Есть события в
художественном мире, придающие неизвестному автору известность, безымянного художника
делающие именитым. Яркие тому примеры: Венецианская биеналле, Documenta, Manifesta. К участию в этих мега-выставках организаторы зачастую
приглашают молодых и еще никем не оцененных. Порой знаменитые имена даже мешают
амбициозным кураторам (к слову: конфликт куратора Каролин Кристов-Бакаржиев с художником
Грегором
Шнайдером, которому не дали сделать инсталляцию в одной из церквей Касселя во время текущей Документы). В этих случаях кураторы являются как бы подлинными авторами «проекта», художники, приглашенные им, - только сырой материал для иллюстрации готовых идей.
Есть и другие
культурные фестивали. Они в противоположность первым не могут обойтись без
знаменитостей, без имен, дающих месту и событию яркость, убедительность, притягательную
силу, одним словом, обеспечивающих синергический эффект. К таким фестивалям
относится выставка под открытым небом Beaufort, каждые три года проходящая в Бельгии, на
побережье
между Францией и Голландией. Никто тут и не вспоминает о кураторе, о
его воле, о его концепте (художников выбирает жюри). Изначальные условия —
песок и море, дюны и набережные, порт и пляж. И еще особенные зрители - масса отдыхающих, которые солнечное время
проводят на пляже, в дождливое же готовы интересоваться искусством, например, –
живописью бельгийцев Джеймса Энсора и Поля Дельво (их музеи расположены тоже на
побережье). Но солнечных дней в Бельгии не так много, поэтому имеющийся в
наличии музейный арсенал можно оценить как недостаточный. А потенциал отдыхающих,
мечтающих чем-нибудь заполнить дождливое время суток, напротив как бесконечно высокий.
Разницы нет, по
чьей воле был реализован замысел художественной триеннале Beaufort. Были ли это подлинные культуртрегеры или
гении-экономисты из управления по туризму, результат можно назвать удачным. Для
авторов-участников, для зрителей-отдыхающих и, конечно же,
для экономики региона. Первые получили возможность реализовать художественный замысел и получить грант, последние – экономическую выгоду от функционирования еще одного пляжного аттракциона. А отдыхающие? Они тоже рады, им есть чем теперь убивать время в самый мертвый сезон.
Абсолютно
безразлично, знают ли они или нет, кто такие Эрвин Вурм или Магдалена
Абаканович, с неисчерпаемой энергией и страстью все готовы отыскивать
спрятанные в песке или в городской среде произведения искусства. С картой на
бумаге или в ай-фоне, путеводителем или профессиональным гидом (управление по
туризму позаботилось и о
подобной услуге). Они как скауты, исследователи неведомых троп, собиратели гербария — только вместо растений в их альбомах остаются фотографии пляжных произведений. И не каких-то замков из песка, а «шедевров» вполне именитых авторов, как Ян Фабрэ, Ай Вай Вай, Кабаковы, Пеноне и ван Лизхут – это по прошлым выставкам. В этом году предметами для коллекционирования стали Эрвин Вурм, Недко Солаков, Яннис Кунеллис, ставший дизайнером концептуалист Арне Куинз и многие другие.
И я там «был,
мед-пиво пил». Это в сказке. На бельгийском побережье мы были, Вурма и
Кунеллиса видели, в поисковиков играли, о критике искусства в детективном угаре
не помнили. Хотя нет, не всегда. Рубашки на ножках Вурма и трэш-арт Кунелиса
оказались подозрительно похожими на халтуру. Мебель, выставленная в
контейнерах, (Михаэль Йоансон,
«The Move Overseas») выглядела ужасно, не хотела никак укладываться в кадр, но тем не менее «тянула» на ценное само по себе произведение. А вот камень (Les Freres Chapuisat, «Eratique») как нельзя лучше подходил для фотографирования, но не пробуждал никаких ассоциаций или мыслей. И вопрос – а было ли за всем этим «мед-пиво», или триеналле представляет собой чисто туристический аттракцион – остался открытым.
Каждому стоит убедиться
лично.
Шанс есть еще
этом году, Beaufort04 быдет
открыт до 30 сентября. Или через три года, на Beaufort05. Главное – в проигрыше не останетесь ни при
каком раскладе. Море, песок – будут всегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий