7 июн. 2013 г.

Biennale di Venezia. Золотой лев за голос Льда



Звуки прошлой жизни

Когда то давно, в прошлой жизни, я слушала, собирала и издавала звуки. Производила их -как это могут делать только дети - невинно выталкивая туда и обратно сквозь зубки, издавая чмокающие ритмичные звуки (изматывая взрослых при этом), щелкая языком. Мне нравилось  длинно тянуть вокальные гласные, набирая воздуха в грудь побольше и протягивая звук все дольше, менять его, вариировать - из груди надсадно утробно или высоко-высоко пища и разрезая воздух, до тех пор пока кто нибудь из моих сестер не брал меня в охапку и не выталкивал на улицу. Во дворе в Баскунчаке у нас был вырыт артезианский колодец. Глубиной метров сорок. Поднимать крышку и облакачиваться на цементный бортик было строго запрещено, когда за этим делом ловили, били нас детей нещадно, но я все равно просовывала голову под крышку и кричала в колодец, мне нравился, нравится и будет нравится всегда, тот живой звук, отскакивающий от стен как мячик. Позже в юности впервые увидев маленький пульт с реверсом, я не могла оторваться и выйти из студии, мне было очень хорошо, сидеть в наушниках с микрофоном в руке и издавать звуки, звуки ветра, птиц, абстрактные звуки, затянутые в петлю и учащенные эхом. Мы с Надей Майбо даже записали звуковое сопровождение к кукольному спектаклю, я одна озвучила за всех и вся: и за ветер, и за журавлей, и за шум листвы.
Это не Тино Сегаль. И это не название картины. С выставки Il Palazzo Enciclopedico. Фото Мария Красная

По какой-то странной и тупой причине я не развила эти мои игры, а предалась другим.
Но  не обо мне речь, а о Биеннале.

Часть четвертая. Голос Льда, самая сердцевина

Прогуливаясь в Центральном павильоне, среди объектов и картин, среди известнейших и не очень, я заметила  парочку странных детей. Они бродили  паралелльно со мной и издавали звуки. Что то вроде: «ДЖ= дж- дж- ж ау, дж –дж- дж- ж ау» Я их сразу выделила и запомнила. Путешесвуя по залам, в какой-то момент как бы издалека я услышала чей то крик. Ктото кричал? Жаловался ли?

Я пошла на звук, любопытству не было предела, в груди шевельнулась бабочка. Антенки ушные поймали сигнал и определили место: так я оказалась в просторнейшей светлой зале-салоне, по стенам темные квадраты «картинок», отлитые скульптуры  то там то сям, а в центре люди на коленях. Они корчатся в странных позах, издают звуки, изгибаются, глаза у них закрыты, а «мелодия» развивается по  не по заготовленному сценарию. Люди напевают, как-будто видя нечто перед собой, погружаясь  колодец, шевеля перед собой руками, растягиваясь и сжимаясь, меняя позиции тел.
Чувству узнавания не было предела. Сначала мне захотелось присоединиться к ним, потом я, ощутив на себе всю тяжесть десяти лет, прожитых в  «нормальной» жизни, в «нормальном» контексте обывательском, подумала, что этого не стоит делать. Ведь может случиться, что они еще и не примут меня. Возникло чувство отдаленно похожее на зависть. Я села на пол стала вести себя как обычный зритель: смотреть и слушать.
Вообразите людей которые не поют, нет, которые  изрыгают - закручивают – исторгают - растягивают  - приглушают - усиливают - ритмизуют звук!
Я осталась бы там сидеть еще дольше, дольше чем в португальском павильоне, это точно.

Когда один из них похожий на молодого волка мужчина, седой и юный одновременно, поднялся, чтобы выйти на паузу, я пошла за ним:
«простите», - сказала я, - «простите, но Вы могли бы мне сказать, кто вы?»
Он повернулся ко мне: «кто я?»
- «Да, кто вы? Вы все? Как вы называетесь?»
Седой и юный, похожий на молодого волка мне ответил: «Тинос Эгал».
Я старательно записала на листочке «тинос  эгал»

Когда  я вернулась домой, разобрала ворох впечатлений, набрала эти слова в гугле, то первое, что появилось - ТИНО СЭГАЛЬ. Меня обрадовала, что именно они и есть победители Венецианской Биеннале 2013, художнику Тино Сегаль принадлежит Золотой лев!
Тут только до меня дошел странный смысл слов того самого «седого молодого волка», указавшего на человека за моей спиной и заметившего: «он выиграл вчера золотого льва». Но, господа!!!!! Мне это в тот момент ни о чем не говорило, мне казалось только, что я нашла своих по духу, но невыносимо недосягаемых людей. Я просто развела руками перед ним, а он спросил, просияв улыбкой: «тебе понравилось?»
«Да», - я сказала, - «да»...
Читая строчки гугла про выигравшего Золотого Льва Тино Сегаля, я абсолютно трезво и без зависти подумала, что я ведь тоже так могу, я тоже так умею, я могу расслышать внутренний звук, услышать голос льда! Они мне представились голосами льда. Ну да, правда, они все северные ребята, из Берлина. Господи, что там у них в этом Берлине за воздух такой?
Смогу ли я когда-нибудь съездить туда, а самое главное, смогу ли я еще когда-нибудь вернуться к песне ветра.

Текст Руфа Нуркатова
Фото Мария Красная

Информация о художнике:

Тино Сегаль (Tino Sehgal) родился в Лондоне в 1976 году, родители: отец индус, мать немка. Живет в Берлине. Принято негласно писать, определяя национальность «англо-немецкий» художник. Изучал хореографию и социологие в немецом Эссене. Впервые участвовал в Венецианской биеннале в 2005 году.
В 2012 прошла сама большая выставка художника в лондонской Tate Modern.
По требованию художника никакие его перформансы не имеют права быть сфотографированными, задокументированными на видео, текстов о его произведениях никто не найдет ни в каких каталогах. Как участник Документы 2013 в Касселе он отмечен в списке художников, обозначенной странице с информацией о нем – просто нет. 

1 комментарий: