10 июн. 2013 г.

Biennale di Venezia. Абстрактные разговоры или Записки культурного опортуниста




Я устала что-то быть обывателем, друзья, поэтому решила на некоторое время стать культурным оппортунистом, простите мне эту слабость. Если кто-то не помнит точно, что это словечко означает, я могу сэкономить вам время: оппортунист - это человек-кот. Тот, кто способен поменять свое принципиальное мнение в любой момент, рассчетливый карьерист и конформист. Такие качества вполне могут найтись во мне, они просто не выходят наружу, поскольку я не живу в социуме как таковом. Не хожу каждый день на работу, не отстаиваю свое творчество, цели и принципы изо дня в день, изо дня в день я только приспосабливаюсь к бытию-житию, я теперь не пью, ни мадеры ни портвейна, не курю ни сигарет ни травы, чай и тот не курю, не пью, только воду и кофе.

Пить кофе сейчас уже поздно, поскольку наступила вторая половина дня. Кофе пить в этот час - это значит обеспечить себе бессонную ночь.
Мои бессонные ночи - это травля ментальных тараканов. Не знаю как ваши, ночи и тараканы, но моим вот уже лет пять. Как рано рано ложусь в кровать, так начинается. Был только один человек на земле, чьи бессонные ночи могли порождать нечто универсальное. Вот такие «Стихи
 Сочиненные ночью во время бессонницы»:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
А.С.Пушкин

Это все потому, что я вошла в резонанс. Резонанс от наших с вами встреч, дорогой друг, читающий эти строки и реальный и виртуальный и энергетический, позвольте Вас поблагодарить за внимание и интерес.
На Биеннале в Венеции я бываю с 2003 года и каждый раз захожу в павильон Японии,  как в церковь, ведь я явная японопоклонница, не специалист, но человек, которому все японское кажется лучшим, суперским  и немножко божественным. В душе моей есть дверка, ведущая прямо в Японию, Японию моих представлений, Японию, которую я так люблю... Хватит, стоп, баста! Этот поток невыносимо связан с названием японской экспозиции  «Абстрактные разговоры».

Обмен неопределенностями

Когда мы вошли в японский павильон, я услышала, неверно, я почуяла запах дерева, запах свежеспиленых деревьев и натолкнулась на горы картонных коробок, где были разложены фонари, электрические фонари всех мастей и размеров. В закутке можно было посмотреть видео: группа людей лепит из глины один кувшин, каждый добавляет свой кусочек «глины», и кувшин поднимается на глазах, люди лепят его и разговаривают. На другом видео – люди, поднимающиеся и спускающиеся по пожарной лестнице. Я захватываю почти только концовку, начинаются титры, вижу имя  «Mika Kuraya»...   
«А!» - говорю я Марусе Красной, вот твое японское альтер эго пробежало.

Запах кружит меня, туманит, обхожу витринку стеклянную, в которой опять же фонарей видимо-невидимо. Вдруг до меня доходит, что, возможно, это один из самых используемых проводников света во времена неурядиц и катастроф. У нас в дестве всегда по дому заложены были огарки свечей и спички..на случай если отрубят свет. У японцев в третьем тысячителетии  - это фонари. Смотрю на витрины, как на раскопки, вообразилось невесть что, как будто я в далеком будущем смотрю на раскопки далекого прошлого.
11 марта 2011 года Япония пережила колоссальные по своей разрушительной силе землетресения и цунами. Пережили, выжили. Культура выживания у них доведена до символа. Превратить слабость в силу, недостаток в преимущество - достойная задача для мыслящих людей, для политиков.

Чуть позже я замечаю источник запаха лесопилки, я вижу бруски и деревянные столбы. На столбах стоит реальный кувшин из видео, уже вылепленный,  а на брусках дерева -Восходящее солнце, незакатное восходящее солнце. Я склоняюсь низко-низко, низко ему кланяюсь, я дышу и разделяю с японцами их воздух привезенный за  9.478,57 километров. Так что ж я плачу-то? Что я - не я? Что изменила свою природу, свою породу. Но ведь я  не изменила - я выжила, выжила, поэтому смотрю на искусство, езжу вот на биеннале, пишу в блог, а, самое главное:
я вхожу многомиллионную группу таких же, как я, выживших перкати-поле, читающих знаки в собственной манере, ориентирующихся только на свой внутренний контекст.
И понимающих, что он, этот контекст, у нас в корне - всеобщий.

Текст и фото Руфа Нуркатова

Комментариев нет:

Отправить комментарий