6 июн. 2013 г.

Biennale di Venezia. У Бога нет Других Рук кроме наших. Продолжение



Искусство выбирать


Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная
   
Я, как и многие многие из вас, не думаю, что будущее искусства - в высоких технологиях, компьютерных  изысках, я так же не думаю, что оно - в «каляках-баляках» революционных неподражаемых линиях Миро. Я не разделяю энтузиазма по поводу сфотографированных  невзорванных гранат, которые нам впихивают как проект! На что они намекают? Что война идет, что война не закончилась? Что война вокруг нас и готова взорваться в любой момент локальными микроконфликтами, засасывающими в свои воронки судьбы людей? Мы отмахиваемся, как от мухи, от теленовостей...невозможно...хватит...в нашем бытие все спокойно...но войны они же неизбежны...вы заметили тоже , правда, нам так долго пропихивали эту пилюлю, что со злом бороться бесполезно, что оно само нарождается где то, как то...и непонятным путем расползается по свету...
Этой теме были посвящены некоторые  экспозиции.  И знаете, что мы сделали? -
 Мы с Марией туда не пошли.

 В рамках одного дня  не хотелось терять время в очередях, и мы, возможно, пропустили нечто уникальное и универсальное, и может быть, самое главное, такое очень социальное, такое вот обобщающее и сплачивающие искусство, под которым можно провести толстую жирную надпись
 Я БЫ ТОЖЕ ТАК СМОГЛА.....есть такая буква?
У художников, которые не попадают в избранные на биеннале, может возникать мысль при виде на такие работы: «а чем я хуже», или «я даже лучше». И у зрителей часто проскальзывает именно это, мы, не взирая на сословие и партийную принадлежность, издаем этот звук, сквозь зубы презрительно или возмутившись или удивившись, как вообще такое можно выставить. Мы говорим: Я ТОЖЕ ТАК МОГУ.....
Поэтому бегом бегом, я вас уведу с собой, в самое сердце на первый взгляд, «ятожетаксмогения»...
 
Часть третья. Стать португальцем

Очень много на земле людей, умеющих держать Иголку в Руках, хоть раз в жизни да пришившего пуговицу к рубашке. Я лично знала одного актера, который в перерывах между репетициями вязал шарфики! Среди вас наверняка есть те, кто владеет и спицами и крючком, кто вполне может заморачиваться и создавать свой неповторимый мир, дарить новые одеялки деткам, вывязывать крючком шапочки на крышечки баночек с вареньем. Одним словом, женским умным любящим рукам подвластно превратить стандартные массовым образом производимые вещи в уникальные преображенные  предметы эмбиента.
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная

НО: все-таки   ЕСТЬ  другой уровень владения кручком и спицами.  В этом можно убедиться, поднявшись на борт корабля, где расположился павильон Португалии. Этому нет сравнения.
Перво-наперво у вас захватит дух!
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная

Меня не сложно ввести в состоянии экзальтированного восторга, но, когда я вошла в тайное сокрытое в трюме корабля пространство, я не сдержалась и громко ахнула, выдохнула  «МАММА МИЯ».  Контраст реальности, что творится снаружи, и того искусственного мира, куда вы попадаете такой мирской, такой не подготовленный, - ошеломляющий! Вы просто оказываетесь  в синеве. В пространстве всех тонов синего, до предела, до белого и зеленого и  серебрянного! В мире мерцающих крохотных лучей, теней, бликов. Легкая качка  прибавляет сенсорных эффектов. Пока глаз привыкает, мозг уже улетел, странные реликтовые формы, вывязанные крючком, старинная бахрома кружев, каскад парчи, наполненный  чем-то мягким, выполненный в форме поплавков ли, лепестков ли, изображает детеныша гигантской рыбы или кита, шкура которого топорщится крохотноми лучиками, освещает окружающее пульсирующим светом.  Вы приближаете ваше лицо, вы приближаете глаза, и видите мелкие детали: кружевные салфеточки, вывязанные помпончики, вышитые морские звезды. А потом вы отдаляете ваш зрительный аппарат, меняете перспективу, и вокруг вас  оживают стены, пол покачивается, стены  мерцают, вы садитесь на пробковые табуреты и думаете только одну мысль, .....................................................................................я хочу здесь остаться, я хочу восстановить с этим связь, с миром иррациональным, скрытым от человека, я хочу уснуть в колыбели моря......
Вслух говорю: «я не хочу отсюда уходить» Служитель, юнный и красивый парень, с удовольствием смотрит на часы и говорит «а! Синьора, до пяти часов вас точно никто отсюда не попросит». Мы начинаем разговаривать, я выражаю ему мой восторг и восхищение. Я говорю ему:
«боже, какое счастье увидеть это», - и развожу перед собой руками, вращаю глазами, мычу что-то и разражаюсь тирадой в эфир неизвестного радио: «хватит политики, хватит фрустраций и препарации фрустраций. Размытых пятен и размытых линий, ржавых реликтов прошлых войн, привлекательных блестяшек будущих. Вот что важно!!! Ваш павильон - Победитель для меня!» 
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная

Парень улыбается и объясняет, что в первую очередь надо представить себе, помыслить только, сколько РАБОТЫ СТОИТ ЗА ВСЕЙ ЭТОЙ ИЛЛЮЗИЕЙ. ГОЛОГРАММОЙ СИНЕГО МОРЯ И, созданной  без единого элемента технологий цифровых и компьютерных проекций...
Тут я соображаю, что, в принципе, он повторяет то, что я вот в эту минуту или сегодня или давно, неизвестно когда, думала, представляла, говорила. Я и слышу его и не слышу. Я не хочу слушать его, оказывается, я поддаюсь качке и плыву в этом темно синем брюхе доброй рыбины...и парень понимает, и не «выпуская улыбку»  удаляется, растворяется в синеве.
А я еще ловлю кайф и тихонько трогаю руками мягкий бархат и перышки нежные, понимаю. что я должна обязательно принести в клювике моему ребенку эту Небыль, эту Сказку Эту Весть. Я вынимаю телефончик и начинаю снимать видео, а в голове складывается пазл, в голове, в сердце, через самое сердце складывается представление о путь... Надо попробовать не забыть,  надо , надо вернуться сюда еще раз, надо сохранить в себе это, надо вернуться к тому  моменту, перед которым прозвучало слово
 и слово было Свет!
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal. Trafaria Praia. Curated by Miguel Amado. Фото Мария Красная

 В момент до того, как создали первую модель Адама и Евы.
 И возвратиться к этому надо обязательно, потому что здесь была приоткрыта великая тайна:  мануальное безупречное владение техникой возможно - ремесленные навыки должны быть у артиста и художника, ибо у Бога нет Других Рук кроме наших.

Видео:
Joana Vasconcelos. Pavilion of Portugal


Текст Руфа Нуркатова
Фото и видео Мария Красная

Информация о художнике.

Жоана Вашконселуш, (Joana Vasconcelos), португальская художница, решившая сделать павильон Португалии на старом пароме – как символ Португалии, знаменитой морской державы.
Биография и работы можно посмотреть на сайте
http://www.joanavasconcelos.com 

Комментариев нет:

Отправить комментарий