есть и другие культурные фестивали. Они в противоположность первым не могут обойтись без знаменитостей, без имен, дающих месту и событию яркость, убедительность, притягательную силу, одним словом, обеспечивающих синергический эффект. К таким фестивалям относится выставка под открытым небом Beaufort, каждые три года проходящая в Бельгии, на побережье



между Францией и Голландией. Никто тут и не вспоминает о кураторе, о его воле, о его концепте (художников выбирает жюри). Изначальные условия — песок и море, дюны и набережные, порт и пляж. И еще особенные зрители -  масса отдыхающих, которые солнечное время проводят на пляже, в дождливое же готовы интересоваться искусством, например, – 


живописью бельгийцев Джеймса Энсора и Поля Дельво (их музеи расположены тоже на побережье). Но солнечных дней в Бельгии не так много, поэтому имеющийся в наличии музейный арсенал можно оценить как недостаточный. А потенциал отдыхающих, мечтающих чем-нибудь заполнить дождливое время суток, напротив как бесконечно высокий.

Разницы нет, по чьей воле был реализован замысел художественной триеннале Beaufort. Были ли это подлинные культуртрегеры или гении-экономисты из управления по туризму, результат можно назвать удачным. Для авторов-участников, для зрителей-отдыхающих и, конечно же,

для экономики региона. Первые получили возможность реализовать художественный замысел и получить грант, последние – экономическую выгоду от функционирования еще одного пляжного аттракциона. А отдыхающие? Они тоже рады, им есть чем теперь убивать время в самый мертвый сезон.
Абсолютно безразлично, знают ли они или нет, кто такие Эрвин Вурм или Магдалена Абаканович, с неисчерпаемой энергией и страстью все готовы отыскивать спрятанные в песке или в городской среде произведения искусства. С картой на бумаге или в ай-фоне, путеводителем или профессиональным гидом (управление по туризму позаботилось и о

подобной услуге). Они как скауты, исследователи неведомых троп, собиратели гербария — только вместо растений в их альбомах остаются фотографии пляжных произведений. И не каких-то замков из песка, а «шедевров» вполне именитых авторов, как Ян Фабрэ, Ай Вай Вай, Кабаковы, Пеноне и ван Лизхут – это по прошлым выставкам. В этом году  предметами для коллекционирования стали Эрвин Вурм, Недко Солаков, Яннис Кунеллис, ставший дизайнером концептуалист Арне Куинз и многие другие.





И я там «был, мед-пиво пил». Это в сказке. На бельгийском побережье мы были, Вурма и Кунеллиса видели, в поисковиков играли, о критике искусства в детективном угаре не помнили. Хотя нет, не всегда. Рубашки на ножках Вурма и трэш-арт Кунелиса оказались подозрительно похожими на халтуру. Мебель, выставленная в контейнерах, (Михаэль Йоансон,




«The Move Overseas») выглядела ужасно, не хотела никак укладываться в кадр, но тем не менее «тянула» на ценное само по себе произведение. А вот камень (Les Freres Chapuisat, «Eratique») как нельзя лучше подходил для фотографирования, но не пробуждал никаких ассоциаций или мыслей.  И вопрос – а было ли за всем этим «мед-пиво», или триеналле представляет собой чисто туристический аттракцион – остался открытым.




Каждому стоит убедиться лично.
Шанс есть еще этом году, Beaufort04 быдет открыт до 30 сентября. Или через три года, на Beaufort05. Главное – в проигрыше не останетесь ни при каком раскладе. Море, песок – будут всегда.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий