5 июн. 2013 г.

Biennale di Venezia. Записки культурного обывателя. Продолжение



Билет для Йоко Оно

Выйдя из павильона Центральной Азии, мы еще были свежи, эманация субьективных образов, зеркальное отражение авторского замысла в объектах, находили одну, только им ведомую дорогу через наши глаза, в недра нашей памяти, в проекции будущности. Одним словом, воздух над Венецией синел, был свеж, публика была сплошь еще из «избранных», улочки и затончики пустынными.
фото Мария Красная

На Санта Лючии мы с Мари взяли билет «длинною» в 60 минут. Но время замедлилось, когда мы вышли из Павильона, было приятно это отметить: мы сели на вапоретто, увозящий нас к Джардини, минуты нашего билета еще не истекли. Оказалось, что неспешным шагом, читая надписи, названия, разглядывая фото, постояв у видеоинсталяций, мы прошли наш азиатский павильон МЕДЛЕННО  за 20 минут...  Еще было приятно отметить, что входящие на выставку люди не подозревали, что мы, выходящие, уже нечто увидели и уже этому причастились.
Мы пустились в путешествие к палаццо Энчиклопедико. Мы искали адрес, не сообразив,  что это есть слоган, связующий девиз, мотто всей биеннале. Спросили у паромщика (надо отметить, что они очень вежливые и преисполненные достоинства). 

Так вот мы спросили у паромщика, а где же этот палаццо Энчиклопедико находится?
В Джардини или на Арсенале?
Юноша очень серьезно ответил: «я точно сейчас не припомню, знаете, а вы поезжайте в Джардини, если его там нет, то там совсем близко до Арсенале».
Я  оценила его находчивость, кстати сказать, сами венецианцы  которых многие жалеют, имея ввиду орды туристов, в Венеции не живут. Поэтому вы их особо не жалейте, они в городе, в крайнем случае, работают, а лучшем случае благодаря предкам просто сдают внаем свои дома и квартиры, и смотрят на нашего брата и сестру, как на добычу, добровольную жертву.
У кассы за билетами на вапоретто парень, обслуживающий нас, сказал, этим тоном   Приобщенного и  Превосходящего владельца ключей. Он сказал игриво с чувством знатока: «а Вы, Синьора, похожи на эту, как ее, на Йоко Оно!»
 «Вау!» - взыграла я в ответ.
 Мари потребовала скидки, раз похожа на Йоко Оно.
 Он: «хе...какие скидки? с Йоко Оно мы дороже брать должны, а то что же если «йоко онам» скидки делать, так и по миру пойти не долго».
Вот ведь и в бровь и в глаз попал, японские туристы в Венеции основная статья дохода, богаты, не торгуются и часто забывают сдачу. Венецианцы их пользуют во все места и посмеиваются, а японцы явно находятся на своем Экстремальном полюсе презрения к  этой породе обслуживающего персонала, они едут потому что модно, потому что у них есть личные мотивы, почему еще? Потому что звезда биеннале и Венеции светит ярким светом. Раскрутили они свой Город, молодцы Венецианцы.
Одна девушка увидевшая Венецию впервые охарактеризовала город так: «это когда вы слышите все время про невероятную красавицу, необыкновенную обворожительницу, искусную любовницу, любительницу искусств, а потом приезжаете и понимаете, что вы опоздали по крайней мере лет на 200, красавица померла, а труп ее постоянно  подпирают подмалевывают, он источает запах тухлой воды, но они называют его ароматом Венеции, они продают нам карнавал, не очень заботясь о том, что ГрандДама то Мертва...раздвинув ноги лежит в коме..но неустанно приносит доход».
Это к слову, что-то мы отвлеклись.  
Фото Мария Красная

Притихшие, «очищенные» и полные энтузиазма мы доехали до Джардини, отстояли там в очереди, одной из самых приятных очередей, налюбовавшись людьми, зажали в руках купленные билетики пошли навстречу Счастью.

Быть Данаёй или не быть?

Мы пошли к ДАНАЁ, в русский павильон.
Даная такая ясная, понятная и выпуклая, навела на мой культурный плетень, такую тень, что,  даже по приезду домой спустя восемь  часов, она меня не отпускала. Как впрочем и сейчас: взяла в мягкие древнегреческие объятия и не отпускает, поэтому я вам расскажу про нее и может быть моя Мигрень, Моя Даная пройдет, а перейдет на Якова, а от Якова на всякого.
Что может быть такого в истории древней Греции, что не повторилось бы тысячи раз на протяжении столетий? 
Фото Мария Красная

 Считается, что именно оттуда все наши и радости и беды, миф про Данаю не повторился по моему. Конечно же, женщины, которых держали в заперти от потенциальных женихов странным и таинственным образом на поверку оказывались беременными, - этого в истории было очень много, но чтобы на женщину жених снизошел в форме золотого дождя – такого, по-моему, не повторялось, если  не сравнивать конечно  покупку некотрых дамских сердец потоком брилиантов машин и домов. 
Фото Мария Красная

Мне золотой дождь кажется отличной метафорой для подтверждения того, что мы живем в мире всепроникающем,  наш маленький  мир пронизывают волны, для которых стены не помеха, идеи летят и прорываются сквозь границы и препоны. Мне этот волшебный золотой дождь представляется формой пикселей, складывающихся на глазах у девственной Данаи в голограмму Властителя Олимпа.
Храня преданность традиции, Дождь, в данном случае, монетки золотистого метала, проливается сверху и  падает вниз, следуя силе земного притяжения, зритель может наблюдать, стоя у барьерчиков как  он льется стукаясь звонко и гулко об пол, и сверху может видеть женщин с зонтиками в руках смотрящих на этот золотой дождь.
Примечательно, что на первый этаж павильона, собстенно туда, где золотой поток достигает своей цели, вход разрешен только женщинам. Многие увидели в этом некую вендетту  сексизму, я же думаю, что как ни крути не верти  человеческую модель, поделенную на мужчин и женщин, есть при большом объеденяющем потенциале, две-три вещи, которые нас разделяют, мужчин и женщин, одна из этих вещей  как раз экзистенциальная энигма «про зачатие». Зачать человеческого дитеныша может только женщина, а значит и нечего мужикам там ходить на первом этаже, если вы не врач-гинеколог и не Зевс.
Мы прошли по ступенькам мимо белочки грызущей орешки, поскольку  нас эта сторона концепта интересовала мало, меня например еще не мучили мысли про белочку, мне бы с Данаей разобраться, ох не для всякого оно, современное искусство.
Мы зашли, возбужденные видом вычерпывателя, поднимателя ведра из колодца, дежурного у колеса Эклезиаста, следящего за тем, чтоб не кончился род людской, которому предстоит гибнуть за метал, он был похож на Абадонну и на молодого киллера одновременно, в темном костюме, белой рубашке - участник инсталяции, не полноправный перформер, как вы понимаете, вообще даже никаких прав не имеющий перформер, а исполнитель мысли и замысла художника, проводник золотого дождя, ссыпал золотые монетки на конвейер, который нес их вверх к небушку а оттуда в большую  круглую душевую, из которой этот круговорот золотого дождя продолжался.
Фото Мария Красная

Мы с Мари вошли в залу. Милейшая русская девушка начала было говорить по-английски, Но Маруся так радостно сказала ей Здравствуйте, что между ними тут же восстановилась симпатия двух русских красавиц. Девушка объяснила нам, возмите зонтики, пройдите, осторожно, не входите в центр... возмите немного монет что бы опустить в ведро (которое оказалось здесь прямо из детства моего и многих из вас, читающих эти строки). Ведро было жестянное старое и обшарпанное, так вот денюжку...простите монетки надо было опустить туда, что бы процесс вычерпывания и зачерпывания не прекратился никогда. « вы можете взять по монетке на память»  так закончила она свой монолог.
О сила симпатии между индивидуами рода человеческого и дщерями твоими Ева. Это была привилегия, резервированная только для  нас!
Служительница  явно обладала этим  правом, разрешать избранным брать монетки, было очень приятно спонтанно войти в этот круг, на монетках по-английски отчеканено «trust, unity, freedom, love». Прочитав такие высокие слова, как культурный обыватель  женского рода-пола,  я отзовусь:  «да кто ж откажется, милый! От счастья-то такого!» На лицевой стороне оттиск пышного бедра и груди, золотой дождик и надпись «one danae».
 Все.
 Конец.
 И дата выпуска этой «trust...» - 2013 год.
 А теперь Объясните вы мне, что он этим хотел сказать!?

Текст Руфа Нуркатова, фото Мария Красная

Комментариев нет:

Отправить комментарий