Искусство выбирать
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная |
Я, как и многие многие из вас, не думаю, что будущее
искусства - в высоких технологиях, компьютерных
изысках, я так же не думаю, что оно - в «каляках-баляках» революционных
неподражаемых линиях Миро. Я не разделяю энтузиазма по поводу
сфотографированных невзорванных гранат,
которые нам впихивают как проект! На что они намекают? Что война идет, что
война не закончилась? Что война вокруг нас и готова взорваться в любой момент
локальными микроконфликтами, засасывающими в свои воронки судьбы людей? Мы
отмахиваемся, как от мухи, от теленовостей...невозможно...хватит...в нашем
бытие все спокойно...но войны они же неизбежны...вы заметили тоже , правда, нам
так долго пропихивали эту пилюлю, что со злом бороться бесполезно, что оно само
нарождается где то, как то...и непонятным путем расползается по свету...
Этой теме были посвящены некоторые экспозиции. И знаете, что мы сделали? -
Мы с Марией туда
не пошли.
В рамках одного
дня не хотелось терять время в очередях,
и мы, возможно, пропустили нечто уникальное и универсальное, и может быть, самое
главное, такое очень социальное, такое вот обобщающее и сплачивающие искусство,
под которым можно провести толстую жирную надпись
Я БЫ ТОЖЕ ТАК
СМОГЛА.....есть такая буква?
У художников, которые не попадают в избранные на
биеннале, может возникать мысль при виде на такие работы: «а чем я хуже», или «я
даже лучше». И у зрителей часто проскальзывает именно это, мы, не взирая на
сословие и партийную принадлежность, издаем этот звук, сквозь зубы презрительно
или возмутившись или удивившись, как вообще такое можно выставить. Мы говорим:
Я ТОЖЕ ТАК МОГУ.....
Поэтому бегом бегом, я вас уведу с собой, в самое сердце
на первый взгляд, «ятожетаксмогения»...
Часть третья. Стать португальцем
Очень много на земле людей, умеющих держать Иголку в
Руках, хоть раз в жизни да пришившего пуговицу к рубашке. Я лично знала одного
актера, который в перерывах между репетициями вязал шарфики! Среди вас
наверняка есть те, кто владеет и спицами и крючком, кто вполне может заморачиваться
и создавать свой неповторимый мир, дарить новые одеялки деткам, вывязывать крючком
шапочки на крышечки баночек с вареньем. Одним словом, женским умным любящим
рукам подвластно превратить стандартные массовым образом производимые вещи в
уникальные преображенные предметы эмбиента.
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная |
НО: все-таки ЕСТЬ другой уровень владения кручком и спицами. В этом можно убедиться, поднявшись на борт
корабля, где расположился павильон Португалии. Этому нет сравнения.
Перво-наперво у вас захватит дух!
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная |
Меня не сложно ввести в состоянии экзальтированного
восторга, но, когда я вошла в тайное сокрытое в трюме корабля пространство, я
не сдержалась и громко ахнула, выдохнула
«МАММА МИЯ». Контраст реальности,
что творится снаружи, и того искусственного мира, куда вы попадаете такой мирской,
такой не подготовленный, - ошеломляющий! Вы просто оказываетесь в синеве. В пространстве всех тонов синего, до
предела, до белого и зеленого и
серебрянного! В мире мерцающих крохотных лучей, теней, бликов. Легкая
качка прибавляет сенсорных эффектов. Пока
глаз привыкает, мозг уже улетел, странные реликтовые формы, вывязанные крючком,
старинная бахрома кружев, каскад парчи, наполненный чем-то мягким, выполненный в форме поплавков
ли, лепестков ли, изображает детеныша гигантской рыбы или кита, шкура которого
топорщится крохотноми лучиками, освещает окружающее пульсирующим светом. Вы приближаете ваше лицо, вы приближаете
глаза, и видите мелкие детали: кружевные салфеточки, вывязанные помпончики,
вышитые морские звезды. А потом вы отдаляете ваш зрительный аппарат, меняете
перспективу, и вокруг вас оживают стены,
пол покачивается, стены мерцают, вы
садитесь на пробковые табуреты и думаете только одну мысль, .....................................................................................я
хочу здесь остаться, я хочу восстановить с этим связь, с миром иррациональным,
скрытым от человека, я хочу уснуть в колыбели моря......
Вслух говорю: «я не хочу отсюда уходить» Служитель, юнный
и красивый парень, с удовольствием смотрит на часы и говорит «а! Синьора, до
пяти часов вас точно никто отсюда не попросит». Мы начинаем разговаривать, я
выражаю ему мой восторг и восхищение. Я говорю ему:
«боже, какое счастье увидеть это», - и развожу перед
собой руками, вращаю глазами, мычу что-то и разражаюсь тирадой в эфир
неизвестного радио: «хватит политики, хватит фрустраций и препарации
фрустраций. Размытых пятен и размытых линий, ржавых реликтов прошлых войн,
привлекательных блестяшек будущих. Вот что важно!!! Ваш павильон - Победитель
для меня!»
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная |
Парень улыбается и объясняет, что в первую очередь надо
представить себе, помыслить только, сколько РАБОТЫ СТОИТ ЗА ВСЕЙ ЭТОЙ ИЛЛЮЗИЕЙ.
ГОЛОГРАММОЙ СИНЕГО МОРЯ И, созданной без
единого элемента технологий цифровых и компьютерных проекций...
Тут я соображаю, что, в принципе, он повторяет то, что я вот
в эту минуту или сегодня или давно, неизвестно когда, думала, представляла,
говорила. Я и слышу его и не слышу. Я не хочу слушать его, оказывается, я
поддаюсь качке и плыву в этом темно синем брюхе доброй рыбины...и парень
понимает, и не «выпуская улыбку»
удаляется, растворяется в синеве.
А я еще ловлю кайф и тихонько трогаю руками мягкий бархат
и перышки нежные, понимаю. что я должна обязательно принести в клювике моему
ребенку эту Небыль, эту Сказку Эту Весть. Я вынимаю телефончик и начинаю
снимать видео, а в голове складывается пазл, в голове, в сердце, через самое
сердце складывается представление о путь... Надо попробовать не забыть, надо , надо вернуться сюда еще раз, надо
сохранить в себе это, надо вернуться к тому моменту, перед которым прозвучало слово
и слово было Свет!
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная |
В момент до того, как
создали первую модель Адама и Евы.
И возвратиться к
этому надо обязательно, потому что здесь была приоткрыта великая тайна: мануальное безупречное владение техникой
возможно - ремесленные навыки должны быть у артиста и художника, ибо у Бога нет
Других Рук кроме наших.
Видео:
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal
Текст Руфа Нуркатова
Фото и видео Мария Красная
Информация о художнике.
Жоана Вашконселуш, (Joana Vasconcelos), португальская
художница, решившая сделать павильон Португалии на старом пароме – как символ
Португалии, знаменитой морской державы.
Биография и работы можно посмотреть на сайте
http://www.joanavasconcelos.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий