Звуки прошлой жизни
Когда то давно, в прошлой жизни, я слушала, собирала и издавала
звуки. Производила их -как это могут делать только дети - невинно выталкивая
туда и обратно сквозь зубки, издавая чмокающие ритмичные звуки (изматывая
взрослых при этом), щелкая языком. Мне нравилось длинно тянуть вокальные гласные, набирая
воздуха в грудь побольше и протягивая звук все дольше, менять его, вариировать
- из груди надсадно утробно или высоко-высоко пища и разрезая воздух, до тех
пор пока кто нибудь из моих сестер не брал меня в охапку и не выталкивал на
улицу. Во дворе в Баскунчаке у нас был вырыт артезианский колодец. Глубиной
метров сорок. Поднимать крышку и облакачиваться на цементный бортик было строго
запрещено, когда за этим делом ловили, били нас детей нещадно, но я все равно просовывала
голову под крышку и кричала в колодец, мне нравился, нравится и будет нравится
всегда, тот живой звук, отскакивающий от стен как мячик. Позже в юности впервые
увидев маленький пульт с реверсом, я не могла оторваться и выйти из студии, мне
было очень хорошо, сидеть в наушниках с микрофоном в руке и издавать звуки,
звуки ветра, птиц, абстрактные звуки, затянутые в петлю и учащенные эхом. Мы с
Надей Майбо даже записали звуковое сопровождение к кукольному спектаклю, я одна
озвучила за всех и вся: и за ветер, и за журавлей, и за шум листвы.
Это не Тино Сегаль. И это не название картины. С выставки Il Palazzo Enciclopedico. Фото Мария Красная |
По какой-то странной и тупой причине я не развила эти мои
игры, а предалась другим.
Но не обо мне речь,
а о Биеннале.
Часть четвертая. Голос Льда, самая сердцевина
Прогуливаясь в Центральном павильоне, среди объектов и
картин, среди известнейших и не очень, я заметила парочку странных детей. Они бродили паралелльно со мной и издавали звуки. Что то
вроде: «ДЖ= дж- дж- ж ау, дж –дж- дж- ж ау» Я их сразу выделила и запомнила. Путешесвуя
по залам, в какой-то момент как бы издалека я услышала чей то крик. Ктото
кричал? Жаловался ли?
Я пошла на звук, любопытству не было предела, в груди
шевельнулась бабочка. Антенки ушные поймали сигнал и определили место: так я
оказалась в просторнейшей светлой зале-салоне, по стенам темные квадраты
«картинок», отлитые скульптуры то там то
сям, а в центре люди на коленях. Они корчатся в странных позах, издают звуки,
изгибаются, глаза у них закрыты, а «мелодия» развивается по не по заготовленному сценарию. Люди напевают,
как-будто видя нечто перед собой, погружаясь
колодец, шевеля перед собой руками, растягиваясь и сжимаясь, меняя
позиции тел.
Чувству узнавания не было предела. Сначала мне захотелось
присоединиться к ним, потом я, ощутив на себе всю тяжесть десяти лет, прожитых
в «нормальной» жизни, в «нормальном» контексте
обывательском, подумала, что этого не стоит делать. Ведь может случиться, что они
еще и не примут меня. Возникло чувство отдаленно похожее на зависть. Я села на
пол стала вести себя как обычный зритель: смотреть и слушать.
Вообразите людей которые не поют, нет, которые изрыгают - закручивают – исторгают -
растягивают - приглушают - усиливают -
ритмизуют звук!
Я осталась бы там сидеть еще дольше, дольше чем в португальском
павильоне, это точно.
Когда один из них похожий на молодого волка мужчина, седой
и юный одновременно, поднялся, чтобы выйти на паузу, я пошла за ним:
«простите», - сказала я, - «простите, но Вы могли бы мне
сказать, кто вы?»
Он повернулся ко мне: «кто я?»
- «Да, кто вы? Вы все? Как вы называетесь?»
Седой и юный, похожий на молодого волка мне ответил: «Тинос
Эгал».
Я старательно записала на листочке «тинос эгал»
Когда я вернулась
домой, разобрала ворох впечатлений, набрала эти слова в гугле, то первое, что
появилось - ТИНО СЭГАЛЬ. Меня обрадовала, что именно они и есть победители Венецианской
Биеннале 2013, художнику Тино Сегаль принадлежит Золотой лев!
Тут только до меня дошел странный смысл слов того самого «седого
молодого волка», указавшего на человека за моей спиной и заметившего: «он
выиграл вчера золотого льва». Но, господа!!!!! Мне это в тот момент ни о чем не
говорило, мне казалось только, что я нашла своих по духу, но невыносимо
недосягаемых людей. Я просто развела руками перед ним, а он спросил, просияв
улыбкой: «тебе понравилось?»
«Да», - я сказала, - «да»...
Читая строчки гугла про выигравшего Золотого Льва Тино
Сегаля, я абсолютно трезво и без зависти подумала, что я ведь тоже так могу, я
тоже так умею, я могу расслышать внутренний звук, услышать голос льда! Они мне представились
голосами льда. Ну да, правда, они все северные ребята, из Берлина. Господи, что
там у них в этом Берлине за воздух такой?
Смогу ли я когда-нибудь съездить туда, а самое главное,
смогу ли я еще когда-нибудь вернуться к песне ветра.
Текст Руфа Нуркатова
Фото Мария Красная
Информация о художнике:
Тино Сегаль (Tino Sehgal) родился в Лондоне в 1976 году, родители: отец индус,
мать немка. Живет в Берлине. Принято негласно писать, определяя национальность «англо-немецкий»
художник. Изучал хореографию и социологие в немецом Эссене. Впервые участвовал
в Венецианской биеннале в 2005 году.
В 2012 прошла сама большая выставка художника в
лондонской Tate Modern.
По требованию художника
никакие его перформансы не имеют права быть сфотографированными,
задокументированными на видео, текстов о его произведениях никто не найдет ни в
каких каталогах. Как участник Документы 2013 в Касселе он отмечен в списке
художников, обозначенной странице с информацией о нем – просто нет.
удивительно интересный художник
ОтветитьУдалить