Вступление: у порога
Центрально-Азиатский павильон. Зима |
Многие ли знают, что есть человек, которого можно
мысленно поблагодарить за эту гениальную идею: в далеком 1896 одного из
функционеров коммуны города Венеция озарило, он сформулировал идею
художественной Biennale di Venezia и силою власти,
которой располагал, претворил ее в жизнь. Постановили, решили, реализовали.
Очень быстро - как это свойственно деловым и просвещенным людям. А на стене в
холле центрального павильона поместили
мемориальную доску
Граждане всех сословий и всех партий
Хотели, чтобы здесь было высечено имя
РИКАРДО СЕЛЬВАТИКО,
Который, управляя комуной, создал идею
И с гениальным мужеством воплотил в
жизнь
эти международные выставки
искусства,
первая из которых счастливо открылась 19 апреля 1986 года.
Перевод мой. Хотелось сохранить подстрочность и не
нарушить оригинал, но, самое главное, хотелось поблагодарить Рикардо Сельватико за его идею - иногда люди делают
конструктивную счастливую историю.
Поездка в Венецию - это всегда выход на орбиту, поездка в
ВЕНЕЦИЮ ВО ВРЕМЯ БИЕННАЛЕ - ЭТО ВЫХОД В
ОТКРЫТЫЙ КОСМОС.
Вы скажете: слишком восторженно. Я отвечу: это я еще
сдерживаюсь.
Фото Мария Красная |
Какое счастье наблюдать толпу из интелектуалов и любителей
искусства... Это выше слов, это только жадное узнавание , глаза встречаются с
глазами, люди сдержанно и не очень улыбаются, а как эти люди одеты! Продуманно,
умопомрочительно casual и рафинированно
странно, потому что эти люди явно думают
о том, что они носят, что они едят, и чем они питают свой дух.
Напировавшись в
этом облаке вибраций электрических токов человеческих, мы, Я и Мария Красная,
пошли как на задfние в павильон Центральной
Азии. Стихотворение „Зима“ мы читали еще в прошлом году в Риме у Юли Балаян
на балкончике, тема казалась ужасно холодной и «неинтересной», местами даже высосанной из пальца...
Предупреждаю дорогих читателей, что пишу исключительно субъективно,
документирую собственные впечатления и мыслм. Ничего личного в адрес создателей,
кураторов, художников и Абая не имею.
Часть первая. Сначала про НАШИХ
Азиатский павильон расположился укромненько, уютненько на
площадке палаццо Малипиеро, день был не
жаркий, небо в тучках. Поднявшись по шаткой лесенке, мы вошли в белое
пространство белых геометрических, картонных,
ранимо-суровых форм.
Это были буквы,
буквы складывались в слова,
слова были: ДЫШИ ТИХО.
Дыши тихо. Фото Мария Красная |
Я, переживающая в эти дни личную драму с бурным дыханием,
восприняла это как знак. Зачастую искусство загружено сплошь и рядом разными знаками
и поражает нас при совпадении. Задумчиво устроившись, как на стульчике, в
пространстве одной из букв, я постаралась выровнять дыхание и смиренно
принять эту форму существования. Я
дышала тихо, как трава под снегом, размеренно, сберегая силы, в ожидании долгой
зимы, в надежде сохранить эти силы, до поры как сойдет под весенним сонцем
снег...до первой оттепели...
сны травы, о чем может мечтать трава степная, которой отмерено всю длинную
зиму тихо дышать под снегом, ей снится наверное буйное разнотравие, цветение,
котроткая юность и суровая жизнь под испепеляющим степным жаром, эрозийными неустающими никогда
ветрами, поэтому у такой травы корни цепкие, крепкие, но уж если сорвещься с
места то катитися перекати поле, ищет себе тихий закуток, рассыпает свои семена
по степи, воплощая самые древние архитипы, солнца, движения колеса...Движение
влечет, мы течем, поддаемся, входим в пространство юрты, такой самый «наш» зашибенский трэнд, мы экспортируем и
эксплуатируем этот образ везде и всюду и постоянно, и правильно делаем и
правильно делаем, эта круглая умная молекула, она впаяна в ДНК степняков, будь
вы немец, казах или русский, татарин таджик узбек, вы степной человек, будь вы
трижды еврей, а если ваши предки
побывали в АЛЖИРе...эта молекула вгрызается в ваше ДНК на семь поколений вперед
и укрепляет генофонд , укрепляет процент выживания вида.
Выживание вида в неблагоприятных условиях, вот что мне
показалось нитью, мыслеформой искусства, представленного в Центральноазиатском
павильоне. НАДО ЛИ ОПРАВДЫВАТЬ ТОГДА мое
спонтанное желание спеть тихонечко не колыбельную...
на фоне заснувшей подавленной в летаргическом сне женщины,
праматери и прадочери...мне захотелось спеть...непозабытые еще слова: проснись,
красавица, проснись, Зима закончится однажды, проснись керим, проснись келин,
проснись и одари живыми токами племя, которое не народится, если ты не
проснешься.....проснись ибо племя новое младое просится из чрева твоего на
свет.
Текст Руфа Нуркатова
Фото и видео Мария Красная
Информация от Штаба Центральной Азии:
В пятый раз Центральная Азия будет представлена на
биеннале художниками из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. В Palazzo Malipiero,
Центральноазиатском Павильоне, кураторы вместе с шестью художественными
проектами от восьми художников раскроют свой концепт выставкой «Зима», вдохновленной стихотворением Абая. Стихотворение Абая
«Зима» (1888), несмотря на то, что обычно представляется как описание природных
явлений и традиционного образа жизни, будет реинтерпретировано через его
элементы как метафоры для современного социально-политического контекста Центральной
Азии
«Зима» – Павильон Центральной
Азии, 55-ая Международная Художественная Выставка La Biennale di Venezia, 1 июня – 24 ноября, Palazzo Malipiero
Кураторы: Аятгали Тулеубек (Казахстан) и Тиаго Бом
(Португалия)Художники:
Казахстан: Камилла Курманбекова, Икуру Куваджима, Аза Шейд
Таджикистан: Антон Родин и Сергей Чутков
Узбекистан: Саодат Исмаилова и Вячеслав Ахунов
Комментариев нет:
Отправить комментарий